|
отчет по практике 2022. отчет. Руководство игровой деятельности детей раннего возраста в режиме дня доо
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация (ИОС) тесно связана с ходом занятия. Благодаря ей, решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:
– имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
– в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
– в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
– игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
– воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Рекомендации для воспитателей
- создавайте условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; - побуждайте детей к развёртыванию игры; - предлагайте детям эталоны различных игровых действий; - соблюдайте баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: сберегают время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; - обеспечивайте баланс между разными видами игры; - организуйте совместные игры детей; - развивайте способы игрового общения детей как носителей роли; - развивайте у детей умение общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру); - создавайте условия для развития творческой активности детей в игре; - предоставляйте детям возможность выбора в процессе игры; - поощряйте детей к импровизации в игре; - стимулируйте детей пользоваться предметами – заместителями, помогая им подбирать и расширять их набор; - способствуйте возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре; - внимательно и тактично наблюдайте за свободной игрой детей, включаясь в неё по мере необходимости как равноправные партнёры; - реализуйте индивидуальный подход в организации игры детей; - организуйте игры с учётом личностных особенностей и специальных потребностей детей; - обращайте особое внимание на «изолированных» детей; - способствуйте поло ролевой социализации мальчиков и девочек в игре; - поддерживайте индивидуальные интересы и возможности детей в игре;
- организуйте подвижные игры и спортивные игры; - используйте игровые приёмы в разных видах деятельности.
Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста для развития речи «Что звучит»
Цель: улучшить восприятие неречевых звуков.
Содержание игры: ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (звук машины), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, школьник должен показать, что за предмет их издает. «Жмурки»
Цель: активизация слухового внимания.
Содержание: с завязанными глазами ребенок должен поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь исключительно на звуки, которые тот издает. «Части тела»
Цель: расширение лексического словаря ребенка.
Содержание: ребенку демонстрируются игрушки и четко произносятся их названия. После этого дети должны самостоятельно называть предметы, четко их произнося. «Кто маленький»
Цель: формирование навыков словообразования.
Содержание: педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. А ребенок должен назвать малыша на картинке.
«Кто первый узнает?»
Цель: обучать детей понимать значение имен прилагательных в речи.
Содержание: на столе разложено несколько игрушек, например, три собаки, отличающихся друг от друга размером, цветом, положением (сидящая, стоящая и т.д.). Педагог описывает какую-нибудь игрушку, а дети должны ее найти. «Что мы делаем?»
Цель: учить детей правильно использовать в речи глаголы.
Содержание: педагог шепотом дает задание ведущему, который изображает жестами и мимикой соответствующее действие, не произнося ни одного слова вслух. Задача остальных детей – отгадать задуманное действие. «Звуковые шапочки»
Цель: развивать навыки звукового анализа.
Ход: в игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа». «Закончи слово»
Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) «Нужные знаки»
Цель: развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком. «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как, то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.
Тематическая карта детских игр для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в подготовительной группе
Название игры
|
Вид игры
|
Схема руководства игрой
|
Игровой материал
| «Строительство» Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
| Сюжетно-ролевая
| - Экскурсия на стройку
- Беседа о профессии строителя
- Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили»
Ф. Лева
- Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию.
- Беседа о технике безопасности на стройке.
- Рисование на тему «Строительство дома». - Изготовление атрибутов для игр.
| - Проект, чертеж строительства
- Различные строительные материалы
- Каски
- Инструменты
- Строительная техника
- Спец. одежда
| «Зоопарк»
Цель: обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких животных и их повадках и условиях содержания в неволе, воспитывать уважение к труду работников зоопарка, прививать любовь к животным.
| Сюжетно-ролевая
| - Рассказ о посещении зоопарка
- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке
- Беседа «Правила поведения в зоопарке»
- Отгадывание загадок о животных - Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица»
- Изготовление альбома «Зоопарк».
- Рисование и лепка животных
- Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто, где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
| - Поле для зоопарка: вольеры, касса, деньги
- Корм для животных (из пластилина, природного материала, из бумаги, пенопласта)
- Лэпбук «Айболит»
(сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»)
- Карточки «Правила поведения в зоопарке»
- Карточки «Животные»
- Схемы построек из кубиков: ворота, забор, касса
- Альбом «Зоопарк»
- Альбом «Профессии в зоопарке»
- Картотека «Физминутки по теме «Зоопарк»
- Макет «Зоопарк»
- Картотека «Дыхательная гимнастика»
- Схема описания животных
| «Составь пары»
| Настольно – печатная игра
| Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.
| Парные-картинки.
| «Для чего транспорт?»
