Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)

  • Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти на примере участника ВОВ Александра Матросова.

  • Введение 3

  • Глава 2. Методические основы исследование формирования исторической памяти молодежи ,на примере героя ВОВ Александра Матросова. 14

  • 2.2.Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти на примере героя ВОВ Александра Матросова. 21

  • Заключение 28 Список литературы 30

  • курсовая. Курсовая работа РГГу. российский государственный гуманитарный университет


    Скачать 68.89 Kb.
    Названиероссийский государственный гуманитарный университет
    Анкоркурсовая
    Дата30.11.2019
    Размер68.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа РГГу.docx
    ТипКурсовая
    #97866

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (РГГУ)

    ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА

    Кафедра источниковедения

    Смирнова Татьяна Геннадьевна

    Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти на примере участника ВОВ Александра Матросова.

    Направление подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение

    Курсовая работа студентки 1-го курса очно-заочной формы обучения


    Научный руководитель канд. исторических наук

    _______________ Н.Е.Соничева


    Москва 2019


    Оглавление


    Введение 3

    Глава I.Теоретические основы формирования исторической памяти граждан, через СМИ. 4

    1.1 Историческая память граждан: понятие, сущность, структура . 5

    1.2 Современные направления изучения исторической памяти граждан . 9

    Глава 2. Методические основы исследование формирования исторической памяти молодежи ,на примере героя ВОВ Александра Матросова. 14

    2.1 Факторы, влияющие на процесс формирования исторической памяти молодежи . 14

    2.2.Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти на примере героя ВОВ Александра Матросова. 21

    Заключение 28

    Список литературы 30


    Введение



    Одной из важных социальных проблем российского, современного общества является поиск оптимальных социальных механизмов сохранения и актуализации исторической памяти молодого поколения.

    Сохранение традиций, осознание ценности традиционной культуры представляется одним из ключевых факторов социальной консолидации и стабильности российского общества. Одновременно с этим существующие социально-культурные практики общественной жизни являются побуждающим фактором в закреплении исторической памяти молодежи, которая формируется отличной от исторической памяти старшего поколения, в том числе на уровне не только событийного ряда, но также и оценок, стереотипов, системы ценностных ориентиров.

    В результате в современном обществе происходит обострение противоречий на уровне усиления инновационного и необходимостью сохранения традиционного в содержании исторической памяти современной молодежи.

    Актуальность изучения процессов формирования исторической памяти также связана со слабой изученностью данного вопроса на уровне проведения социологического анализа, выявления доминантных основ, воздействующих на процессы формирования и восприятия исторической действительности.

    Объектом исследования являются средства массовой информации как источник формирования исторической памяти.

    Цель работы - показать, что СМИ источник формирования исторической памяти. Для достижения цели нужно выполнить ряд зад, а именно:

    1. Проанализировать понятие «историческая память», выявить ее характеристики, структуру и сущность.

    2. Изучить современные направления исследования исторической памяти граждан с точки зрения различных авторов.

    3. Выявить факторы, влияющие на формирование исторической памяти российской молодежи, на примере участника ВОВ Александра Матросова.

    4. Изучить роль знаний и информированности в формировании исторической памяти молодежи на примере московской молодежи.




    Глава I.Теоретические основы формирования исторической памяти граждан, через СМИ.




    1.1 Историческая память граждан: понятие, сущность, структура .




    Последние годы среди огромного количества проблем, волнующих российского общества, появилась проблема исторической памяти как специфического феномена общественного сознания и поведение людей. Можно назвать большое количество учёных, начиная с Аристотеля, занимавшихся и занимающихся проблемами исторической памяти. Основателем теории исторической памяти считается Морис Хальбвакс, автор труда «Коллективная память». По его мнению историческая повесть – это и природный ход мыслей, и она сохраняется только в сознании той группы, которые я поддерживает, но она исчезнет тогда, когда умирают те группы, которые её поддерживают.1

    Идея автора сводится к тому, что память индивидов и групп социально детерминирована, воспоминания всегда являются реконструкции, воспоминание может не сохранится, и оно изменяется, просто и сохраняется неизменным в памяти человека, Коллективная память имеет исторический характер.

