Главная страница
Навигация по странице:

  • Рубежный контроль 1 по дисциплине « Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем »

  • ФИО студента Матчиева Екатерина Александровна Направление подготовки

  • Группа ПСД-С-3-Д-21-1 Москва 2022

  • Витальные рефлексы Витальные рефлексы

  • 1рубежный контроль Матчиева Екатерина. Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 1 по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем


    Скачать 33.25 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Рубежный контроль 1 по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
    Дата11.12.2022
    Размер33.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1рубежный контроль Матчиева Екатерина.docx
    ТипДокументы
    #839718






    Российский государственный социальный университет





    Рубежный контроль 1

    по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»


    ФИО студента

    Матчиева Екатерина Александровна

    Направление подготовки

    Психология Служебной Деятельности

    Группа

    ПСД-С-3-Д-21-1


    Москва 2022

    1 Материалистические взгляды античных мыслителей о единстве души и тела.

    Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

    Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма

    Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

    Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

    Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

    Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

    В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

    Витальные рефлексы

    Витальные рефлексы обеспечивают сохранение индивидуума и вида; это пищевой, питьевой, оборонительный рефлексы, а также реф­лекс экономии сил и регуляции сна. Два основных признака характер­ны для этой группы рефлексов. Во-первых, неудовлетворение потреб­ности ведет к гибели особи. Во-вторых, удовлетворение потребности не требует участия другой особи данного вида.

    Примером пищевых рефлексов являются стратегии добывания пищи. Животные семейства кошачьих нападают на добычу прыжком из засады, животные из семейства псовых загоняют добычу, обратив­шуюся в бегство. В этом контексте русская народная пословица «Вол­ка ноги кормят» имеет прямой смысл.

    Оборонительные рефлексы проявляются, например, в агрессив­ных позах млекопитающих, выполняющих функцию защиты от напа­дения. Агрессивность животных основана на потребности в самосох­ранении, сохранении потомства, борьбе за самку или территорию. Агрессивность ради агрессивности отсутствует в животном мире.

    Проявление рефлекса экономии сил было продемонстрировано в лабораторных условиях. Если нажатия на рычаги, требующие разнь усилий, подкрепляются одинаковым количеством пищи, то крысы пред­почитают рычаг, требующий меньшего усилия.


    написать администратору сайта