Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине « Практическая социология »

  • ФИО студента Никишина Яна Борисовна Направление подготовки

  • Группа СРБ-Б-04-З-2021- 4 Москва

  • практическая социология. практическая социология.. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Практическая социология


    Скачать 41.58 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Практическая социология
    Анкорпрактическая социология
    Дата22.04.2022
    Размер41.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическая социология..docx
    ТипРеферат
    #490121





    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Практическая социология»


    Жизненный путь, основные взгляды и произведения П.А.Сорокина.

    (тема практического задания)


    ФИО студента

    Никишина Яна Борисовна

    Направление подготовки

    Социальная работа

    Группа

    СРБ-Б-04-З-2021- 4



    Москва

    Содержание.

    Введение……………………………………………………………………..…….3

    Краткая биография……………………………………………………..…………5

    Основные теории и концепции Сорокина……………………………………….7

    Заключение…………………………………………………………...……….….12

    Список литературы………………………………………………………..……..13

    Введение.

    Социология – наука об обществе в целом и отдельных его группах, о процессах в них. Потому роль её для общества огромна. Знать происходящие процессы в обществе, значит своевременно влиять на них. Например, в 90-е годы не были оценены процессы, происходящие в обществе, недовольство людей болтовней верхушки, отсутствие необходимых товаров и продуктов вылилось в поддержку непредвиденной ситуации в стране, которая привела к развалу огромной страны-Союза Советских Социальных Республик.

    Выбранный мною классик социологии Сорокин Питирим Александрович не случаен: заинтересовала его трудная жизнь, стремление его к учебе и образованию поучительны. Результаты его познаний в области социологии безграничны: анализ жизни северной деревни, преступление и кара, подвиг и награда, труд и голод, социальная педагогика и политика, культура и личность, любовь и брак, жизнь и самоубийство, сексуальная революция и другие темы раскрыл учёный в своих исследованиях и трудах.

    Большое значение имеет выбранная мною отрасль социологии – «социология молодежи».

    Когда мои родители были молодыми, они могли учиться бесплатно в любом институте, получали профессию, им предоставлялось рабочее место, за полгода – квартира семейным, интересное проведение свободного времени: выставки, концерты, вечера.

    Не менее значима такая отрасль социологии, как «социология образования».

    За последние годы жизнь резко изменилась: учёба стала платная, не все могут учиться на очной форме, приходится многим зарабатывать на учёбу. Отсюда меньше времени для занятий, не у каждого есть сила воли, чтоб засесть за учебники, когда с ног валишься от усталости, проработав 8-10 часов.

    Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов -  все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

    Но  американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается «белым пятном» в науке.

    Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

    Основная часть.

    Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января [4 февраля1889 село ТуръяЯренский уезд, Вологодская губерния — 10 февраля 1968ВинчестерМассачусетсСША) — русский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. [4]

    Питирим Сорокин рано осиротел. Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую  церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина именно в  Хреновскую школу, которая открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения, оценив его незаурядные способности к науке.  Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои  жизненные планы – получение  гимназического, а затем  и высшего образования для занятий наукой» .  [2]

    Взгляды и идеи Питирима Сорокина сильно опередили своё время, поэтому его научные труды не были по достоинству оценены его современниками не только в России (как царской, так и советской), но и в США. Но сегодня очевидно, что он был одним из самых выдающихся социологов в мире. Возможно, это объясняется его врожденным талантом, а может, секрет в том, что его непростая судьба позволила ему внимательно рассмотреть самые разрушительные и непредсказуемые социальные явления «из первого ряда».

    Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль.

    Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить на три основных этапа.

    На первом этапе (до 1922 г.) – русском – Сорокин создает позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).

    Второй этап (1922-1930) характеризуется продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода он обращается к проблемам философии культуры, что нашло свое отражение в работе «Современные социологические теории» (1928).

    Третий этап характеризуется кардинальным пересмотром своих взглядов. На переднем плане – проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е годы – пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

    В этот период Сорокин пишет книгу за книгой: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие.    

    В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает  основы теории конвергенции в    книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобиографию «Дальняя  дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966). Переиздание его классических трудов в 60-е годы и появление двух сборников статей, посвященных  ему (Allen.A. Pitirim Sorokin in Rewiew. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше внимания.
    Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

    1. Теория социальной стратификации

    Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

    Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

    - уровень дохода;

    - образование;

    - престиж (например, дворянское происхождение);

    - наличие власти.

    Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.


    1. Социальная мобильность

    Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность».

    Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

    - Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.

    - Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

    Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

    Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).


    1. Интегральная социология

    В начале XX века в социологии существовали разные социологические теории, во многом противоречившие друг другу. Сорокин поставил перед собой задачу разрешить эти противоречия и разработал для этого теорию, которая сегодня известна как «Интегральная социология Питирима Сорокина». В рамках данной теории действует 4 относительно самостоятельных направления:

    - Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).

    - Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).

    - Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).

    - Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

    Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

    - Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.

    - Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.

    - Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

    В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

    Развитие общества происходит через два механизма:

    - Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.

    - Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

    В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

    - неэффективность действующего социального строя;

    - подавление важных потребностей большинства населения;

    - слабость сил, удерживающих действующий порядок.

    Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.


    1. Теория цивилизационных ступеней

    В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

    - Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).

    - Идеациональный. В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).

    - Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

    Сорокин считал, что текущая цивилизация является чувственной и при этом лишена абсолютных идеалов, в связи с чем неизбежно придёт к своему «закату». По его мнению, вся мировая культура находится в глубоком кризисе, однако по этому поводу не следует беспокоиться, поскольку это необходимый этап на пути становления новой цивилизации, которая наконец-то объединит всё человечество. [1]

    Заключение.

    В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

    Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики,  приобрела  так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами,  разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ  и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы.  Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению  теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

    Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

    Список литературы.

    1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2019. -№4

    2. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 2018.

    3. https://dnevnik-znaniy.ru/biography/pitirim-sorokin.html

    4. https://ru.wikipedia.org/

    5. https://studopedia.ru/20_55937_vehi-zhiznennogo-puti-pa-sorokina.html


    написать администратору сайта