берестяные грамоты. рк 1 история. Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Зоопсихология и сравнительная психология
Скачать 35.52 Kb.
|
Итоговый контроль по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Москва Вариант 2 1. поклонъ ѿ миха[ӏ]л[ѣ] к осподину своѥму тимофию землѧ готова надобь сѣмѧна пришли ꙩсподине цлвкъ с проста а м н‐ е смиѥмъ ӏмать ржи безъ твоѥго сло‐ ва ‘Поклон от Михайлы господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека сразу же, а то мы не смеем брать рожь без твоего слова’. 2. (покло)но [ѿ] дав[](да и ѿ) еси‐ ѳа къ матѳѣю постои за нашего сироту мо‐ лви дворѧнину павлу пе‐ трову брату дать грамо‐ тѣ не дасть на него ‘Поклон от Давыда и от Есифа к Матфею. Постой за нашего крестьянина — скажи дворянину Павлу, Петрову брату, чтобы грамоту (подразумевается: о закабалении) не давал на него’. Что вы знаете о берестяных грамотах, какова их роль в изучении истории России? Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. По состоянию на 2020 год найдено более 1100 берестяных грамот в Великом Новгороде и ещё более 100 в других городах России, Украины и Белоруссии. В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу. По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках. До наших дней сохранилось много (правда, довольно поздних) документов и даже целых книг (в основном старообрядческих), написанных на расслоенной бересте. Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы. В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века. 26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов. Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове – в 1958-м, в Витебске – в 1959-м. В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери – в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади. Характер берестяных грамот – послания незнатных людей – является ярким свидетельством распространения грамотности среди населения Древней Руси. Горожане обучались азбуке с детства, сами писали свои письма, женщины также знали грамоту. То, что в Новгороде была широко представлена семейная переписка, говорит о высоком положении женщины, которая посылала мужу наказы и самостоятельно вступала в денежные отношения. Значение найденных берестяных грамот огромно как для изучения отечественной истории, так и для русского языкознания. Они – важнейший источник для изучения повседневной жизни наших предков, развития торговли, политической и общественной жизни Древней Руси. Опишите о чём говорится в каждой из грамот ‘Поклон от Михайлы господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека сразу же, а то мы не смеем брать рожь без твоего слова’. В этой грамоте Михаил (Михаила) пишет господину Тимофею о просьбе дать разрешение взять семена ржи для посева. Как написано, земля была готова к посеву и нужны семена. А пахари не могут взять семена без разрешения. ‘Поклон от Давыда и от Есифа к Матфею. Постой за нашего крестьянина — скажи дворянину Павлу, Петрову брату, чтобы грамоту (подразумевается: о закабалении) не давал на него’. В этой грамоте два человека- Давыд и Есиф- просят Матфея. Они хотят, чтобы тот передал господину Павлу, чтобы он защитил крестьянина от заколебания. Определите кем являлись авторы данных грамот, их пол и социальное положение. Все грамоты пишут мужчины. В первой грамоте соотношение стратиграфической и внестратиграфической оценки позволяет предполагать, что писавший был стар. Михаил скорее всего был «черным человеком», а точнее половником. «Черные люди» составляли большую часть населения Новгородской республики. Они имели достаточно низкое социальное положение, но самыми низкими были земцы(холопы). Вторую грамоту пишут два человека- Давыд и Есиф. Они возможно были житьими людьми, то есть своеземцами. Житьи люди занимали средний класс общества. Они являлись населением среднего достатка. Чем занимались или могли заниматься авторы данных грамот. Михаил, так как был «черным человеком», занимался землей своего господина. Он был изорником, то есть пахарем, или огородником. Такие люди занимались посевом, сбором урожая, могли также подготавливать земли. Свое название они получили от типа арендной платы за землю – половины урожая. Но в Новгородской земле существовали и более льготные условия аренды - треть или четверть урожая – все зависело от ценности земли в данном месте. Давыд и Есиф были частью житьих людей—своеземцами. Своеземцы обычно не владели землями в одиночку. Они обрабатывали и приобретали землю сообща – некоторое подобие крестьянской общины. Своеземцы либо сами обрабатывали свою землю, либо сдавали ее в аренду крестьянам. Получая со своих земель доходы, житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия, с чего и получали прибыль. Воспользуйтесь предложенной литературой или дополнительными источниками и опишите как могли жить авторы данных грамот или сословие, к которому они принадлежат в период с XII по XV века(Средневековой Руси). Их повседневную жизнь, права и обязанности. Или же опишите определенный аспект их жизни, описанный в грамоте, например: брак, суд, хозяйская деятельность и прочее. К «черным людям» принадлежали жившие в городах ремесленники и мелкие торговцы, сельское население: смерды и земцы. Они несли повинности по строительству и ремонту мостов и дорог, сооружению церквей и городских укреплений, в военное время призывались в ополчение. Черные люди, как и все свободное население Новгорода, имели право принимать участие в вечах. Основная масса сельского населения являлась смердами. Первоначально они имели свое собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием боярского землевладения они все больше превращались в экономически зависимое население. Постепенно смерды распались на две категории - общинников, плативших налоги Новгороду, и смердов, которые делились на закладников и половников. Закладниками являлись крестьяне, вышедшие из общины и поступившие в зависимость к боярам. Половники- это крестьяне, сидевшие на землях частных владельцев. Половник имел право уйти от своего господина один раз в году в установленный законом срок – Филиппово заговенье. Перед уходом половник должен был полностью погасить свою задолженность перед господином. Житьи люди представляли собой род акционеров, вкладывающих деньги в развитие международной торговли. В политической жизни города этот класс исполнял судебные и дипломатические поручения Совета господ, являлся представителем концов, в которых проживал. В отличие от других русских княжеств, в Новгороде сохранился класс мелких землевладельцев – своеземцев. Своеземцы отличались от крестьян тем, что имели полное право на землю. Они в большинстве своем были городскими жителями, купившими земельные участки, вроде нынешних дачников, только земли своеземцев были больше и в основном сдавались в аренду. Своеземцы вместе складывались в земледельческие товарищества, носившие название сябров или складников. |