ипз по Древней Греции (1). Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине История Древней Греции
Скачать 44.25 Kb.
|
История
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «___________История Древней Греции_____________» Древняя Спарта (тема практического задания)
Москва 2022 Оглавление Пелопоннес в VIII–VI вв. до н. э. Спарта как пример аграрного полиса. Особенности возникновения государства в Спарте. Сословное деление спартанского общества. Государственный строй Спарты. Пелопоннес в 8–6 веке до н. э. Со второй половины VII в. до н. э. на первое место среди государств Пелопоннеса выдвигается Спарта. Город Спарта, давший свое название всему государству, возник в XI или Х в. до н. э. В течение IX — первой половины VIII в. до н. э. спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. В конце концов им удалось подчинить своей власти всю эту область от южных границ Аркадского нагорья до мысов Тенар и Малея на южном побережье Пелопоннеса. При этом значительная часть местного населения была порабощена спартанцами и превратилась в илотов. Древние видели в этом меру наказания, применявшуюся завоевателями по отношению к лаконским общинам, оказывавшим им особенно упорное сопротивление. Более вероятно, однако, что такова была участь тех, кто населял самые плодородные земли Лаконии, представлявшие наибольший интерес для спартанцев. Другие лаконские общины, занимавшие малоплодородные земли предгорий и к тому же добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. «живущих вокруг») Таким образом, уже в процессе завоевания Лаконии определялись основные особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировались три основных класса — сословия спартанского общества: полноправные граждане — спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. В этот же период были, заложены и основы государственного устройства Спарты, отличавшегося стабильностью и мало менявшегося на протяжении столетий. Важнейшими элементами этой своеобразной политической системы могут считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия, и народное собрание, или апелла. С древнейших времен в Спарте одновременно правили две царские династии, которые нередко соперничали и враждовали между собой. Цари, возводившие свой род к самому Гераклу, пользовались всеобщим почетом и уважением. Однако власть их была сильно ограничена законом. В военное время они выполняли функции военачальников, командовавших спартанской армией, в мирное время занимались судебными и религиозными делами. Оба царя входили в совет старейшин (вместе с ними он насчитывал тридцать человек) и принимали участие в его заседаниях, на которых решались практически все основные вопросы государственного управления. Народное собрание, охватывавшее всех полноправных граждан Спарты, играло в этой системе государственных учреждений второстепенную роль. По существу, оно лишь утверждало решения, принятые царями и старейшинами на их совместных заседаниях. Особое место в ранней истории Спарты занимает период так называемых Мессенских войн. В Спарте, как и во многих других греческих государствах, стал ощущаться острый земельный голод. Возникшая, в связи с этим проблема избыточного населения требовала своего решения, и спартанцы решили ее по-своему. Вместо того чтобы подобно большинству остальных греков искать выход из создавшегося положения в колонизации и освоении новых земель далеко за морем, они нашли его в расширении своей территории за счет ближайших соседей. Главным объектом спартанской экспансии на этом этапе стала Мессения, богатая и обширная область в юго-западной части Пелопоннеса. Борьба за Мессению была долгой и упорной. Согласно спартанской традиции, первая Мессенская война (вторая половина VIII в. до н. э.) продолжалась около двадцати лет и завершилась победой спартанцев, которые принудили жителей Мессении к уплате большой дани, составлявшей половину всего получаемого ими ежегодно урожая. Однако этого было недостаточно, чтобы удовлетворить всех нуждающихся в земле. В Спарте начались гражданские распри и смуты, сопровождавшиеся призывами к переделу земли. Тем временем покоренные мессенцы восстали против спартанского владычества. Завязалась новая война (вторая половина VII в. до н. э), не менее длительная и ожесточенная, чем предшествующая.. На этот раз все население Мессении, за исключением жителей нескольких приморских городков, которым был дарован статус периэкских общин, было обращено в илотов, а принадлежавшая ему земля перешла в собственность спартанского государства. Захват плодородных мессенских земель позволил спартанскому правительству приостановить надвигающийся аграрный кризис. Археологические раскопки на территории Спарты показали, что в VII — первой половине VI в. здесь находился один из самых значительных центров художественного ремесла всей Греции. Изделия лаконских ремесленников этого времени не уступают лучшим изделиям афинских, коринфских и эвбейских мастеров. После завоевания Мессении община — завоевательница (спартанский демос) превратилась в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия свое господство над многотысячной массой илотов. Подневольный труд илотов избавлял спартиатов от необходимости тем или иным способом добывать себе пропитание и оставлял им максимум свободного времени для занятий государственными делами и совершенствования в военном искусстве. Последнее было тем более необходимо, что после завоевания Мессении в Спарте создалась крайне напряженная обстановка, чреватая угрозой социальной катастрофы. Илоты, составлявшие преобладающее большинство трудового населения Спарты, мечтали только о том, как бы сбросить с себя ненавистное иго спартанских завоевателей. Численно илоты намного превосходили своих поработителей, и удержать их в повиновении можно было только с помощью