Васин Д.Ю. - Язык программирования Си. Курс лекций - 2003. Руководство для начинающих. М. Мир, 1988г. 512 с. Трой Д. Программирование на языке Си для персонального компьютера ibm pc Пер с англ. М. Радио и связь, 1991г. 432 с
Скачать 1.1 Mb.
|
2.6. Редактор Интегрированной среды2.6.1. Основные характеристики редактора интегрированной среды.Редактор интегрированной среды содержит следующие средства: поддержка мыши; поддержка больших по размерам файлов (размеры файлов могут превышать 64 Кб; общее ограничение для всех файлов в редакторе в совокупности равняется 8 Мб); использование клавиши окна редактирования, которые можно перемещать и перекрывать друг с другом, и размеры которых можно менять; возможности работы с несколькими файлами, что позволяет вам открывать несколько файлов одновременно; мультиоконная система, которая позволяет вам просматривать в нескольких окнах один и тот же файл или разные файлы; мощный макроязык редактора, при помощи которого вы можете создавать свои собственные команды редактора; возможности вклейки текста или примеров программ из окна Help (Подсказка); текстовый буфер (Clipboard), содержимое которого можно редактировать; этот текстовый буфер позволяет отсекать, копировать текст между окнами и вклеивать его в текст окна; функция Transfer (Перенос), которая позволяет вам запускать другие программы и захватывать выводимые ими данные в редактор, не покидая среду Borland C 2.7. Основы работы в среде Borland C2.7.1. Запуск интегрированной среды, создание и сохранение файловДля упрощения запуска интегрированной среды рекомендуется установить путь в директорию BIN в команде path файла AUTOEXEC.BAT. Тогда для запуска интегрированной среды достаточно ввести команду bc. Появится основной экран Borland C, в котором будет открыто 1 окно редактора. Файл в этом окне по умолчанию имеет имя NONAME00.C. Введем текст классической программы для начинающих на языке Си #include void main(void) { printf (“Здравствуйте !!!\n”); } Чтобы сохранить файл на диске выполните команду Save as из меню File. В открывшемся окне введите имя файла Hello.c и нажмите 2.7.2. Компилирование и запуск программы на выполнениеПри создании программы исходный файл сначала компилируется в объектный файл (файл в машинных кодах с расширением .OBJ). Затем объектный файл посылается на компоновку, чтобы он был преобразован в выполняемый файл с расширением .EXE. Компоновщик копирует в ваш объектный файл необходимые подпрограммы из стандартных библиотечных файлов. Самый легкий путь для создания выполняемых программ в среде Turbo C++ это нажать клавиши F10, а затем клавишу C, чтобы войти в меню Compile (или нажать На экране появится окно компиляции. Если все произойдет успешно, в окне компиляции появится мигающее сообщение: Success: Press any key (Успех: нажмите любую клавишу). Примечание: В случае ошибки в вашей программе вы увидите сообщения об ошибках или предупреждениях в окне сообщений в нижней части экрана. Если так случится, убедитесь, что ваша программа выглядит именно так, как было описано выше, затем откомпилируйте ее снова. Если появится сообщение об ошибке, говорящее о том, что Borland C не может найти включаемые файлы (файлы с расширением .h), то скорее всего Borland C не был установлен с подкаталогами по умолчанию. Это делается с помощью команды Options | Directories. Но об этом несколько позднее. Для запуска программы выберите пункт Run или нажмите клавиши Вы увидите как мигнет экран, и затем вы снова вернетесь в основной экран Borland C. Для просмотра на экране сообщений программы, выберите Run|UserScreen или нажмите Пользовательский экран должен содержать сообщение: Здравствуйте !!! После того, как вы проверите сообщения программы, нажмите любую клавишу для возврата в экран Borland C. 2.7.3. Закрытие Окна РедактированияРабота с файлом Hello.c закончена. Для закрытия окна редактирования надо выбрать Window|Close (или нажать При работе с мышью можно выбрать закрытый квадратик в левом верхнем углу экрана для закрытия окна редактирования. 