    Ценность работы автора заключается в том, что по его мнению, память складывается в неоднородном, исторически возникшем и фрагментарном пространстве общества. Свойства исторической памяти заключается в том, что понятие исторической памяти не только актуализировано, но и избирательно.

    Память способна удерживать в сознании людей основные политические события, конечно, но тема Великой Отечественной войны продолжает в современное время высоко оцениваться исторической памятью. Война оценивается исторической памятью как наиболее значимые явления, поэтому эта память связана с историей каждой семьи. Великая Отечественная война определила не только будущее нашего отечественная, но и всего мира.

    Одной из главных задач современности становится сохранение исторической памяти. Молодёжь должна знать историю своей страны, запечатленные записках и дневниках современников, воспоминаниях участников войны. Современной молодёжи присущи обострённое чувство нового, критическая в осмысление существующих концепций, Самостоятельность суждений, умений достаточно быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.

    Свойства личности приводит к такой характерной особенности, как повышенная требовательность к аргументированности не только научных, но и любых общественно-политических положений, стремление не просто принять истину, а прийти к ней в процессе самостоятельного осмысления.

    Патриотизм является фундаментом общественного и государственного здания, опора жизнедеятельности, одно из первичных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утверждаются в обществе. Патриотизм не заложен в генах, это не природное , а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.  

    Однако несмотря на большой интерес к изучению данной проблематики, понятийный аппарат указанной проблемы спорен, так как существует множество трактовок термина «историческая память», а также разные подходы к ее изучению. В связи с этим необходим историографический анализ данной проблемы.

    К ее основным целям относятся характеристика основных взглядов основоположников мемориальной историографии и их отражение в трудах отечественных ученых. Историографическими константами в проведенном нами анализе являются историческая память, ее структура, механизмы формирования и ее соотношение с историческим знанием. 2

    На сегодняшний день отечественные ученые ведут исследования данной проблемы в междисциплинарном поле. Важным вопросом является соотношение исторического знания, исторической памяти и исторического сознания. Одним из первых эту проблему затронул М. А. Барг, считая, что ошибочно отождествлять историческое сознание и историческую память, ведь это означает отождествить его лишь с опытом прошлого, лишая измерений настоящего и будущего.3

    Само понятие исторического сознания, по мнению ученых, шире, чем понятие историческая память. Если память в своей основе обращена к опыту прошлого, опыту истории, то историческое и общественное сознание есть как бы воплощение опыта прошлого, проецируемого в настоящем и ориентируемым на будущее, как бы продукт, сформированный в процессе осознания обществом себя самого, своего отношения к истории в настоящем времени.

    Устная традиция передачи информации о прошлом наоборот, мифологична, характеризуется тем, что память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями».

    Проблеме формирования исторических образов прошлого как «метода изучения исторической памяти» уделяет большое внимание О. Б. Леонтьева. По ее мнению, «именно образы событий и персонажей прошлого, созданные в произведениях художественной культуры, являются основой обыденных представлений о прошлом».4
    Исследовательница отмечает, что изучение образов прошлого позволяет проследить наглядный процесс превращения фактов реальности в факты исторической памяти.

    Несомненно, образ прошлого – фундаментальная основа исторической памяти. Именно при помощи комплекса обрывчатых воспоминаний, повседневных представлений об истории мы имеем возможность наблюдения и изучения феномена исторической памяти. Образы прошлого существуют в различных формах. Это могут быть об- разы конкретных исторических событий, отдельных исторических деятелей, социальных групп или собирательных типов. Образ события или исторической личности, как правило, базируется на комплексе несистематичных воспоминаний. С течением времени, когда пережитые события пре- вращаются в историю, когда остается все меньше современников, образ все более трансформируется и видоизменяется, все более отдаляется от исторической действительности. Так комплекс образов прошлого формирует историческую память.

    Исследователи особое внимание уделяют механизмам формирования исторической памяти.

    Процесс отбора исторического прошлого, актуализация или сознательное забвение тех или иных фактов связаны с такими понятиями, как коммеморация и рекоммеморация. Их можно считать разновидностями механизмов формирования исторической памяти. Один из основоположников этих понятий, А. Мегилл, определяет коммеморацию как процесс, когда «зафиксированные воспоминания прошлых событий могут превратиться в нечто, родственное объектам религиозного почитания». Он считает, что когда возникает поклонение, «память превращается в нечто иное: память становится коммеморацией».5

    Его взгляды оказали влияние на отечественных ученых. Г. М. Агеева определяет коммеморацию как «увековечение памяти о событиях: сооружение памятников, организация музеев, определение знаменательных дат, праздники, массовые мероприятия и многое другое».

