Главная страница
Навигация по странице:

  • Уж ты, степь ли ты моя, степь Моздокская

  • "Уж ты, степь моя, степь Моздокская"

  • Антон Павлович чехов (

  • родной язык. Россия -родина моя. Россия родина моя. Родные просторы. Степь раздольная


    Скачать 329.53 Kb.
    НазваниеРоссия родина моя. Родные просторы. Степь раздольная
    Анкорродной язык. урок
    Дата09.06.2022
    Размер329.53 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаРоссия -родина моя.pptx
    ТипБиография
    #581482

    Россия –родина моя . Родные просторы .Степь раздольная.

    Иван СУРИКОВ (1841-1880)

    Биография

    • Иван Захарович Суриков родился 25 марта (6 апреля)1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии. Он родился в семье крестьянина, и детство провел в деревне. Вместе с матерью в 1849 году переезжает в Москву, где обучается в сестер из разорившейся купеческой семьи житию святых, а также приобщается к стихам поэтов-песенников. Поэтому в мироощущении Ивана Захаровича тесно переплелись христианство с народным творчеством.
    • Стоит отметить, что отец не одобрил увлечение сына творчеством и взял его к себе помощником. Однако Суриков продолжал читать, а в 1850-тых годах начинает писать стихи, пьесы. Благодаря знакомству с поэтом А. Плещеевым, его произведения были опубликованы в журнале «Развлечение» в 1862 году. Чтобы максимально погрузиться в творческую атмосферу Суриков даже уходит из лавки отца и начинает жить самостоятельно. Случилось это в середине 1860-х годов. Что обеспечить себя, поэт работал типографским наборщиком, переписчиком бумаг, торговал углем и железом. Однако денег катастрофически не хватало, и он вернулся в отцовскую лавку. 
    • В 1871 году выходит первый поэтический сборник поэта. Также в 1875 и 1877 годах вышло еще два. За творческую деятельность его избрали членом «Общества любителей российской словесности». После успеха сборников стихов у Ивана Захаровича расширился круг литературных знакомств, и пришла известность. По его инициативе был создан «Суриковский литературно-музыкальный кружок», который просуществовал вплоть до 1917 года. 

    Уж ты, степь ли ты моя, степь Моздокская

    • Уж ты, степь ли ты моя, степь Моздокская, Степь Моздокская! Далеко ли, широко, степь, ты протянулася, Протянулася, От Саратова до села Царицына, До Царицына! Как по той ли по степи лежала дороженька, Путь широкая... Как по той дороженьке ехали извощички, Все коломенски... Вот везли они, везли дорогой товар — Парчу-бархаты; Вот они еще везли белу рыбицу, Белу рыбицу.... Вот случилося у них в обозе несчастьице, Да не малое: Занемог да захворал удал добрый молодец, Все извощичек... Вот стал-то он просить своих товарищей, Он товарищей: «Не попомните моей прежней грубости, Прежней грубости! Не покиньте вы, братцы, моих вороных коней, Вороных коней!»
    • Бурлацкие, рекрутские, солдатские, ямщицкие и чумацкие песни по своему содержанию, как правило, трагичны. Они рассказывают о тяжелой доле солдат, бурлаков, ямщиков, вынужденных расставаться с близкими, с семьей. Они рисуют безотрадные картины, герои в них нередко принимают смерть вдали от дома, родных и друзей. К таким песням относится песня "Уж ты, степь моя, степь Моздокская", рассказывающая о молодом умирающем в степи ямщике.
    • Уж вы, братцы ли мои, вы, братцы-товарищи, Не попомните моей прежней грубости! Отведите-ка вы моих вороных коней моему батюшке, Золотую ли казну моей родной матушке, Челобитье вы моей молодой жене, Благословеньице вы моим малым детушкам!1 В рекрутских и солдатских песнях повествуется о том, как молодого парня забирали в солдаты на долгие годы, отрывали от привычного семейного уклада. Впереди его ожидала жизнь, полная лишений и опасностей.

    В степи

    • Без привольной степи невозможно представить русскую природу. К образу вольных просторов обращались многие труженики пера, не исключение и И. Суриков. В 1871 г. он написал стихотворение «Степь», которое до сих пор поражает читателей самобытными картинами природы. Тема произведения Ивана Захаровича – атмосфера вольных просторов. Автор показывает красоту и самобытность степи, доказывая, что она наполняет душу ощущением свободы, а сердце наполняет сладостной грустью и ностальгией. Строки стихотворения изображают степную природу. Лирический герой описывает ощущения, которые испытывает человек, едущий по степи на коне. Чтобы читатель тоже смог предаться этим эмоциям, И. Суриков подает монолог от второго лица единственного числа. Рассказчик постоянно движется, поэтому пейзажная зарисовка динамичная.

