Наименование типа и формы мировоззрения Результаты самоанализаПримеры
Скачать 60.13 Kb.
|
Задание 2
Задание 3.
Задание 4.
Материализм (лат. materialis - вещественный) — это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия. Термин введен в оборот немецким философом, математиком, логиком Г.Лейбницем. Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее. Выделяют три главных разновидности материализма: К стихийному (или наивному) материализму относят учения античных мыслителей, живших в Древней Греции и Риме. Для науки того времени было характерно отсутствие разделения на отдельные сферы, она носила цельный философский характер с подчинением философии всех остальных научных дисциплин. В годы развития метафизического (или механического) материализма, т.е. в 16-18 веках, происходила стремительная дифференциация научных отраслей с выделением отдельных дисциплин и выходом их из-под опеки философии. Одновременно происходил и разрыв между диалектикой и материализмом, а потому в материалистическом учении остались лишь некоторые элементы диалектики. Для диалектического материализма характерно соединение материализма с диалектикой, а также проникновение в научную сферу идей о всеобщей связи и развитии природы. В то же время прекращается активная дальнейшая дифференциация научных дисциплин, которую сменяет интеграция различных областей науки между собой, идущая уже совместно с их дифференциацией. Задание 5 Тема: самообразование
Задание 6. Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке. Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными? Необходимость решения глобальных проблем – это крупнейшая социальная и научная задача человечества, от которой зависит его дальнейшая судьба. Проблема демографического роста одна из основных проблем человечества, и направления современной науки должны реализовываться в векторе решения этих глобальных проблем. Капица считает, что отыскивать и обосновывать решения глобальных проблем должны ученые, а осуществлять найденные решения в международном масштабе – государственные деятели. Образно говоря, в решении глобальных проблем должны участвовать все вместе. По его словам, мы переживаем самое значимое событие в истории человечества, и масштаб его последствий сложно представить и переоценить: глобальная демографическая революция затрагивает все области нашей жизни и приводит к стремительному изменению всего — структуры государств, мирового устройства, идеологий, ценностей. Справиться с происходящими переменами, приспособиться к новым условиям жизни нам помогут только культура и наука — а значит, те сообщества, которые это поймут, окажутся в наиболее выигрышном положении Так, что касается и естественных наук, и гуманитарных –темы их исследований должны решать практическую задачу – как жить человеку и обществу в контексте глобальных проблем? Современные прикладные науки пытаются ввести технологии, пытающиеся «вместить» человека на земле и упорядочить жизнь такого числа людей. Гуманитарные науки, в свою очередь, пытаются теоретизировать человеческое «общежитие», подчинить его общим законам. Так, на сегодняшний день, к перспективным наукам можно отнести синтетическую биологию, главная идея которой заключается в конструировании новых геномов и живых организмов, которые еще не встречались в природе или исчезли как биологический вид. Или Бионика, научное направление, которые пытается соединить биологию и технологии. «Живые прототипы – ключ к новой технике», лозунг Бионики. Она была основана Джеком Стили в 1960 году и сегодня, к примеру, к ее достижениям можно отнести бионический глаз, который способен вернуть зрения людям, которые его потеряли. С помощью бионики человек может искусственные материалы превращать в полноценно функционирующие человеческие органы. Еще одним современным научным направлением является нейроэкономика. Нейроэкономика - Наука о том, как «мозг принимает решения». Борьба производителей за кошельки покупателей становится все более научно обоснованной. Теперь на стадии разработки продукта к работе привлекаются не только психологи, но и нейрофизиологи. Они снимают и анализируют показатели активности мозга потенциальных покупателей. И уже на так важно, что говорит сам человек. Ведь ключевую роль играют процессы, которые происходят в его подсознании. Нейроэкономические исследования показали, что в прифронтальной лобной зоне коры головного мозга есть зона принятия рациональных решений, «зона самоконтроля». У тех, кто хорошо умеет себя контролировать, она активно работает именно на эмоциональном фоне. Но таких людей встречается немного. Новая наука - нейроэкономика - направлена и на то, чтобы помочь корректировать подобные решения. Особенно это важно для клинических шопоголиков, пациентов с определенными расстройствами, которые могут спустить все деньги за час. Данные темы являются перспективными, так как актуальны на протяжении всей жизни человечества и требуют развития и изучения. Для справки: Сергей Петрович Капица (14 февраля 1928, Кембридж (Великобритания) — 14 августа 2012, Москва) — советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное». Задание 7.
Под научно-техническим прогрессом обычно подразумевают массовое внедрение во все сферы жизни человечества достижений научной и инженерной мысли и совершенствование окружающей человека предметной среды. Казалось бы, этому явлению следует радоваться и всячески его поощрять. Но во всех странах не переводятся сожаления о «добрых старых временах», когда без новомодных приборчиков и машинок жилось проще и лучше. Кроме подобных индивидуальных жалоб есть и объективные тревожные сигналы: человечество поражают новые болезни, о которых 100 лет назад слыхом не слыхивали; в самых благополучных странах растет число психических заболеваний и проявлений агрессии; разрушительные природные и техногенные катастрофы становятся почти привычным делом. Необходимо осознать как природу техники, так и последствия технического развития и включить оба эти момента в саму идею и концепции техники. В свою очередь это означает, что будет дана оценка этих последствий. При этом человечеству придется решать непростые задачи. Например, понять, с какими особенностями и характеристиками современной техники и последствиями ее развития человек уже не может согласиться; можно ли от них отказаться; можно ли изменить характер развития технико-производящей деятельности, технической среды и технологии; если можно, то, что для этого нужно сделать. Кстати, может оказаться, что изменение характера развития техники потребует от человека столь больших изменений (в области его ценностей, образа жизни, в самих практиках), что, по сути, будет означать постепенный уход от существующего типа цивилизации и попытку создать новую цивилизацию. Впрочем, подобные попытки уже предпринимаются, другое дело, как оценивать их результаты. Это новая будущая цивилизация, конечно, тоже будет основана на технике, но иной, может быть, с меньшими возможностями, но что важнее - новая техника будет более безопасной для жизни и развития человечества. Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир. |