Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Введение в богословие»

  • ФИО студента Шпитальный Степан Валерьевич Направление подготовки

  • Группа ТЕО-Д-О-Б-2021 Москва 2021

  • Ипз богословие. ИПЗ_Богословие. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Введение в богословие


    Скачать 29.02 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Введение в богословие
    АнкорИпз богословие
    Дата28.04.2022
    Размер29.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПЗ_Богословие.docx
    ТипДокументы
    #502523






    Российский государственный социальный университет





    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Введение в богословие»
    Эссе

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Шпитальный Степан Валерьевич

    Направление подготовки

    Теология

    Группа

    ТЕО-Д-О-Б-2021


    Москва 2021

    Эссе «О чем плачет Василиса и сдерживает боль Лукерья, в рассказе А.П.Чехова «Студент»

    Центральным героем рассказа является Иван, сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного сана, который возвращался домой из духовной академии. Неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории. Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии.

    Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни. Эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент. Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сестрах праведного Лазаря, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим. Не случайно именно в разговоре с Василисой, и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая им евангельскую историю троекратного отречения Петра. В словах Ивана мы находим точные цитаты из Евангелия. На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа. Своим отречением Петр лишил себя апостольского достоинства, однако же любовь Спасителя к падшему ученику не ослабела. Правда, воскресший Христос в словах Ангела, явившегося женам-мироносицам, пока ещё не назвал Петра Своим учеником: «Скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее». И тем не менее Господь по Своем воскресении явился и Петру, а во время трапезы на Тивериадском озере (тоже у костра) восстановил Своего ученика в апостольском достоинстве – троекратно вопрошая его о любви к Себе и предсказывая ему мученическую смерть на кресте.

    Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении. Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов; он даже сравнил себя с Петром: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки…» В этом отношении слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра, едва ли можно назвать проповедью. Здесь, скорее, что-то напоминающее исповедь, покаяние

    Живой отклик вызвал его рассказ в душах двух женщин. Василиса, выслушав рассказ, плачет, как бы стыдясь своих слов. Ее дочь Лукерья также неравнодушно относится к услышанному рассказу: выражение ее глаз меняется, оно показывает, что Лукерья испытывает внутреннюю боль. Плача, Василиса, предвидит его будущие муки и раскаяние, жалеет его по-матерински. Ведь позади у неё долгая жизнь, свои пережитые горе и страдания, которые, однако, не убили в ней жалость к другим, ошибающимся и заблудшим.

    А.П. Чехов показывает близость Василисы и Лукерьи к Петру. Две вдовы символизируют тесную связь между прошлым и настоящим. Неслучайно Иван Великопольский позже думает о том, что он, рассказав евангельскую историю о Петре, «дотронулся до одного конца» цепи, и благодаря этому «дрогнул другой» конец цепи: Василиса заплакала, а Лукерья смутилась. Реакция двух вдов – это то, что связывает настоящее с прошлым. Это подчеркивает сам А.П. Чехов, и к этому приходит студент. С помощью Василисы и Лукерьи происходит духовное озарение центрального персонажа. Поняв причину слёз Василисы, студент зашагал дальше, и “невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”. Автор ведёт своего героя и читателя от тоски и безысходности к свету, радости и надежде.


    написать администратору сайта