    1.2 Современные направления изучения исторической памяти граждан .



    Данный параграф будет посвящен изучению института СМИ как основному источнику формирования у людей памяти и Великой Отечественной войне. Любая информация является условием того, чтобы позднейшие поколение могло стать свидетелем давно уже прошедших событий, детали которого забыты. Они резко расширяют радиус принадлежности к числу современников.

    Исходя из материализации носителей данных СМИ обеспечивают живым воспоминаниям место в культурной памяти. Фотокарточки, репортажи, мемуары и фильм хранятся в огромном банке данных объективированного прошлого. постоянно активизировать накопленные данные для устойчивого перевода информации в воспоминания является одной из главных задач СМИ.

    К сожалению в последнее время у граждан нашей страны существенно снижается заинтересованность в изучении памятных событий Великой Отечественной войны.

    Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Старых Н.П. провел социологическое исследование по данной проблематике и пришел к следующим выводам.

    Так, в 2004 году 90% населения Российской Федерации отмечали, что интересуются данной проблематикой, а в 2014 году региональное исследование показало, что только 59,6% опрошенных интересует темой Великой Отечественной войны. 30,2% отметили, что они не интересуются, но и не игнорируют возможность получения информации о Великой Отечественной войне.

    Половина опрошенного населения считает, что их уровень знаний о событиях Великой Отечественной войны находится на уровне школьного/ вузовского курса; 32,9% отмечают, что их объем знаний чуть выше среднестатистического.

    Главными источниками информации о войне нынешние граждане нашей страны называют:

    • семью;

    • учебное заведение;

    • различные кинофильмы;

    • различные театральные спектакли;

    • художественная литература;

    • СМИ;

    • встречи с ветеранами,

    • музеи,

    • воинские мемориалы;

    • тематические кружки и так далее.

    В данной работе мы посвятим особое внимание такому источнику как СМИ.

    С историей Великой Отечественной войны современные граждане нашей страны прежде всего соприкасаются благодаря просмотру кинофильмов. Это связано с тем, что в течении последнего года 86% респондентов смотрели современные кинофильмы, посвященные событиям 1941–1945 годов.

    К военной литературе современники обращаются значительно реже, а именно только 30% опрошенных, и чаще это были более взрослые люди (36% старше 60 лет), в сравнении с лицами от 25–34 лет (21%).

    В настоящее время достаточно существенной проблемой является искажение исторической памяти о событиях войны в о социальном сознании граждан нашей страны и мирового сообщества. Для того чтобы не допустить искажения исторических событий годов войны нужно подробно рассказывать о событиях Великой Отечественной войны в современных СМИ как на отечественном так и на международном уровне. В рамках поддерживаемого

    Изучение статей газет показывает, что события и факты, посвященные Великой Отечественной войне, находят свое отражение в данных периодических изданиях. Они носят информационный, а также безоценочный характер.

    В статьях о войне нет изучения роли исторических фактов для развития мирового сообщества ни относительно послевоенного мира, ни современного этапа, а только описание современных мероприятий, имеющих отношение к ней.

    Безусловно, стоит отметить, что публикации в СМИ по данной проблематике, чаще всего встречаются в преддверии 9 мая.

    Данные статьи чаще всего посвящены, как правило, описанию подготовки к празднику, выделению материальной помощи ветеранам войны. В СМИ федерального уровня за данный период не было представлено местной специфики событий войны, если и встречаются упоминания о данных событиях, то связаны они прежде всего со столицей нашей Родины.

    В газетах местного уровня встречаются публикации об участниках войны, их пути к Победе, а также об определенных, чаще всего местных сражениях, но эти публикации очень редки.

    К особенностям анализируемых публикаций на сегодняшний день можно отнести освещение проблем фашизма и нацизма на Украине.

    Отсюда следует, что ни одна из изучаемых нами газет не ведет целенаправленной систематической работы по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

    Нет индивидуальных тематических публикаций, посвященных этому событию, статей в газетах, а именно таких работ которые несут патриотическое содержания, подчеркивающих ценность и важность этого исторического события для нашего государства в целом и для каждого гражданина отдельно.