2.7.4. Выход из Borland CПосле окончания работы с файлом нужно сделать две вещи: записать внесенные изменения в файл на диск; выйти из интегрированной среды Borland C и перейти в DOS. Файл уже был записан, поэтому последний шаг состоит в выходе из Borland C и возврате в DOS. Для этого нужно выбрать команду File|Quit или нажать 2.7.5. Какие файлы создаются в процессе трансляции и компоновкиПосмотрим какие файлы мы создали. Находясь в текущей директории, мы увидим список следующих файлов: Имя файла Длина Дата создания/модернизации Время создания/модернизации Hello C XXXX ЧЧММГГ ЧЧ:ММ Hello OBJ XXXX ЧЧММГГ ЧЧ:ММ Hello EXE XXXX ЧЧММГГ ЧЧ:ММ Первый файл Hello.с является исходным текстом вашей программы. Второй файл Hello.obj является объектным файлом. Он содержит двоичные машинные инструкции (объектные коды), полученные с помощью компилятора Borland C. Последний файл Hello.exe является загрузочным модулем, сделанным компоновщиком Borland C. Он содержит не только код файла Hello.obj, но и все необходимые подпрограммы (такие как printf), которые компоновщик поместил в него из библиотечного файла. Для запуска любого выполняемого файла из DOS вам необходимо ввести его имя без расширения .EXE. Для запуска Hello.exe из DOS введите hello и нажмите клавишу 2.7.6. Загрузка в редактор и редактирование вашей программыВ данном разделе продемонстрируем выполнение следующих задач с использованием средств интегрированной среды Borland C : открытие готового файла в окне редактирования; копирование файла в другое окно редактирования; использование редактора для модификации скопированного файла; запись измененного файла на диск. ЗАГРУЗКА ФАЙЛА В ОКНО РЕДАКТОРА Для запуска Borland C снова перейдем в созданную нами рабочую директорию и введем команду DOS bc. Поскольку последний файл, с которым мы работали в интегрированной среде был файл Hello.c, то он автоматически будет загружен в первое окно редактора. В противном случае, для загрузки программы Hello.c в окно редактора интегрированной среды Borland C нужно выбрать команду File|Open или нажать клавишу Заметим, что по умолчанию в блоке диалога выбрана клавиша Open (Открыть). Если нужно выбрать Replace (Заменить) вместо Open, то файл заменит тот файл, который находится в данный момент в текущем окне редактирования, вместо помещения его в новое окно. Оставим выбранной клавишу Open. В данном блоке диалога есть два способа выбрать файл для его открытия: ввести имя файла в блок ввода имени, или указать файл из списка файлов. Воспользуемся списком файлов: Нажать Обычно для подсвечивания нужного пользователю файла используются клавиши со стрелками. В данном конкретном случае файл Hello.c уже подсвечен, т.к. он стоит в списке первым. Нажать Если используется мышь, то нужно сделать двойное нажатие, указав на имя файла в списке. После нажатия на клавишу Существует возможность загрузки интегрированной среды и исходного файла из командной строки, что делает ненужным выполнение предыдущих шагов. Интегрированная среда допускает аргумент в командной строке, который означает имя исходного файла, который должен быть загружен в редактор. Таким образом, команда bc hello поместит файл hello.c в редактор. СОЗДАНИЕ НОВОГО ФАЙЛА Особенностью интегрированной среды Borland C является многооконность в каждый момент времени можно иметь более одного открытого окна редактирования. Можно открыть разные или один и тот же файл в каждом окне, обмениваться информацией между окнами, делая вырезки и вставки, и легко переходить из одного окна в другое. Сейчас файл hello.c открыт в окне редактирования и можно начать его редактирование. Но было бы нецелесообразно менять текст оригинального файла, откроем новое окно редактирования с помощью File|New. Файл в новом окне (окно 2) имеет имя NONAME00.C, позднее назовем его SUM.C. Двойная рамка вокруг нового окна редактирования указывает на то, что это активное окно. Для перехода к конкретному окну редактирования нужно нажать Вернемся в первое окно редактирования, нажав ВЫБОР БЛОКА Отметку блока можно делать с клавиатуры и мышью: На клавиатуре нужно подвести курсор к первой или последней букве блока, нажать клавишу Мышью нужно указать первый символ блока и, не отпуская кнопку мыши переместить ее в конец блока. Для отмены выделения блока нужно нажать кнопку на мыши в произвольном месте или нажать комбинацию клавиш Выбранный блок будет показан инверсным цветом (подсвечен). В качестве блока нужно выбрать весь текст hello.c. КОПИРОВАНИЕ И ВСТАВКА Мы выбрали весь текст в окне hello.c. Выберем Edit|Copy (или нажмем Вернемся к NONAME00.C: нажмем Для вставки текста из буфера в окно редактирования, нужно выбрать Edit|Paste (или нажать Теперь можно внести в текст некоторые изменения и записать файл NONAME00.C на диск, дав ему другое имя. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ФАЙЛ Внеся изменения в программу hello.c, создадим программу sum.c, которая позволяет ввести два целых числа и вывести их сумму на экран. При этом продемонстрируем возможности редактора по поиску и замене для изменения имени переменной. Для ввода текста передвиньте курсор в необходимое место и наберите текст. Вы можете удалить строку текста, нажав Отредактируем программу следующим образом: #include void main(void) { int a,b,i; printf(“\n Введите два числа:”); scanf(“%d%d”,&a,&b); i=a+b; printf(“\n %4d + %4d = %4d”,a,b,i); } ПОИСК И ЗАМЕНА Заметим, что имя переменной s не является очень информативным идентификатором. Заменим его на sum, так как это имя больше говорит о назначении переменной. Замена однобуквенной переменной достаточно более коварная операция, чем это может показаться на первый взгляд. Нужно заменить все появления имени переменной i в тексте. Если пропустить хотя бы одно, то программа не будет компилироваться. Но в то же время нельзя заменять все появления буквы i в тексте (например i в слове printf), а только имена переменной i. К счастью, меню Search (Поиск) включает опцию выборочного поиска и замены. Будет использован диалог Замены. Блок диалога Замены содержит два блока ввода, три набора селективных кнопок, набор блоков проверки и четыре кнопки действий. Мы собираемся заменить все появления имени переменной i в файле NONAME.C на sum, поэтому перейдем к началу файла (нажатие Выберем Search/Replace для открытия блока диалога Замены. При первом открытии блока диалога активным является блок ввода текста, подлежащего замене. Введем i, что соответствует имени переменной, подлежащему замене, и нажмем кнопку Введем sum в качестве имени, которое заменит i. Нажмем Режим чувствительности к регистрам букв и другие параметры уже выставлены так, как нам нужно. Но следует выставить режим проверки только целых слов Whole words, чтобы поиск не прерывался на каждой букве i в тексте программы. С помощью клавиши “” выберите эту позицию и нажмите на клавишу <Пробел>. После внесения этой установки (появится крестик) нажмите клавишу Мы желаем осуществлять поиск сверху вниз, этот режим уже выставлен, поэтому с помощью клавиши табуляции перейдем на Scope (диапазон). В этом блоке уже установлен Глобальный режим, что означает поиск во всем тексте. Нажав В Origin нажмем клавишу со стрелкой вниз, что означает организацию поиска по всему тексту Entire scope, или укажем этот режим с помощью мыши. Нажав клавишу При каждом обнаружении буквы i у пользователя будет запрашиваться подтверждение на замену. Нажать Y (да), если была обнаружена переменная i, и N (нет) в противоположном случае. Нами был внесен ряд изменений в программу и теперь нужно записать этот измененный файл на диск. Выберем File | Save (или нажать ВСТАВКА ИЗ ОКНА ПОДСКАЗОК В интегрированной среде Borland C имеется удобная возможность копирования текста примера программ из окна подсказки Help в окно редактора. После копирования в окно редактора можно удалить ненужный текст, оставив то, что вам необходимо для использования в текстах своих программ. Для выполнения этого действия необходимо выполнить следующее: Выбрать Index из меню Help Ввести название той функции, текст примера использования которой вы хотите скопировать (например, printf). Нажать Пример уже выделен в качестве блока, поэтому для копирования его в буфер следует выбрать Нажать Перевести курсор в то место файла, куда вы хотите вставить копируемый текст. Выбрать После того, как пример скопирован в программу, вы можете изменить некоторые строки и удалить старые. |