Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине « История государства и права России » Крещение Руси. Его последствия.

  • ФИО студента Ибрагимова Нура С. Направление подготовки

  • Группа ЮСТ-Б-3-И-2022-1 Москва

  • практическое_1_крещение_руси_доклад. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине История государства и права России


    Скачать 32.63 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине История государства и права России
    Дата28.02.2023
    Размер32.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическое_1_крещение_руси_доклад.docx
    ТипДокументы
    #959408






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

    по дисциплине «История государства и права России»
    Крещение Руси. Его последствия.


    ФИО студента

    Ибрагимова Нура С.

    Направление подготовки

    Уголовное

    Группа

    ЮСТ-Б-3-И-2022-1


    Москва

    Крещение  Руси

    Соседние  с Киевской Русью государства  исповедовали религии, основу которых  составлял монотеизм, то есть вера в  единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в  Волжской Болгарии - ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. "Повесть временных лет" рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трёх перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле.1 Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: “Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе”. А бояре тут же ему заметили: “Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей”.2

    Владимир  решил креститься, но не хотел подчинять  Русь грекам. Поэтому вскоре после  возвращения послов Владимир пошел  войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

    В таком  состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!”

    Возвратившись в Киев в сопровожден Корсунских и греческих священников, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они  крестились в одном источнике, известном  в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к  истреблению идолов, и главный  из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало  оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ  и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в  Киеве, чтобы все жители, богатые  и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: “Если бы новая  вера не была лучше, то князь и бояре  ее бы не приняли”.3

    В назначенный  день жители Киева собрались на берег  Днепра. Сюда явился сам Владимир с  христианскими священниками. Все  киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали  на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ. После киевлян Владимиру надо было крестить новгородцев. Эта задача имела большое государственное значение, так как Новгород был вторым центром восточного славянства, конкурировавшим с Киевом и постоянно проявлявшем сепаратистские тенденции. Незадолго до крещения Владимир поручал своему дяде Добрыне установить в Новгороде культ Перуна, что шло по той же линии политического и идеологического подчинения Новгорода Киева. Христианизация Новгорода была ещё более сложной задачей, чем его "перунизация"; она решалась на протяжении длительного времени, притом с немалыми трудностями. С новым деликатным поручением Владимир послал в Новгород опять своего дядю Добрыню вместе с епископом Иоанном. Новгородцы на вече решили не пускать в город ни Добрыню, ни епископа Иоанна и организовали вооружённое сопротивление, заявляя: "Лучше там помрете, ниже боги наши дети на поругание". Уличные бои продолжались до тех пор, пока киевляне не подожгли кварталы, в которых жили основные массы повстанцев. Те бросились тушить свои дома, и это позволило дружине Добрыни одержать верх. Деревянные боги были сожжены, а каменные брошены в Волхов. Всем новгородцам приказали креститься, а уклоняющихся приволокли к реке силой.4 Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: "Путята крести мечом, а Добрыня огнём". В течение ХI века в разных пунктах Киевской Руси имели место акты сопротивления народа христианизации. Сопротивление христианизации на севере государства было упорнее и ожесточённее, чем на юге, ибо север больше тяготел к Новгороду, чем к Киеву. В 1024году, как свидетельствует "Повесть временных лет", вспыхнуло восстание в Суздале. В 1071году произошло крупное восстание и в Новгороде. Через 80 лет после того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывали симпатий к христианству, и все стали на сторону апологета старой, языческой веры. Особый интерес представляет летописное повествование о движении, поднятом двумя волхвами на Волге и Шексне. В условиях очередной голодовки они обвиняли "лучших жён", то есть представительниц наиболее зажиточных домов, в том, что они в собственном теле - очевидно, магическим способом - прячут запасы продовольствия и предметы первой необходимости. В сопровождении трехсот примкнувших к ним людей они двигались по разным рекам и, останавливаясь в населённых пунктах, чинили суд и расправу над женщинами, "говоря, что эта жито прячет, а эта - мёд, а эта - рыбу, а эта - меха". Много женщин было убито без сопротивления их же родственников, причём имущество казнённых, по свидетельству летописцев, волхвы присваивали. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются иерархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

    Вообще  христианская вера в первое время  распространялась преимущественно  около Киева и по великому водному  пути от Киева до Новгорода. От Новгорода  она распространилась по волжскому  пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

    Успешному распространению веры Христовой  среди русского народа содействовало  в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнем  и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря  трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

    Заключение

    Считается, что принятие христианства на Руси в православной традиции стало  одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Но у нас нет возможности оценить как сказалось бы на историческом развитии Руси дальнейшее утверждение язычества. Можно только поблагодарить Владимира, что он не стал внедрять мусульманство на русской земле. Самый главный плюс, который приписывается принятию христианства на Руси – это объединение Руси, т.е. образование Киевского государства и укрепление государственного аппарата.

    Оно имело большое международное  значение, которое заключалось в  том, что Русь, отвергнув „примитивное“  язычество, становилась теперь равной другим христианским народам. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия.


    написать администратору сайта