Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговый контроль по дисциплине « История социально-психологического знания »

  • ФИО студента Боходирова Озода Зафарбек кизи Направление подготовки

  • Ургенч 2021 Психологическое значение творчества Р. Бэкона.

  • Психологические взгляды Р. Декарта.

  • Боходирова Озода Зафарбек кизи_История социально-психологическог. Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине История социальнопсихологического знания


    Скачать 31.83 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине История социальнопсихологического знания
    Дата06.01.2022
    Размер31.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБоходирова Озода Зафарбек кизи_История социально-психологическог.docx
    ТипДокументы
    #324768






    Российский государственный социальный университет





    Итоговый контроль

    по дисциплине «История социально-психологического знания»


    ФИО студента

    Боходирова Озода Зафарбек кизи

    Направление подготовки

    Психолого-педагогическоеобразование

    Группа

    ПСИ-Б-01-З-2020-1_ДИСТАНТ


    Ургенч 2021

    Психологическое значение творчества Р. Бэкона.


    Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую линию исследования души. Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органических функции из ее состава, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Т.о. он подготовил отмирание психологии как науки о деше и становление ее как науки о сознании.
    Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая - в его отношении к обществу (гражданская философия).
    К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет науки о теле и науки о душе. Он выделял учение о личности и учение о сявзи души и тела. к решению вопросов в рамках этих направлений он подходит материалистически.
    учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным. В каждой душе Бэкон выделял свои способности (функции): для чувствующей - способность ощущения и способность выбора (стремление к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств, произвольные движения). Эти способности имеют все тела (например, они влекутся к земле).От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает. Способности рациональной души - память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля.
    Чувства считал исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом.
    Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Выделил идолов рода, идолов пещеры. идолов площади, идолов театра.
    Главным орудием познания является метод. Адекватным методом является научная индукция. Ее он разработал как научную теорию.
    Френсис Бэкон (1561 -1626). Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап "психология как наука о душе" и открывает новый этап - "психология как наука о сознании". Он первым разделил душу и жизнь ("жизненность" и "Душевность"), хотя и не дал критерия их различия. Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых.
    "О достоинстве и приумножении наук" (1632). Роль орудий и вспомогательных средств ("умственных орудий") для познания и деятельности. Анализирует состояние науки в разных областях знания на данный момент, дает их классификацию. Предлага етединую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело - жилище души. Науки:
    · о душе
    · о теле (медицина, косметика...)
    · о теле и душе (учение о личности, союзе души и тела, физиогномика, взаимовлияние тела и души - психосоматика_
    Учение о душе. Душа разделяется на рациональную и чувствующую. Р: божественная, м.б. только у человека; ее ф-ции - память, мышление, воля, чувства, цель - овладение ими.Ч: нерациональная, общая, м.б. и у животных; ее ф-ции - ощущение, движение. Ощ. отличается от воспр.
    Бэкон верит в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) - призраки или идолы. 4 типа:
    · идолы рода - в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира.
    · идолы пещеры - заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.
    · идолы площади - возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.
    · идолы театра - вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств.Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.
    Для того чтобы преодолеть или преуменьшить воздействие идолов необходимо
    1. Обратиться к опытуи эксперименту. Это усилит познание, сделает доступным то, что недоступно органам чувств.
    2. Применить орудия и средства познания. "Новый Органон" - правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из множества отдельных посылок, правила индуктивного вывода).
    Психологические взгляды Р. Декарта.
    С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественнонаучным методом.


    написать администратору сайта