    Пётр Андреевич Вяземский (1792- 1878)

    • Пётр Андре́евич Вя́земский — русский поэт, литературный критик, историк, переводчик,публицист, мемуарист, государственный деятель. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина. Стихотворение «Степь» написано в июне 1849 года. Незамысловатое на первый взгляд произведение имеет особое философское наполнение – унылые пейзажи заставляют автора задуматься о единстве земного и идеального, проследить их метафизическу В рамках небольшого произведения автор как будто намеренно предъявляет нам богатство русской лексики.
    Текст содержит практически все существующие средства художественной выразительности, здесь: сравнения – «небеса, как купол»; «курганы, как палатки»; «однообразно, словно замер дух» – позволяют точнее выразить чувства; риторические восклицания – «… дни и версты нипочем!» «Грустно!», «… вам и песнь, и честь!» «… Россия, какова она ни есть!» – придают изложению торжественность, особое значение; лексические повторы – «пред хатой бедной … бедная ветла»; «вот курганы, вот загадки» – отражают единообразие открывающейся местности; беспрецедентная частотность инверсии – «купол медный», «аист долгоногой», «тащут волы», «сохнет ветла», «метелью знойной», «дремлют праздно», «в душе согретой», «тонут время и пространство», «пусто всё» – вносит нотки уныния и безысходности; эпитеты – «крылатый ветерок», «огненная зола», «верный домосед», «бедная хата», «убогая семья», «спокойная важность», «неразгаданные времена» – помогают создать зримые, конкретные образы предметов и явлений; олицетворения – «бедная ветла»; «воздух цепенеет»; «дух замер», «небеса раскалились»; «согретая душа»; «любовь теплится»; «время и пространство тонут»; «голые, немые степи»; метафоры – «загадки времен», «друг семьи», «вьюга золы», «дух жизни», «распутие племен»; синонимы – «метель, вьюга», «бедная, убогая»; многосоюзие – «и песнь, и честь» – подчеркивает, что произведение носит хвалебный характер; оксюморон – «вечность на земле» – обращает внимание на тысячелетнюю (по меркам человеческой жизни – вечную) историю России; аллитерация – «метет метелью» – создает дополнительный звуковой акцент; лексика высокого стиля – «взор»; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «ветерок», «тучка». Череда повторений «едешь, едешь, едешь, едешь» убаюкивает читателя, подчеркивает монотонное однообразие путешествия. Но великий поэт и патриот скорбит о неустроенности своей Отчизны и в очередной раз признается в любви к ней, какой бы неказистой она не казалась стороннему глазу.
    • Текст содержит практически все существующие средства художественной выразительности, здесь: сравнения – «небеса, как купол»; «курганы, как палатки»; «однообразно, словно замер дух» – позволяют точнее выразить чувства; риторические восклицания – «… дни и версты нипочем!» «Грустно!», «… вам и песнь, и честь!» «… Россия, какова она ни есть!» – придают изложению торжественность, особое значение; лексические повторы – «пред хатой бедной … бедная ветла»; «вот курганы, вот загадки» – отражают единообразие открывающейся местности; беспрецедентная частотность инверсии – «купол медный», «аист долгоногой», «тащут волы», «сохнет ветла», «метелью знойной», «дремлют праздно», «в душе согретой», «тонут время и пространство», «пусто всё» – вносит нотки уныния и безысходности; эпитеты – «крылатый ветерок», «огненная зола», «верный домосед», «бедная хата», «убогая семья», «спокойная важность», «неразгаданные времена» – помогают создать зримые, конкретные образы предметов и явлений; олицетворения – «бедная ветла»; «воздух цепенеет»; «дух замер», «небеса раскалились»; «согретая душа»; «любовь теплится»; «время и пространство тонут»; «голые, немые степи»; метафоры – «загадки времен», «друг семьи», «вьюга золы», «дух жизни», «распутие племен»; синонимы – «метель, вьюга», «бедная, убогая»; многосоюзие – «и песнь, и честь» – подчеркивает, что произведение носит хвалебный характер; оксюморон – «вечность на земле» – обращает внимание на тысячелетнюю (по меркам человеческой жизни – вечную) историю России; аллитерация – «метет метелью» – создает дополнительный звуковой акцент; лексика высокого стиля – «взор»; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «ветерок», «тучка». Череда повторений «едешь, едешь, едешь, едешь» убаюкивает читателя, подчеркивает монотонное однообразие путешествия. Но великий поэт и патриот скорбит о неустроенности своей Отчизны и в очередной раз признается в любви к ней, какой бы неказистой она не казалась стороннему глазу.

    Антон Павлович чехов (1860- 1904)

    • Анто́н Па́влович Че́хов — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности. Классик мировой литературы. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира.
    «Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм. Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка. Описание степи Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики. Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой. Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи. Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир. Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают. Образы и символы Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать? Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.
    • «Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм. Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка. Описание степи Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики. Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой. Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи. Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир. Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают. Образы и символы Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать? Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.
    Темы Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются: 1) сострадание к человеку, природе; 2) свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством; 3) одиночество в бренном мире и во Вселенной; 4) поиск своего места в жизни; 5) жизнь и смерть; 6) любовь к своей Родине. Смысл Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям. 
    • Темы Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются: 1) сострадание к человеку, природе; 2) свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством; 3) одиночество в бренном мире и во Вселенной; 4) поиск своего места в жизни; 5) жизнь и смерть; 6) любовь к своей Родине. Смысл Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям. 


    написать администратору сайта