РЕФЕРАТ СОФИСТ. ипипу реферат софисты. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине История политических и правовых учений
Скачать 43.61 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «История политических и правовых учений » Ранние и поздние софисты о государстве и праве. (тема практического задания)
Москва Оглавление Введение…………………………………………………………………………………………………… Основная часть ………………………………………………………………………………………… 1 Ранние софисты о государстве и праве ………………………………................ 2 Поздние софисты о государстве и праве…………………………………………….. Заключение …………………………………………………………………………………………….. Список литературы…………………………………………………………………………………… Введение Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н. э., когда экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. В исторической литературе за этим периодом закрепилось название “золотой век” афинской демократии, или, по имени одного из ее вождей, “век Перикла”. Вторая половина V века до н.э. ознаменовалась развитием публичной жизни древнегреческого общества. Общественная жизнь выносится на городскую площадь, где часто ведутся заседания народных собраний и судов (например, рассматриваются дела по обвинению в государственной измене , растрате и др.). Поэтому на первый план выходит искусство публично доказывать свою точку зрения (умение использовать двусмысленность законов , заключенных договоров; умение вызывать сочувствие к себе и антипатию коппоненту и др.). Возможность получить образование, а также овладение искусством красноречия предоставили свободным гражданам софисты. Софисты («софия» - греч. «мудрость») стали платными учителями мудрости, в том числе в вопросах государства и права. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Наиболее известными софистами были: Протагор, Горгий, Антифонт , Гиппий и др. Правовые взгляды софистов можно разделить на три группы: 1. Софисты, признававшие исключительную ценность позитивного права, т.е. право, которое создается людьми. Например, Протагор: «Законы – изобретение славных древних законодателей», «Справедливое или несправедливое происходит не из природы, а из права». Горгий: «Писаные законы – «стражи справедливости»». 2. Софисты, которые противопоставляли позитивное право естественному (присущее человеку от рождения). Например, Гиппий: «Закон же – тиран над людьми – принуждает ко многому, что противно природе». Антифонт: «По природе мы во всем рождены подобными , и варвары, и эллины», «Многое из справедливого по закону враждебно настроено по адресу природы…». 3. Софисты, которые критиковали позитивное право, при этом объясняли его социальное назначение. Например, Калликл: «Законы… устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы». Фрасимах: «Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу…. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных …во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» Актуальность данной темы обусловлена тем, что софисты были одними из первых философов в мире, кто начал рассматривать общественное устройство, считая человека его центром. Такие софисты, как Протагор, заложили основы таких современных концепций, как теория о естественном праве и теория о всеобщем равенстве. Если до софистов на первом месте в философских размышлениях стоял окружающий мир, божественная воля, абсолютная истина и т. д., то теперь именно человек стал «мерой всех вещей». Идеи софистов значительно повлияли на развитие всей истории политико-правовой мысли. Основная часть Различали два поколения софистов: ранние ( старшие ) и поздние ( младшие ) . Среди старших софистов обычно выделяют Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Антифонта. Среди младших, Фрасимаха, Калликла, Ликофрона . 1 Ранние софисты о государстве и праве Старшие софисты придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений. Одним из основателей этого направления был Протагор 481–411 до н. э. (древнегреческий философ , виднейший представитель софистов. В числе их родоначальников, один из старших софистов. Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий .) Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий. Мерой всех вещей Протагор считал человека. 1) Человек является индивидом и гражданином полиса (т. е. частичкой большего целого). 2) Все, измеряемое человеческой мерой, относительно, поскольку наши знания, полученные посредством ощущений, разнятся у разных людей. 3) Нет единой истины, о всякой вещи всегда существует два противоречивых мнения. Справедливое и несправедливое, постыдное и прекрасное — одно и то же, смотря как (и кто) оценивает. Право условно и изменчиво. Для объяснения, как было создано государство, Протагор приводит миф о Прометее, он отмечает, что у разных народов существуют различные нормы права, единых представлений о законности нет. Мерилом всех ценностей, справедливости является сам полис, государство само решает, что считать справедливым и прекрасным, а что — наоборот. Протагор уравнивает право и закон, считая, что всякий закон справедлив, т. е. является правовым. В догосударственном обществе царил естественный закон, который был не лучше и не хуже государственного. Философ утверждал равенство всех людей по отношению к мудрости, к государственному управлению, также он считал, что политическая добродетель должна быть достоянием всех граждан, иначе государство погибнет. Протагор отстаивал принципы справедливости, законности, государственного порядка. Проблемам государства и права уделяли внимание также и другие представители старшего поколения софистов – Горгий (древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э., «отец риторики», был одним из первых ораторов нового типа - не только практиком, но и теоретиком красноречия .) и Гиппий (родился около 460 г. до н.