    Нет материалов, которые были бы написаны для разных целевых аудиторий, для воспитания у каждой возрастной группы чувств гордости, патриотизма и сохранения исторической памяти о войне. Статьи о войне обычно не располагаются на первых полосах газетных изданий, чаще всего представлены одним рисунком, который занимает 1/5 статьи. Еще одним важным моментом является то, что публикации периодических изданий является то, что всплеск публикаций в преддверии дня начала Великой Отечественной войны отсутствует.

    Отсюда следует, что данный анализ дает нам знать о плохом освещении событий о войне напечатанным в СМИ.

    Стоит также отметить, что проблемы, связанные с образованием исторической памяти, в последнее время все же более актуально, и все чаще реализуются проекты, призванные привлечь молодежь к изучению и осмыслению истории своей страны. Например такие проекты как «Имя России» и «Имя Победы».

    Итоги данного проекта подтверждают большую оценку, а также вклад военных деятелей в историю отечества.

    Также примером может служить участие СМИ в формировании исторической памяти о войне через информационную сеть интернет, посредством голосования в мультимедийном конкурсе «Имя Победы».

    Целью данного проекта являлся выбор открытым общенародным голосованием полководца, который, по мнению граждан России, внес большой вклад в историю военной славы России.

    Поскольку отечественная военная история богата славными именами полководцев, которых по праву можно назвать великими, российскими военными историками, простыми любителями и знатоками истории были отобраны сто великих полководцев, которые «вступили в борьбу» в открытом общенародном голосовании.

    Результаты конкурса свидетельствуют о том, что из десяти финалистов, выбранных всенародным голосованием, два полководца являются «представителями» Великой Отечественной войны.

    Глава 2. Методические основы исследование формирования исторической памяти молодежи ,на примере героя ВОВ Александра Матросова.




    2.1 Факторы, влияющие на процесс формирования исторической памяти молодежи .



    Одним из существенных направлений прогрессирования современного социума является патриотическое воспитание молодежи. Исходя из этого особую значимость для государства является проблема воспитания.

    На сегодняшний день, для прогресса и улучшения государства мало, чтобы индивид получил образование в малой специализации. Несущественным основанием становится желание индивида работать и всячески помогать развитию своего государства. Для этого с малого возраста детям нужно прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, а также образовывать в сознании гордость за родной язык.

    Данная проблематика является актуальной и значимой в современном мире, так как будущее нашего государства зависит от вырастающего поколения и перед учителями стоит трудная задача зародить в каждом юном человеке все нужные качества, которые зародят крепкий фундамент для будущего развития индивида.

    В современном социуме в большей степени образовываются приоритеты обыденных интересов, по сравнению с интересами нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.

    Многие авторы считают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей давно потеряна, а новые еще не преобретины.

    Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одним из важных вопросов является проблема патриотического воспитания нынешней молодежи. Быть патриотом – это жизненная потребность людей, удовлетворение которой является как условие их материального и духовного прогресса, так и утверждение гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культуры, национальной и духовной принадлежности к Отечеству.

    Воспитание патриотизма должна соответствовать рассмотренной выше структуре, но также должна иметь ряд своих особенностей. Поэтому стоит рассмотреть специфику патриотического воспитания.

    Буткевич В.В считает, что под патриотическим воспитанием стоит понимать проработка патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Отечеству и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти.

    В качестве показательной ориентиров патриотического воспитания выступают смыслы человеческого бытия, обнаруживающиеся, в первую очередь, в мире ценностей, являющихся системообразующим элементом в структуре целей патриотического воспитания.

    В современных условиях готовность и способность государства проводить политику в области государственно-патриотического воспитания граждан зависят, в свою очередь, от его позиции и ответов по ряду животрепещущих вопросов. Во- первых, это определение смысловых концептов национальной идеи как части общенациональной идеологии, духовно-нравственной и научной парадигмы, воплощающей мечты миллионов россиян о национальном идеале, укреплении государственности, способной вдохновить соотечественников на большие свершения во имя благосостояния и духовного преобразования общества. Во-вторых, это обоснование места Российской Федерации в процессах глобализации, в глобальной интеграции мира, предполагающих нивелирование национальных и патриотических чувств, ограничение национальных суверенитетов и традиционных культурных укладов жизни народов.