систематического и самого беспощадного террора. По свидетельству Плутарха, спартанское правительство время от времени устраивало своеобразные облавы на илотов. Операции такого рода назывались «криптиями» (от греч. «криптос» — «тайный», «скрытый»). В них участвовали молодые спартиаты, «отличавшиеся сообразительностью». Вооруженные короткими мечами, они выслеживали илотов и нападали на них из засады, стараясь уничтожить самых крепких и сильных. Постоянная угроза илотского мятежа, нависшая над господствующим классом Спарты, требовала от него максимальной сплоченности и организованности. Поэтому одновременно с переделом земли или вскоре после него спартанским законодателем Ликургом была проведена целая серия важных социальных реформ, вошедших в историю под именем законов Ликурга (записанная античными историками и прежде всего Плутархом биография Ликурга носит в основной своей части легендарный характер и, видимо, не заслуживает доверия. Историческая реальность великого спартанского законодателя пока еще не может считаться доказанной). Реформы эти в короткий срок изменили облик спартанского государства, превратив его в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине. Полноправным гражданином в Спарте считался лишь тот, кто неукоснительно выполнял все предписания законов Ликурга. В этих законах было предусмотрено все вплоть до мельчайших деталей, таких, как покрой одежды и форма бороды и усов, которые дозволялось носит гражданам Спарты. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей, как только им исполнится семь лет, в специальные лагеря — агелы (букв. «стадо»), где их подвергали зверской муштре, воспитывая в подрастающем поколении выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться и другие качества, необходимые «настоящему спартанцу». Все взрослые спартиаты в обязательном порядке посещали, совместные трапезы — сисситии, ежемесячно отдавая на их устройство определенное количество продуктов из своего хозяйства. В руках правящей верхушки спартанского государства сисситии и агелы были удобным средством контроля за поведением и настроением рядовых граждан. Государство в Спарте активно вмешивалось в личную жизнь граждан, регламентируя деторождение и супружеские отношения. Все эти преобразования несомненно способствовали консолидации гражданского коллектива Спарты, его внутреннему сплочению перед лицом порабощенной, но постоянно готовой к восстанию массы илотов. Обладая большим запасом внутренней прочности, «община равных» смогла в дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, какими были, например, великое восстание илотов 464 г. до н. э. или Пелопоннесская война 431–404 г. до н. э. Принесла свои плоды и упорная военная тренировка, которой спартанцы предавались с неослабным усердием на протяжении почти всей своей жизни. Знаменитая спартанская фаланга (тяжеловооруженная пехота) долгое время не знала себе равных на полях сражений и заслуженно пользовалась славой непобедимой. Используя этот первоклассный боевой механизм, Спарта уже в середине VI в. до н. э. подчинила своей гегемонии большую часть пелопоннесских государств, включая такие крупные полисы, как Коринф, Сикион и Мегары. В результате сложился так называемый Пелопоннесский союз, ставший самым значительным политическим объединением в тогдашней Греции. В дальнейшем спартанцы попытались распространить свое влияние и на другие греческие государства, в том числе на Афины. Однако великодержавные претензии Спарты опирались лишь на ее военное могущество. В экономическом и культурном отношении она сильно отставала от других греческих государств. Установление «ликургова строя» резко затормозило развитие спартанской экономики. В атмосфере сурового военного режима с его культом искусственно насаждаемого равенства постепенно захирела яркая и своеобразная культура архаической Спарты. Замкнувшаяся в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на территории Греции, опорой всех врагов демократического строя. Спарта как пример аграрного полиса. Спарта — это достаточно уникальный греческий полис, и уникальный потому, что в нем сохранились черты какого-то архаического гоплитского полиса. Любой греческий полис — это гражданская община, где верховная власть в конце концов принадлежит гоплитам, то есть воинам, гражданам. В Спарте эти черты выделены наиболее ярко. Возникновение такого гоплитского полиса восходит к реформам Ликурга. Ликург — это, может быть, мифическое, может быть, реальное лицо. Он жил во второй половине VII века до нашей эры, и он провел целый комплекс реформ, которые изменили Спартанское государство. Цель этих реформ была в том, чтобы спартанцы стали более боеспособными. В это время спартанцы завоевали уже Мессению — огромную область к западу от Лаконики (от области, где жили спартанцы) — и поработили местное население. Для того чтобы держать их в подчинении, спартанское общество должно было приобрести черты военного лагеря, способного в любую минуту подавить восстание илотов. Реформы Ликурга были направлены именно на это. Известно, что Ликург получил ретру (изречение Дельфийского оракула), которая послужила толчком к реформам. Они вызвали неудовольствие части спартанского коллектива. Известно, что Ликургу нанесли увечья. Но в конце концов реформы были приняты большинством спартанских граждан. Кроме илотов в Лаконике и Мессении жили периэки. Периэки — это свободные неграждане, которые пользовались ограниченными правами. Они избирали на самоуправление, они были лично свободные, они могли заниматься ремеслом и торговлей, они служили в спартанском войске как гоплиты (сначала отдельно от спартанских граждан, впоследствии уже вместе с ними). Но они были вполне лояльными к Спартанскому государству. Но на вершине всего были спартанские граждане, или спартиаты. Их было 9 тысяч, и потом