э. в Элиде, Пелопоннес — умер около 400 г. до н.э) — древнегреческий философ-софист и математик, современник Сократа. Является действующим лицом нескольких диалогов Платона («Гиппий меньший», «Гиппий больший», «Протагор»)). . Оба они обладали большой эрудицией и красноречием. Учениками Горгия были такие выдающиеся ораторы древности, как Перякл и Исократ. Горгий и Гиппий выдвигали мысль об условности и относительности моральных оценок. Столь же относительными они признавали и нормы права: положительный закон есть условный продукт государственной власти, которая устанавливает свои правила, не считаясь с тем, что соответствует природе. Гиппий противопоставлял справедливое «по природе» справедливому «по закону» и обращал внимание на произвольность законов, устанавливаемых государством . Он находил, что закон – тиран для людей и что его постановления противоречат «человеческой природе». Все люди, говорит он, «сродники, и свойственники, и сограждане по природе – не по закону, ибо подобное подобному по естеству сродно, но закон, будучи тираном над людьми, ко многому принуждает против природы» Подчеркивая ту же мысль о произвольности и условности законов, софист Антифон ( древнегреческий философ-софист V века до н. э., относится к натуралистическому течению. Дядя Андокида. С.Я. Лурье и С.Ф. Ударцев считают Антифона Афинского мыслителем, предвосхитившим идеи анархизма) учил , что право является не более чем продуктом простого соглашения людей между собой. Противопоставляя нормы права абстрактно взятой «природе» человека, Антифон учил, что предписания законов произвольны, веления же природы необходимы. Многое из того, что признают справедливым законом, говорил он, враждебно природе человека. По природе, говорит Антифон, мы во всех отношениях равны. Все мы одинаково дышим воздухом через рот и нос и едим все одинаково при помощи рук. А между тем мы придаем значение знатности и тех, кто происходит от знатных родителей, уважаем и чтим их в отличие от людей незнатного происхождения. Антифон проповедовал единомыслие в духе античных представлений о солидарности всех свободных. Разъясняя в сочинении «О единомыслии» смысл этого понятия, он заявляет, что единомыслие – это общность и согласие в образе мыслей людей, что единомыслие обнаруживается также в повиновении граждан законам. Таким образом, Антифон стоит за социальный мир и высказывается за сохранение существующего порядка и за повиновение существующим законам. 2 Поздние софисты о государстве и праве Фрасимах (древнегреческий софист, наибольшую известность получил как персонаж диалога Платона «Государство».) из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху, - область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. Ему принадлежат также слова: «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему». В каждом государстве, пояснял Фрасимах свою мысль, власть устанавливает законы в свою пользу: демократия - демократические законы , тирания -тиранические и т. д. Установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимущества. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости. Высмеивая наивный, с его точки зрения, подход Сократа к практической политике с нравственными мерками, Фрасимах говорил: «Справедливость и справедливое - в сущности это чужое благо, это нечто, устраивающее сильнейшего, правителя, а для подневольного исполнителя это чистый вред, тогда как несправедливость - наоборот: она правит, честно говоря, простоватыми, а потому и справедливыми людьми». Позиция Фрасимаха, как это видно из приведенных положений, по существу своему направлена не на оправдание какой-то одной определенной формы власти (например, правления знати) или критику другой (скажем, демократии): ведь во всех формах государства, по его представлениям, дело обстоит одинаково и понятие «сильнейшие» одинаково характеризует правителей всех форм. Фрасимах, таким образом, отметил роль насилия в деятельности государства, авторитарный характер политики и закона и, кроме того, высказал ту мысль, что и в области нравственности господствуют представления тех, в чьих руках находятся сила и государственная власть. Сторонником аристократического правления был, согласно сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софист Калликл (древнегреческий софист, ученик Горгия , действующее лицо платоновского диалога Горгий. В диалоге он обсуждает позицию олигархического, прото-ницшеанского аморализма: естественное и обоснованное господство сильных над слабыми , существование законов для поддержания власти сильных и ослабления сопротивления слабых. Калликл утверждает, что общественные институты и моральный кодекс его времени не установлены богами, но людьми, которые, конечно, преследуют свои интересы .) . Он резко противопоставлял естественное право полисным законам и общепринятым обычаям. «По-моему, - говорил он, - законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания». По природе же, утверждал справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду (среди животных, людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равноправия граждан. Софист Ликофрон (реческий поэт и грамматик, работавший в Александрийском мусейоне) . характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. Также и закон в его трактовке оказывается простым договором, «просто гарантиею личных прав». «Личные права» человека Ли- кофрон считал тем естественным правом, для гарантирования которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о создании государственной общности. В основе этой концепции лежит представление о естественном равенстве людей (и равенстве их «личных прав»). Отрицая неравенство людей по природе, Ликофрон расценивал благородство происхождения как «пустой звук». Заключение Софистика представляет собой философское направление в Древней Греции, которое значительно повлияло на ее культурную и социальную жизнь. Софистами называли учителей красноречия и мудрости, которые странствовали, переезжая из города в город. Софисты выступали на праздниках, произносили торжественные речи, надгробные речи, восхваление кого-либо, панегирики городу и т.д. Софисты преподавали риторику, логику, грамматику и другие дисциплины. Софисты придумывали упражнения ученикам для развития из логических и словесных способностей: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр. В изучение софистики входило следующее : обучение эффективным приемам доказательства; обучение технике политической и юридической деятельности; обучение вопросам философии; обучение ораторскому искусству; обучение эффективным приёмам опровержения; использование правил логического мышления; обучение логическим уловкам, основанным на внешнем сходстве явлений, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. Внимание софистов было обращено на социальные вопросы человека и на проблемы, возникающие между аудиторией и оратором в процессе коммуникации. Софисты стремились научить убедительности и в этом порой доходили до абсурдности. Они считали, что можно (и нужно) доказать или опровергнуть всё, что угодно в зависимости от интересов и потребностей человека и от ситуации, в которой он находится. Таким образом, софисты порой были абсолютно безразличны к истинности в своих доказательствах или опровержениях того или иного факта. Негативной стороной софистики был категорический формализм, который переходил в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не помешали софистам успешно заниматься науками и искусством. Хотя многие критики часто определяют деятельность софистов словами "блеск формы и нищета содержания", следует обратить внимание на то, что риторический аспект софистики, к которому чаще всего и относятся подобные характеристики, вовсе не является пустыми рассуждениями. Софистов часто упрекают в том, что они равнодушны к жизненным проблемам граждан и что их учения носят несколько отвлечённый характер. Однако подобная "отвлечённость" необходима для глобальных обобщений, для более искусного и логически верного решения практических задач. Якобы пустые, "беспредметные" рассуждения софистов, приложенные к какой-либо реальной проблеме, обретает вполне понятный смысл и становятся как бы двигателем этой проблемы, то есть софистика в сочетании с действительностью уже представляет собой некий живой организм. Софистика словно оформляет практику, определённым образом дополняет её. Подводя итог вышесказанному, можно привести слова исследователя Б.Чернышева, который говорит, что деятельность софистов "заключалась в том, что они оформили практику и возвели её в теорию, в логос" . Значение деятельности софистов велико не только для жизни Древней Греции, но и для мировой науки. Платон в одном из своих сочинений писал, что ни Гомер, "первейший из поэтов и первый из трагиков", ни другие поэты и художники Древней Греции "не могут сравняться по своему воспитательному влиянию с софистами". Учение софистов занимает весьма важное место в мировой истории философии, а их философское наследие представляет и сегодня огромный интерес не только с точки зрения рассмотрения их выводов как определённого этапа в истории философии, но и в плане блестящего примера логического, аналитического мышления. Список литературы И.Ф. Мачину. – См.: Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. – М.: Юрайт, 2005. Питерская А.Л., Батеева Е.В. – См.: Питерская А.Л., Батеева Е.В. История политических и правовых учений. – М.: МГИУ, 2008. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Издательство Московского университета, 1985. Чернышев Б . Софисты. М.: "Ранион", 1929. БСЭ. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1976. Т.24. Кн.I. С. 208 и С. 211. Билык А. М., Билык Я. М. К вопросу о проблемной технике софизма (её связь с современным пониманием научной проблемы) // Философские науки. № 2. 1989. — С.114-117. Лапшин И. И. Софизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Павлюкевич В. В. Логико-методологический статус софизмов // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. СПб.,2002. С. 97-98. Нерсесянцу В.С. – См.: История политических и правовых учений / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2017. |