    В-третьих, это определение содержательного поля и характера взаимодействия государственных органов и формируемого гражданского общества в постановке и решении жизненно важных для страны проблем.

    Завершением фрагмента суждений о предметно-категориальной области патриотического воспитания может служить тезис о том, что эта область знаний является подвижной и требует более универсальных подходов, чем мы имеем в настоящее время.

    К важным методологическим проблемам патриотического воспитания относятся проблемы межпредметной интеграции знаний, особенностей применения общенаучных подходов (системного, процессуального, синергетического и др.) в исследовании и разрешении вопроса.

    Вторая группа научных проблем патриотического воспитания – научно-педагогические. Наиболее важные из них – формирование и развитие систем патриотического воспитания в образовательных и иных учреждениях; совершенствование содержания и методики патриотически ориентированного воспитательного и образовательного процессов; создание системы непрерывного патриотически ориентированного образования граждан; оптимизация структуры и управления социально-педагогическим пространством патриотического воспитания; развитие социальной инфраструктуры патриотического воспитания; формирование патриотических ценностных ориентаций и их ядра – идеалов у детей и молодежи; содержание и методы диагностики патриотического воспитания, его критерии и показатели; учет пола и возраста детей при организации патриотического воспитания; место и роль семьи в патриотическом воспитании и другие.

    Ключевой проблемой здесь представляется проблема совершенствования патриотического воспитания как воспитательного процесса на уровне всех его компонентов – целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, результативного.

    Остановимся на целевой направленности патриотического воспитания. В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

    Из приведенного перечня целей видно, что интегрированные задачи гражданского, духовно-нравственного и социального воспитания в целом отнесены к целевой области патриотического воспитания, то есть патриотическое воспитание употребляется в значении общественного воспитания в целом, включает составными элементами все другие виды (направления) воспитания.

    Гораздо продуктивней, на наш взгляд, вести речь о тесной взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями (духовно-нравственным, гражданским, экологическим, физическим и другие) воспитания, интегрированности их целей.

    С другой стороны, целью патриотического воспитания определено формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    В данном вопросе желательна методологическая корректировка. С комплексных позиций гуманитарных и социально- экономических наук, формирование личности человека происходит в трех его наиболее важных сферах жизни – сознании, отношениях и деятельности. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены четко (патриотическое сознание и чувство любви и верности Родине), то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в Концепции говорится невнятно, не проводится важнейшая мысль – патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических по- ступках, социальной активности. Ограничение сферы патриотического воспитания сферой сознания прослеживается в теории и практике патриотического воспитания на всех уровнях – концепций и про- грамм, научных исследований, учебных и методических разработок.

    Нельзя забывать и о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

    Главный вопрос патриотически ориентированного воспитательного процесса – его субъектная база.

    Если опять обратиться к Концепции патриотического воспитания, то круг социальных институтов воспитания резко ограничен государственными органами и общественными организациями. Сама же жизнь, ее современные реалии говорят о том, что эффективность патриотического воспитания детей в решающей степени зависит от семьи. Именно в семье ребенок усваивает азы любви к своему микросоциуму, «малой» Родине, именно через семью передаются генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. И именно российская семья оказалась в центре мощного разрушительного воздействия формировавшихся рыночных механизмов в постсоветский период развития страны, разлагающей духовно-нравственной экспансии средств массовой информации, именно семья как социальная ячейка и духовный оплот государства испытывает сейчас крупномасштабный кризис. Придание семье статуса одного из ведущих субъектов патриотического воспитания детей, включение духовно-нравственного потенциала семейной сферы в содержание патриотического воспитания научно состоятельны и жизненно необходимы.

    Актуальной задачей современного патриотически ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии.

    Без отражения активной субъектной позиции детей и молодежи в условиях их жизни в демократическом обществе дезавуируются демократический характер воспитания подрастающего поколения в нашей стране, такие главные принципы воспитания, как гуманизация воспитательного процесса, ценностно-демократическая ориентация управления развитием детей, приоритетное воздействие в воспитательном процессе на реальную социальную ситуацию, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи.

