Главная страница

Московская финансово. Руководство по изучению дисциплины Политология Москва, 2006


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеРуководство по изучению дисциплины Политология Москва, 2006
Дата25.11.2019
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМосковская финансово.pdf
ТипРуководство
#97017
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема №7. Политическое сознание и
политическая культура
Введение
Вопросы:
1. Сущность, структурные элементы и функциональное предназначение политической культуры
2. Традиционная, автократическая и демократическая политические культуры
3. Генезис и содержательные стороны консерватизма и либерализма
4. Эволюция и основные разновидности правого и левого радикализма
В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

сущность и характерные признаки политической культуры как совокупности средств, моделей поведения, каналов вхождения человека в политику

структурные элементы таких подвидов политической культуры, как культура политического сознания и культура политического поведения, культура функционирования политических институтов

основные типы политических культур и политических субкультур и их содержательную характеристику

специфические черты отечественной политической культуры и особенности ее эволюции в постсоциалистический период


сущность и содержание политического сознания как одной из основных форм общественного сознания, возникающего вместе с появлением политической (государственной) власти

содержательный смысл таких основных функций политического сознания, как познавательная, оценочная, регулятивная, интегрирующая, нормативная и др.

структуру политического сознания с точки зрения субъекта
(массовое, групповое, индивидуальное) и по глубине отражения действительности (обыденное и научно-теоретическое)

уровни реализации, формы проявления и основные функции политической идеологии как ядра политического сознания

типологические характеристики основных идейно-политических течений и их разновидностей (консерватизма, либерализма, правого и левого радикализма)
и приобретете следующие компетенции:

типологизировать политические культуры в зависимости от уровня общности, характера взаимодействия субкультур, отношения к власти, стилей политического поведения и т.д.

различать содержательное несоответствие между патриархальной, подданнической и активистской политическими культурами

выстроить иерархию наиболее значимых черт отечественной политической культуры и ее принципиальных отличий от культуры западноевропейского типа

соотносить такие понятия, как «политическое сознание»,
«политическая идеология», «политическая культура»

раскрыть содержательный смысл политического сознания как категории, характеризующей субъективную сторону политики

дать сравнительный анализ базовых черт и оснований обыденного и научно-теоретического политического сознания


аргументированно доказать, почему без идеологии и вне идеологии политика никогда не существовала и существовать не сможет

сформулировать фундаментальные основы и принципы ведущих идеологических течений современности и особенности их проявления в России
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих
понятиях:
Анархизм – идейно-политическое течение леворадикального типа, главной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, авторитета, порядка, дисциплины
Консерватизм – политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности
Культура политическая – система исторически сложившихся, относительно устойчивых политических знаний, оценок и моделей поведения, а также ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе
Левый радикализм – идейные течения, выступающие с критикой капиталистической системы и предполагающие формирование революционным или эволюционным путем новых общественных отношений и политических институтов.
Представлен: социал-демократизмом, социализмом, марксизмом и анархизмом
Либерализм
– совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду
Популизм
– разновидность политической деятельности государственных и иных политических структур и институтов, элит, лидеров, которые используют прямую апелляцию к общественному мнению и массовым настроениям как основному средству оправдания (или достижения) властных целей

Правый радикализм – форма резкого неприятия, отрицания общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц, групп или политических организаций
Для изучения темы:
Прочитайте:
О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006.
Раздел №6. Культурологические и психологические детерминанты
политики и политического поведения. Главы: 6.1. Сущность, структурные элементы и типология политической культуры (с. 450 – 467); 6.2.Основные идейно-политические течения современности их типологические характеристики (с. 468 – 494)
Обратите внимание на:
Важность этой темы для приобретения необходимых навыков самостоятельного анализа и оценки политических процессов и явлений через призму их политико-культурных детерминант, исходя из посылки, что уровень политического развития любого народа определяется, прежде всего, характером и уровнем развития его политической культуры, тем, что охватывается очень емким понятием «национальный менталитет», особая политическая ментальность, суть которых составляют идущие из глубины веков и передаваемые из поколения в поколение традиции и привычки восприятия политики и политико-властных отношений, а также тех, кто их олицетворяет в качестве «вождей» и «правителей».
Речь идет о глубинных пластах национального сознания и психики, которые не поддаются радикальным изменениям. Вступая в соприкосновение с тем, что им чуждо, что привносится извне, они начинают работать в режиме отторжения и выдают результат прямо противоположный ожидавшемуся.
Именно здесь (в самобытной, «не измеримой общим аршином» отечественной ментальности) следует искать корни явно затянувшихся

