Главная страница
Навигация по странице:

  • РОССИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Александров А.С. Светское Гос-во. Россия как светское государство проблемы и перспективы развития


    Скачать 26.11 Kb.
    НазваниеРоссия как светское государство проблемы и перспективы развития
    Дата02.06.2022
    Размер26.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлександров А.С. Светское Гос-во.docx
    ТипДокументы
    #566006

    Александров Александр Сергеевич,

    студент 1 курса юридического факультета,

    Научный руководитель: Дорохов Николай Иннокентьевич,

    (научная степень), профессор кафедры теории и истории государства и права.

    МУ имени С.Ю.Витте, г.Москва

    РОССИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    Актуальность вопроса светского государства в России выражается в том, что с распада Советского Союза Социалистических Республик Россия, вставшая на путь построение собственного государства, основанного на демократических принципах, также провозгласило важным принципом нового государства – Российской Федерации, принцип светского государства. Ко всему прочему, это один из основополагающих принципов государственного и правового строительства в большинстве стран мира.

    Существенной чертой такого государства является разделение духовной и светской власти, религиозных и государственных организаций, и оно требует, чтобы государственная власть и юрисдикция были ограничены светской властью. Светское государство установлено на гражданском праве, а не на религиозных установлениях, поэтому политическая власть не имеет права обращаться к божественному авторитету или божественному закону.1

    Выдающийся русский философ И.А.Ильин выражал данные положения следующим образом: «Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу и достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство Церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своем предназначению» [1].

    События наших дней демонстрируют процесс клерикализации институтов, отход от закрепленных Конституцией РФ принципов светского государства, переходящие как итог в нарушение прав человека в сфере свободы совести, что является причиной роста этноконфессиональной напряженности. Отсюда напрашивается вывод о том, что как никогда актуально понять проблемы, с которыми сталкивается строительство светского государства в России и, между тем, оценить перспективы данного строительства.

    В России в последнее время часто стал обсуждаться вопрос о «возрастающей клерикализации российского общества» и «проникновении церкви во все сферы общественной жизни». Положение Российской Федерации как светского государства, закрепленное в 14 статье Конституции РФ, имеет перед собой угрозу получения номинального статуса основополагающей нормы.

    Примером вмешательства церкви и сторонников сращивания государственных и церковных организаций служат нововведения в сфере образования. С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных школах введен курс «основ религиозной и светской этики» в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. Согласно ст. 5 Закона 1997 г. обучение религии в государственных или муниципальных образовательных учреждениях возможно по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

    Если конкретизировать положения Закона применительно к проблеме реализации свободы совести в государственной и муниципальной школе, то можно сделать несколько выводов:

    1. Органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права разрабатывать или рекомендовать для изучения учебные курсы, программы, в которых поддерживаются или осуждаются религиозные и иные убеждения;

    2. Учитель, преподаватель не имеет права использовать свой предмет для пропаганды какой- либо религии или идеологии;

    3. Родители вправе выбирать образование, соответствующее их религиозным и философским убеждениям, для своих детей. Закон 1997 г. говорит о согласии детей на это. Следует заметить, что воля ребенка, который первый раз идет в школу, еще не сформирована, и возникает проблема уяснения действительной воли, желания ребенка на получение соответствующих знаний.

    Главной задачей в связи с этим является надзор за соблюдением прав и свобод учащихся при организации религиозных курсов в школе. Наиболее распространенные нарушения свободы совести и вероисповедания в школе сводятся к следующим:

    1. Введение курса основ одной из религий как обязательного для всех учащихся, независимо от их убеждений. В частности, в рамках так называемого регионального компонента может существовать курс одной религии. Например, в Башкирии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне все школьники в обязательном порядке изучают основы ислама.

    2. Навязывание Министерством образования или органами управления образованием учебных пособий, некорректных с точки зрения принципа светскости образования. Принцип светскости государства не позволяет возводить отдельно взятые религии, да и вообще религию, в ранг основополагающей идеологии. Если на учебниках и пособиях стоит гриф Министерства образования, применительно к рассматриваемой сфере это является нарушением принципа светскости государства.

    3. Использование учителем своего урока для религиозной пропаганды. В частности, преподаватель литературы трактует творчество всех русских писателей с православной точки зрения. Или биолог рассказывает детям о креационизме как о научной теории [2].

    Проводится реституция церковного имущества. В связи с этим был принят Федеральный закон РФ от 30.11.2010 №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

    Важнейшим фактором усиления активности и влияния различных религиозных организаций служит тот вакуум, что образовался на рубеже 90-х гг. XX в. в связи с распадом Советского Союза и начавшимися преобразованиями. Разрушение идеологии, чьи принципы казались нерушимыми для многих поколений, привело к тому, что в государстве и обществе всё чаще ставился вопрос о необходимости смены характера сложившихся в советский период государственно-конфессиональных отношений. Вакуум, образовавшийся в умах людей, в их духовном сознании, начал вести общество к переосмыслению ценностей и послужил благодатной почвой для различных религиозных организаций, чьё количество и активность резко увеличились на территории РФ. К тому же расширилась сфера деятельности религиозных организаций, которые занялись благотворительностью, образовательной и издательской деятельностью, изготовлением и сбытом предметов культа и т.д.

    Следует отметить, что в современном государстве, отражающим демократические ценности, вероучения, как правило, выполняют функции регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя традиций, обычаев и устоев. С помощью религиозных традиций происходит обогащение духовного мира каждого человека. Распространение религии путем введения в школе соответствующего предмета противоречит ст. 14 Конституции РФ. Касаясь вновь проблемы вмешательства религии в образование, целесообразнее ввести преподавание основ религии, которое будет включать в себя изучение основ каждой из традиционных религий в нашей стране. Это позволит ребенку уже самому непосредственно сделать выбор в пользу одной из религий или же стать атеистом.