    Значительные разногласия существуют и в проблеме определения объектов патриотического воспитания. В Концепции объектами воспитания названы все социальные слои и возрастные группы граждан России. К ним причислены и творческая интеллигенция, представители средств массовой информации и законодательной, исполнительной, судебной власти, трудовые коллективы предприятий и предприниматели.

    Впервые в теории воспитания объектная сфера вышла так далеко за пределы воспитания детей и молодежи. Нельзя не отметить, что отнесение к объектам патриотического воспитания всех граждан страны косвенно делает невозможным полноценное функционирование гражданского общества, которое должно быть независимо от государства.

    Логика воспитательного процесса как целенаправленного воздействия на сознание, чувства, отношения и деятельность чело- века диктует некоторые формальные ограничения этого воздействия, в частности, его обязательную необходимость на этапе формирования личности, когда ребенок (а в соответствии с Конвенцией ООН о правах человека, утвержденной Генеральной ассамблей ООН 20.11. 1989 г., «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее») только осваивает механизмы самовоспитания и саморазвития.

    По нашему мнению, целесообразно возрастной предел воспитанников ограничивать детством и юностью, когда формируются мировоззренческие установки и ориентации, когда человек еще не обладает развитым, зрелым самосознанием и не утвердился в жизненных планах. Применительно к старшим возрастным категориям населения правильнее говорить о патриотической работе с ними, а не о воспитании.


    2.2.Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти на примере героя ВОВ Александра Матросова.



    Одним из основных условий экономического, политического возрождения страны, будущего процветания гражданского общества и национального самосознания является патриотическое воспитание человека. Нужно заметить, что патриотизму нельзя выучиться, его нельзя навязать, но его можно и нужно воспитывать. Сегодня особенно надо обратить внимание на процесс воспитания патриотизма у молодого поколения.

    Изучение патриотизма является актуальным, так как он является основой для гармоничного взаимодействия государства и социума с целью решения поставленных задач и улучшения жизни граждан. Зачастую от старшего поколения можно услышать о том, что «современная молодежь уже не та» и уровень патриотизма крайне низок.

    В современное время идет популярное изменение геополитической обстановки в мире, что и требует правильного патриотического воспитания отечественной молодежи. Необходимо заниматься патриотическим воспитанием молодого поколения, которое в дальнейшем должно стать настоящими гражданами и патриотами нашей страны, готовыми развивать ее и вести к хорошему будущему, готовыми работать на ее благо и отстаивать ее интересы в любых ситуациях.

    По мнению Дорохова Ю.В патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам государства, стремление защищать интересы Отечества и своего народа.

    Патриотизм основывается на естественном чувстве принадлежности к тому социальному окружению, в котором человек родился и рос.

    Патриотизм по своей сути и смыслу – нравственная основа жизнеспособности общества.6 Он является общей мощью, которая затрагивает каждого человека и весь социум. И конечно, патриотизм не носит характера агрессии, напротив, он проявляется в любви и терпимости к своему народу, к почитанию традиций, в соблюдении предписанных норм и правил.

    Рассматривая проблематику патриотизма, многие имеют ввиду то, что патриотизм не может существовать обособленно и появиться из ниоткуда. Патриотизм формируется в результате формирования культуры. Патриотизм детерминирован с патриотической культурой и эти два понятия не могут быть разделимы, так как второе формирует первое.7

    Патриотическая культура является первым шагом к воспитанию патриотизма у молодежи. Основной задачей патриотического воспитания является образование и развитие такой личности, которая обладала бы качествами гражданина-патриота, а также высокой социальной активностью и гражданской ответственностью.

    Каждый человек должен развивать в себе патриотическую культуру, так как она является высшим духовным воспитанием. Ученый В.М. Федоров считает, что «патриотизм – это единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников».

    Изучая вопрос патриотического воспитания молодежи, нужно отметить, что для достижения этой цели в образовательных учреждениях вводятся дисциплины, носящие патриотическую направленность. Таким образом, школьники и студенты развивают такое социально значимое качество, как патриотизм. Молодежь именно с качествами патриота нужна современной Российской Федерации, так как любой патриот нашей страны может сделать наше государство лучше, направляя весь свой талант на её развитие.

    Особенное значение имеет оценка нынешнего уровня патриотизма российской молодежи.

