Анализ Эстрадной песни. Анализ эстрадного произведения (1). Российский государственный социальный университет Музыкальноисполнительский анализ произведения по дисциплине Музыкальноисполнительские школы и концепции
Скачать 32.64 Kb.
|
Музыкально-исполнительский анализ произведения по дисциплине «Музыкально-исполнительские школы и концепции» «В лесу прифронтовом» (М.Исаковский, М.Блантер)
Москва 2020 Содержание1.Исторические сведения об авторах и исполнителях произведения 3 2.Общая информация о произведении 3 6. Исполнительско-педагогический анализ 5 Исторические сведения об авторах и исполнителях произведенияПесня «В лесу прифронтовом» написана в 1943 году авторами М. И. Блантером (музыка), слова М. В. Исаковского. Первым исполнителем песни «В лесу прифронтовом» стал Ефрем Борисович Флакс. За годы военного времени многие популярные певцы того периода включали ее в свой репертуар, ( Г. Виноградов, В. А.Козин и др. Ее исполняли ведущие оперные певцы - И. С. Козловский, Т.И. Синявская). В наши дни, на концертах, посвященных Дню Победы песня «В лесу прифронтовом» звучит в исполнении эстрадных и академических певцов. Песню «В лесу прифронтовом» можно отнести к жанру военно-патриотической песни. В основе ее сюжетной линии композитор М. Блантер заложил старинный вальс 1908 года «Осенний сон» британского эстрадного музыканта – «английского короля вальса» Арчибальда Джойса. Именно поэтому М. Блантер написал песню в форме вальса. К оригинальному мотиву композитор «встраивает» хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон», что связывает мелодию песни с дорогими для каждого бойца воспоминаниями о мирной жизни. Основные черты композиторского стиля М. Блантера, которые проявились в песне «В лесу прифронтовом» – лиризм, простота, задушевность, близость к русской народной песней. Но наряду с этим в мелодических оборотах песни присутствуют интонации высокой гражданственности и суровая мужественность. 3. Форма произведения Произведение написано в запевно-припевной форме (куплет, куплет, припев, куплет…), куплет состоит из двух периодов, каждый период состоит из 4-х предложений по 8 тактов каждый. 4. Особенности музыкального языка и фактуры Поэтический текст песни написан четырехстопным ямбом (двусложным размером с ударением на втором слоге). Двусложный размер стиха положен на трехдольный размер музыки, песня написана в трехдольном размере – ¾ (вальс). Двусложный размер стиха укладывается в трехдольный размер музыки за счет «задержки» двух долей музыки на ударном слоге, то есть объединении двух из трех четвертей в половинную, или объединение лигой двух половинных. Четырехтактовое вступление настраивает слушателей на вальсовый характер произведения. Музыкальная фактура песни «В лесу прифронтовом» складывается из мелодии и сопровождения (гомофонный склад). Песня написана в тональности g-moll, гармонический лад (7 ступень повышена), кантилена. Как средство музыкальной выразительности при опевании 5 ступени используется проходящий хроматизм (ре – до #). В запеве в 3-м предложении через доминанту происходит модуляция в родственную тональность субдоминанты c-moll и быстрое возвращение в главную тональность. Припев написан в параллельной мажорной тональности B-dur, в 3-м предложении через доминанту также происходит модуляция в родственную тональность субдоминанты f-moll и возвращение в параллельную главной тональности B-dur. Отклонения и модуляции оправданы эмоциональным подъемом поэтического текста. 5. Выразительные средства исполнения Певучесть, кантиленность вокального исполнения залог успешного исполнения данного произведения. При исполнении песни «В лесу прифронтовом» используется плавное голосоведение, несмотря на встречающиеся широкие интервалы в мелодии (малая секста, большая септима). Первые два куплета исполняются нюансом р, в манере повествования или баллады (воспоминания бойцов о мирном времени, как они влюблялись и ждали встречи с любимой каждый день, а теперь война разделила их). В припеве нюанс меняется на mf, исполняется более эмоционально, третий куплет исполняется речитативно, как призыв к бойцам защищать Родину до конца, до смерти, поэтому необходимо более драматическое исполнение, кульминация произведения приходится на припев после третьего куплета (Вперед, друзья, вперед!), исполняется ff, и должен звучать как приказ командира с призывом к бою. Драматическая развязка – это 4 куплет, в котором повторяются слова 1 куплета, его нужно исполнить тихо на p, практически речитативно, потому что любой бой заканчивается трагедией, вернутся из боя не все. 6. Исполнительско-педагогический анализСложности исполнения, с которыми пришлось столкнуться: широкий диапазон песни - полторы октавы пение широких интервалов через переходные ноты тяготение к вертикальному тяжелому звуку (при задаче петь в легкой эстрадной манере) сложности артикуляции и вокальные переносы с данным ритмом нехватка дыхания на предложение (8 тактов) по причине плавного небыстрого темпа Упражнения для преодоления исполнительских трудностей: выборочный комплекс упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, упражнений по методике Сета Риггса для развития длинного дыхания упражнения на развитие верхнего регистра (слог «ли» на legato/staccato как образец строения гортани, другие слоги по образцу «ли») упражнения на сглаживание переходных нот (слог «ли» как образец) напевание песни с закрытым ртом для тренировки гортани в положении «зевка» для улучшения артикуляции – многократное повторение текста c утрированным проговариванием отдельных сложных фрагментов, как с музыкой, так и с сопровождением. 7. Список литературы Здесь должны быть ссылки на источники из интернета и на издания. |