    Другим важным фактором заполнения этого вакуума, сложившегося в годы преобразования, является то, как глубоко пустила свои корни религия в армии. История вооружённых сил России большую часть времени выстраивалась на тесных контактах церкви и военнослужащих, а девизы с религиозным содержанием служили источником воодушевления – «Боже, Царя храни!», что воспринимался как гимн и молитва, и «За Веру, Царя и Отечество!» было краеугольным камнем идеологического содержания вооружённых сил до 1917 года.

    Свобода совести в вооруженных силах, других воинских формированиях должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "О статусе военнослужащих" [3], Уставом внутренней службы ВС РФ и приказами Министерства обороны РФ.

    Для более полного уяснения проблемы, связанной с реализацией права на свободу совести в вооруженных формированиях, следует уяснить обстановку, в которой данная нерешенная задача зарождалась. Проблема непосредственно связана с вопросами взаимодействия институтов военно-силового блока государства с религиозными объединениями, которое началось в начале 1990-х годов. Смена общественно-политического строя и образовавшийся идеологический вакуум отразились непосредственно на армии. Ущемленность военнослужащих и их бедное существование вызвали стремление к самоидентификации и привели к поиску национальной идеи. В этой ситуации возврат к традициям (в первую очередь к государственно-патриотической идеологии) военные руководители и некоторые ученые стали связывать с православием, а именно с Русской православной церковью. В этот период стала заметна заинтересованность различных конфессий к проблемам вооруженных сил. Это проявилось в участившихся контактах религиозных деятелей с командованием частей, оказании гуманитарной помощи военнослужащим, восстановлении совместными усилиями исторических памятников.

    Часто выходит так, что свободу совести ошибочно понимают не как свободу мировоззренческого выбора, а как свободу вероисповедания. Она реализуется посредством организации взаимодействия с религиозными организациями. А так как это взаимодействие в основном строится на сотрудничестве с Русской православной церковью Московского Патриархата, то и реализация свободы совести в войсках понимается как установление тесного сотрудничества с РПЦ. Кроме того, свободу совести военное руководство понимает и трактует не только как удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих, но прежде всего, как осуществление духовно-нравственного, патриотического воспитания военных, которое осуществляется с помощью одной из религий.

    Произведённый анализ законодательства, призванного регулировать отношения государства с личностью и религиозными объединениями, позволяет сформулировать ряд выводов и предложений:

    1. Действующее законодательство не уделяет достаточного внимания социальному партнерству государства с религиозными объединениями. Не установлены цели, задачи, принципы, формы и предмет сотрудничества подобного рода. В связи с этим необходимо принять федеральный закон о взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями;



    1. Поведение должностных лиц во многом влияет па принятие административно-управленческих решений, определяет степень доверия населения к власти. Представители власти, государственные служащие должны сохранять нейтралитет, беспристрастность и независимость по отношению к различным мировоззренческим системам. В связи с этим актуальна задача формирования законодательства, в полной мере гарантирующего светскость этики должностных лиц, наделенных властными полномочиями;

    3. Слабо урегулирован нормами права вопрос обеспечения светскости системы образования и воспитания. Нормы права лишь упоминают о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не раскрывая его содержания. Данный пробел является главной причиной многочисленных споров вокруг преподавания дисциплин, так или иначе касающихся религиозной тематики. Это обусловливает необходимость внесения дополнений в законодательство об образовании, закрепляющих определение и гарантии его светскости;

    4. В настоящее время требуется существенная доработка законодательства о религиозной безопасности. Во-первых, следует ввести в систему права новые термины - «религиозная безопасность» и «секта», которые уже вошли в широкое употребление, а также принять специальный противосектантский закон, направленный на профилактику и борьбу с деятельностью деструктивных религиозных образований. Во-вторых, изменениям должен подвергнуться порядок деятельности вновь образованных религиозных групп на территории муниципального образования. Необходимо обязать такие объединения направлять уведомление органам местного самоуправления о начале своей деятельности. Это отчасти позволит своевременно определить истинные намерения названных образований и минимизировать их возможное негативное влияние на общество и отдельно взятую личность. В-третьих, нуждается в правовом регулировании миссионерская деятельность религиозных организаций. Сегодня целесообразно изучить и обобщить опыт регионов и принять федеральный закон, регулирующий данный вид деятельности. Одной из гарантий обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также религиозной безопасности должно стать введение уголовной ответственности за вовлечение малолетних детей в религиозное объединение и их обучение религии без согласия родителей.

    В заключение стоит отметить, что право ещё не стало тем мощным регулятором общественных отношений, возникающих в сфере религии, который мог бы направить потенциал религиозных объединений и государства в нужное русло. Современное правовое светское государство исходит из демократической системы ценностей. В центр правового регулирования оно ставит человека с его правами и свободами. Поэтому господствующий субъективизм органов государственной власти и их должностных лиц при принятии решений по вопросам, связанным с реализацией свободы совести и деятельностью религиозных организаций, должен быть искоренен. Главным ориентиром для дальнейшего совершенствования правовой системы должны выступать интересы личности, а не государства или отдельно взятых религиозных объединений.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. – М., 1993;

    2. Луховицкий В.В. Свобода убеждений в государственной и муниципальной школе // Свобода убеждений, совести и религии в современной России. М., 2007. С. 61.

    3. СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.




    1 Серия «Социально-гуманитарные науки» римского стиля на олимпийском турнире в Сиднее. Философия права и юриспруденция. К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство» к.ю.н., доц. Булавина М.А., - ТПФК, 2001, №9.


    написать администратору сайта