их количество постепенно уменьшалось. К середине IV века до нашей эры их число достигло одной тысячи. Спартанские граждане должны были заниматься только войной: им законодательно запрещено было заниматься и ремеслом, и торговлей, и любой другой сферой деятельности, кроме военной. На это было направлено все воспитание спартанских граждан — мальчиков и девочек тоже. Но мальчики получали общественное воспитание. Верховным органом власти, как и в других греческих полисах, было народное собрание — апелла (возможно, это связано с именем бога Аполлона), которое решало главные вопросы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира, но решало способом, который Аристотель называл «детским», — оно решало силой крика: кто громче крикнет, тот и победил. То есть вопросы не обсуждались на народном собрании, они только решались. Зато очень важную роль играла герусия — это совет старейшин, состоявший из 28 геронтов (старцев) — полноправных спартиатов старше шестидесяти лет, которых народное собрание избирало пожизненно. И герусия пользовалась очень большими правами. Но в нее входило 30 человек, кроме геронтов в нее входили два царя. В Спарте сохранялась царская власть. Спартанские цари были наследственными пожизненными военачальниками. Было два царя из династии Гераклидов. Они пользовались огромными правами на войне, были верховными жрецами Зевса, обладали всякими почетными обязанностями, но при всем при том политической роли в Спарте, в самом городе, они не имели. Зато очень важную роль играли так называемые эфоры — это должностные лица, которые были введены, очевидно, уже после Ликурга. Эфоров (наблюдателей или соглядатаев) пять, они избирались на год и обладали контрольными функциями: они могли отстранять любое должностное лицо или наказывать любого спартанца за несоблюдение неписаных спартанских обычаев. Они могли отстранять даже царя и налагать штраф на него. Раз в 9 лет они ночью наблюдали звезды и, если видели падающую звезду, отстраняли царя от власти, а затем направляли запрос в Дельфийский оракул: что значит это предзнаменование. То есть их власть была большой. Это разделение властей способствовало тому, что спартанский строй был очень стабильный. Другие греки восхищались тем, что спартанцы не меняли своего строя в течение почти 500 лет (более 400 лет). В Спарте не было тирании. Мы знаем о Спарте из афинских источников. Афинские аристократы восхищались Спартой, поэтому возник спартанский миф, но он основан на реальных фактах, на боеспособности спартанской армии. Спартанская армия была очень боеспособна. Известен подвиг царя Леонида и 300 спартанцев. Спартанцы не отступали, и в течение долгого времени, вплоть до 371 года до нашей эры, спартанцы были непобедимыми в пешем бою, спартанская фаланга считалась образцовой. И Спарта сыграла огромную роль в отражении персидского нашествия: Спарта возглавляла сухопутное войско, которое разгромило войско персидского царя Ксеркса. Особенности возникновения государства в Спарте. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII–VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации. Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н. э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII–VII вв. до н. э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области — Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории. Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю — основное в тех условиях средство производства — и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация — спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя — два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных. В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества. Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII–VII вв. до н. э., а окончательно "ликургов строй" сложился к концу VII — началу VI в. до н. э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи — обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением. Сословное деление спартанского общества. Гражданский коллектив Спарты был преобразован в общину «равных» (гомеев). Плодородные земли были поделены на 9 тысяч (по другим сведениям, на 6 или 7 тысяч) равных участков (клеров — ‘жребиев’), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартанцу — владельцу клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами. Любой другой вид деятельности для них стал немыслим. В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя (басилея), которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами (старцами) они составляли герусию (совет старейшин) — орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания (апеллы). Апелла, на которую собирались все спартанцы, считалась высшим органом власти: она избирала должностных лиц, утверждала решения по важнейшим вопросам, например по вопросам войны и мира и др. Но на рассмотрение апеллы выносились уже готовые проекты, которые одобрялись либо отвергались весьма примитивным способом: учитывалась сила крика. Чисто спартанским институтом был эфорат, появившийся несколько позже ликурговых законов. Каждый год избирались пять эфоров (наблюдателей), призванных обеспечить исполнение и неизменность ликурговых законов. Их права были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей. Государственный строй Спарты. Общие особенности. Народное собрание (апелла) В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер. Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления. Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан — спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки. Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам. Список используемой литературы: https://history.wikireading.ru/92660 https://postnauka.ru/video/64690 https://postnauka.ru/faq/64836 https://history.wikireading.ru/193028 |