    Для внедрения в систему образования аспектов патриотического воспитания необходимо обращаться к опыту педагогов, которые на практике оттачивают свое мастерство и видят реальную картину того, действенны ли те методы или нет.

    В вопросе патриотического воспитания интересен также опыт проведения военно-патриотических игр и реконструкций. Положителен пример проведения военно-патриотической спортивной игры «Зарница Поволжья» в Московской области. Игра «Зарница» является составляющей системы военно-патриотического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи обеспечивает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданских, нравственных, психологических и физических качеств в процессе воспитания и обучения.

    Органы исполнительной власти в Московской области активно проводят работу в области развития патриотического воспитания молодежи в рамках программы государственной молодежной политики.

    Современные СМИ в разках информационных порталов, социальных сетей и других форм передачи информации передают нынешнему поколению информацию о героях Великой Отечественной войны на примере их биографии.

    Стоит рассмотреть биографию Матросова Александра Матвеевича. Матросов Александр Матвеевич - стрелок-автоматчик второго отдельного девяностопервого отдельного Сибирского добровольческого батальона имени И.В. Сталина, красноармеец.

    8 сентября 1943 года на основании приказа народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина, имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он был зачислен в список первой роты данной части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навсегда в списки воинской части.

    27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Наши солдаты выдвинусь в лес и вышли на опушку и в это время они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне.

    Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты.

    Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

    Был похоронен в деревне Чернушки Локнянского района, а в 1948 г. прах А.М. Матросова был перезахоронен в городе Великие Луки Псковской области на левом берегу реки Ловать на пересечении улицы Розы Люксембург и набережной имени Александра Матросова.

    Через несколько дней имя Александра Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом дату смерти Героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню рождения Красной Армии. Несмотря на то, что Александр Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше трехсот человек совершили подобный героический поступок. Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Отсюда следует, что нужно подробное изучение патриотизма с точки зрения установления его как исторического явления. Патриотизм является конкретной совокупность знаний о своем Отечестве, которые, будучи усвоенными личностью, преобразуются в ее поступки и действия.

    Работы о подвиге этого героя встречались во многих советских газетах. Информация о героях была распространена в СМИ того времени, что нельзя сказать о сегодняшнем дне.

    На сегодняшний день в исторической памяти молодежи заложен лишь приобретенный существующим молодым поколением собственный приобретенный в процессе жизни опыт. Данные функции осуществляются в развитии и сохранении элементов общенационального уровня исторической памяти. К таким относятся: знания, оценка, стереотипы поведения, ценности, нормы, символы и другие.

    Работа исторической памяти показывает на сущность, состояние этой памяти общественных субъектов в определенных исторических временных условиях.

    Формирование памяти является общественным процессом зарождения функций исторической памяти, системно обеспечивающих воспроизводство (актуализацию) традиционных форм жизнедеятельности в сознании и поведении отдельной личности, социальных общностей, общества в целом и определения характера информационного развития всех сфер жизнедеятельности отдельного человека и всего общества. Образование исторической памяти изучается нами в 3-х аспектах, а именно: поведенческий, мировоззренческий и эмоциональный.8

    Под поведенческим аспектом понимается историческая память, которая отражает процесс усвоения личности через исторический опыт изучаемой нормы, знания, ценности, правила поведения.

    В конкретном случае речь идет о проявлении исторической памяти в процессе социальной адаптации, активного усвоения человеком социального опыта и приспособления к изменяющейся социальной среде. Историческая память дает возможность понять и осуществить на практике сложившиеся формы социального взаимодействия и способы предметно-практической деятельности.

    Мировоззренческий аспект образования исторической памяти характеризует вопросы, связанные со смыслом жизни человека и нахождением индивида себя в этом мире.

    Наличие исторической памяти подводит личность к необходимости понять смысл бытия как такового, смысл собственного существования в контексте движения социальной истории. 

    Эмоциональный аспект формирования исторической памяти отражает характер и степень воздействия чувств и эмоций на понимание человеком прошлого, настоящего и будущего. Историческая память посредством эмоций, мотивов, интереса настраивает человека на отражение тех или иных событий в определенном режиме.

    Любой из обозначенных аспектов исторической памяти не может функционировать отдельно друг от друга.