| Дидактическая игра
| Педагог предлагает детям разделить картинки на несколько групп.
| Карточки с изображением различного вида транспорта (грузовой корабль, пассажирский корабль, туристический корабль, военный корабль)
| «Умею ли плавать»
| Дидактическая игра
| Педагог предлагает детям серии картинок, просит из каждой серии исключить лишнюю и объяснить свой выбор.
| Демонстрационный материал с изображением различных видов птиц: лебедь, гусь, утка, индюк, курица, голубь.
|
Тематическая подборка игротеки для организации досугов и развлечений дошкольников в помещении и на улице
Название тематической подборки
|
Цель
|
Оборудование
|
Возраст детей
|
Краткое описание игры
|
«Геометрические бусы»
|
Развитие зрительной памяти
|
Цветные карандаши трех цветов и листы бумаги
|
5 лет
|
Детям предлагают внимательно рассмотреть карточку с
изображением геометрических фигур определенных цветов. Затем говорим
детям: «Ребята, постарайтесь запомнить фигуры и нарисовать их у себя на
листках». Игра повторяется 3 раза. Количество геометрических фигур
увеличивается 3-5
|
«Инопланетяне»
|
Цель: развитие зрительной памяти
|
Рисунок с изображением инопланетян (из простых геометрических фигур)
|
6 лет
|
Педагог говорит: « К нам в город прилетело два инопланетянина. Их
нужно внимательно изучить, запомнить детали внешнего вида гостей». После
этого демонстрируется рисунок с их изображением. На запоминание дается 20
секунд рисунок убирается. Детям дается задание: « К нам в гости спешит
второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его и нарисуй портрет второго инопланетянина».
|
«Волшебники»
|
Закреплять знания геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.
|
Канат со связанными концами
|
6 лет
|
Дети получают канат со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).
|
«Слепой – поводырь»
|
Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
|
|
5 лет
|
На полу расположены предметы, препятствия. Через них надо пройти на другую сторону. Препятствия проходит игрок с завязанными глазами, слушая команды другого игрока «поводыря». Например: Два шага вправо, четыре шага прямо, перешагивай, три шага влево, присядь, ползи, стоп и т.д.
|
«Запрещенное движение».
|
Развивать внимание, память, быстроту реакции.
|
|
5 лет
|
Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.
|
«Покажи — не ошибись»
|
Развивать активное внимание.
|
Мячи, палки, кегли и другой физкультурный инвентарь.
|
4 года
|
Дети становятся в круг. Педагог показывает и называет предметы: мяч, скакалка и др. Если предмет назван правильно, дети должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно, дети должны потопать ногами. Отмечаются самые внимательные игроки.
|
«Хитрые мышки»
|
Развитие произвольного внимания, памяти, глазомоторной координации.
|
|
4 года
|
Дети водят хоровод вокруг водящего – «кошки», со словами:
Мышки кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Дразнят кошку:
Раз, два, три,
Ну-ка, кошка, догони! После этого разбегаются врассыпную, а водящий пытается осалить как можно больше «мышей». Роль кошки может выполнять педагог. По окончании игры отмечаются самые быстрые и ловкие мышки.
|
«Магазин игрушек»
|
Развитие воображения, восприятия.
|
|
4 года
|
Из числа играющих выбирают водящего – «покупателя». Остальные дети встают в круг и каждый придумывает, какая игрушка, но другим об этом не говорит. Продавец (педагог) предлагает «покупателю» выбрать себе игрушку (указать на одного из игроков). Выбранную игрушку он «заводит», а она показывает то, что умеет делать. Если покупатель угадал название игрушки, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.
|
«Третий лишний»
|
Развитие внимания, навыков счета.
|
|
6 лет
|
Выбирают двоих водящих – убегающего и догоняющего. Остальные играющие становятся парами по кругу в затылок лицом в центр круга, образуя при этом большой круг. Водящие находятся за кругом.
. По сигналу педагога догоняющий начинает ловить убегающего, стараясь его запятнать. Спасаясь от погони, убегающий становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и начинает убегать от водящего
Если водящий поймал убегающего, то они меняются местами.
Правила игры.
1. Убегающий не имеет права пересекать круг.
2. Обегая круг, водящим не разрешается трогать руками стоящих игроков.
3. Долго бегать и становиться только к одним и тем же парам не разрешается.
|
«Не зевай!»
|
Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел.
|
Числовые карточки, фанты.
|
5 лет
|
Детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Ведущий (воспитатель, ребенок) рассказывает сказку (читает стихотворение), в тексте которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен быстро ее поднять. Кто не успел быстро вспомнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу шутку, отгадать загадку и др.) [5].
|
|
|
|