    Изменения какого-либо из аспектов организации исторической памяти способствуют изменению других и влияют на реализацию основных и производных свойств памяти. Характер проявления поведенческого, эмоционального и мировоззренческого аспектов устанавливает в целом особенности организации исторической памяти социального субъекта, который также проявляется знании и информирует молодежь об основных исторических событиях.




    Заключение



    На мой взгляд, для изучения истории своей страны каждый граждан должен не только привлекать к участию в голосовании в сети интернет, но и в дальнейшем пытаться их развивать, освещая в СМИ не только результаты данного опроса, но и организовывать телевизионные передачи для широкой аудитории. Так же стоит учитывать возрастной диапазон просматриваемым данный коннект аудитории.

    Проведенный мною анализ доказывает, что сегодня идет абсолютно новый этап сохранения и воспроизводства исторической памяти о войне. Активно используются современные каналы и технологии для образования представлений о Великой Отечественной войне.

    В СМИ складывается позиция, которая трансформируются и радикально пересматривает события и итоги войны.

    Однако можно сделать вывод о том, что, СМИ, являясь источником образования исторической памяти о войне, не осознают своей общественной значимости в данном процессе, так как это приводит к снижению интереса к событиям войны, и уровня знаний о событиях Великой Отечественной войны.

    Одним из основных условий экономического, политического возрождения страны, будущего процветания гражданского общества и национального самосознания является патриотическое воспитание человека. Нужно заметить, что патриотизму нельзя выучиться, его нельзя навязать, но его можно и нужно воспитывать. Сегодня особенно надо обратить внимание на процесс воспитания патриотизма у молодого поколения.

    Изучение патриотизма является актуальным, так как он является основой для гармоничного взаимодействия государства и социума с целью решения поставленных задач и улучшения жизни граждан. Зачастую от старшего поколения можно услышать о том, что «современная молодежь уже не та» и уровень патриотизма крайне низок.

    В современное время идет популярное изменение геополитической обстановки в мире, что и требует правильного патриотического воспитания отечественной молодежи. Необходимо заниматься патриотическим воспитанием молодого поколения, которое в дальнейшем должно стать настоящими гражданами и патриотами нашей страны, готовыми развивать ее и вести к хорошему будущему, готовыми работать на ее благо и отстаивать ее интересы в любых ситуациях.

    Нельзя забывать и о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

    Список литературы



    1. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html

    2. Гофман А., Хальбвакс, Морис // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, С.386

    3. Бестужев-Лада И. В. Исследования будущего: проблемы и решения. Russian Futures Studies Academy — 2000. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2633

    4. Соколова М.В. Что такое историческая память // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2008/142

    5. Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие предмет // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. С. 31.

    6. Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003. С. 203–204.

    7. Хмелевская Ю.Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. Челябинск, 2004. С. 13.

    8. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. / Новое литературное обозрение, 2014. С. 328.

    9. Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М., 2006. С. 51.

    10. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 42.

    11. Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf

    12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2010. С. 592.

    13. Ельчанинов В.А. Историческое сознание. 2002. С.111

    14. Кулиш В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // 2010. № 6. С. 42-46.

    15. Кулиш В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. 2008. № 3 (50). С. 42–46.

    16. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6. С. 14 – 18.

    17. Немировский В.Г. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в 1988–2004 гг. // Молодежная галактика. 2007. № 3. С. 110–115.

    18. Рачипа А.В., Бурьков В.В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf

    19. Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/

    20. Синицина Н.А. Историческая память как культурообразующий фактор // Вестник Южно-Российского университета. – Ростов-на-Дону.- №5. 2008. С. 76 - 78.

    21. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // СОЦИС. – 1998. № 5. С. 3 – 7.

    22. Шилина Т.П. Сохранение культурно – исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=072

    23. Соломатина В.В. Историческая память народа // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7978-2013-05-25-01-18-02

    24. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом, и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. С.54–55.


    1 Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. С. 8.





    2 Морозов О. В. Рец. на кн.: Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – на- чала XX в.». С. 374.



    3 Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. С. 5–6.



    4 Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого. С. 34.



    5 Мегилл А. Историческая эпистемология. С. 110.



    6
     Хмелевская Ю.Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. Челябинск, 2004. С. 13.

    7
     Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом, и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. С.54–55.

    8
     Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003. С. 203–204.



    написать администратору сайта