«родовых мук» рынка и рыночной политической демократии в России. В
«евразийской» стране, чья массовая политическая культура и традиционные практики поведения в политике (и по отношению к политике) как среди
«низов», так и среди «верхов» пока весьма далеки от тех, на базе которых возникла и успешно функционирует представительная плюралистическая демократия (евро-американского типа).
Здесь же следует искать ответы на вопрос о том, почему среди всех мировых идейно-политических течений в России в качестве преобладающих всегда были и остаются течения леворадикального толка, в то время как либерально-консервативные идеологии приживаются с трудом, что особо зримо проявилось в политическом крахе таких их нынешних партийных носителей, как СПС и «ЯБЛОКО».
Вместе с пониманием роли и значения политической культуры и политической ментальности одновременно приобретаются исходные навыки анализа политико-властных отношений также и через психологическую призму. Приходит знание того, что во всех конкретных событиях и явлениях политической жизни, во всех больших и малых конфликтах, в публичном поведении лидеров и «массы» психологические факторы играют далеко не последнюю роль и чаще всего выступают одной из важнейших их
«моделирующих» детерминант.
Ознакомьтесь со следующими дополнительными
материалами:
1. А.С.Панарин. Политология – М.: «Проспект. 1997 – с. 224 – 239
(Раздел 6)
2. Г.А.Алмонд, С.Верба. Гражданская культура и стабильность демократии – М.: ПОЛИС, 1992, №4 – с. 122 – 134 3. У.Матц. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна –
М.: ПОЛИС, 1992. №1 – 2 – с. 130 – 142
Обратите внимание на:
Содержащийся в этих публикациях анализ политической культуры, которая, наряду с политической психологией и этикой, относится к
важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики, будучи определяемой как внеинституциональная система, охватывающая политические традиции, политические ценности и установки практического политического поведения. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-разному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом – труднее. Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Сущность, структурные элементы и функции политической культуры
2. Политическая культура и факторы внешней среды, ее определяющие
3. Содержание и основные разновидности демократической и автократической политической культуры
4. Особенности отечественной политической культуры и возможности демократического обустройства России
5. Содержательная суть политического сознания и роль политической идеологии
6. Происхождение и сущностные характеристики современного консерватизма и либерализма
7. Сравнительный анализ современных разновидностей правого и левого радикализма
8. «Панорама» идеологического спектра в политической жизни России
Теоретический материал по теме:
Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса – Сущность, структурные элементы
и типология политической культуры – следует исходить из констатации того, что политическая жизнь во всем многообразии ее форм и проявлений в немалой (если не в решающей) степени детерминируется политической
культурой и политические институты лишь тогда эффективно функционируют, когда введены в адекватный им культурный контекст, обладают соответствующими культурными характеристиками и свойствами.
Политическая культура, будучи неотъемлемой частью общей культуры как «возделанной» среды обитания социума, представляет собой
совокупность социально осознанных и глубоко прочувствованных
ценностей и соответствующих убеждений, а также образцов поведения, которые пропитывают политическую деятельность в данном обществе.
По своей внутренней структуре политическая культура включает множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (как статичных, так и переменных), среди которых необходимо различать:

институциональные
формы
политической
жизни, закрепленные в виде иерархической системы политических институтов и учреждений

устоявшиеся образцы и модели политической деятельности и политического поведения, способы и технологии политической активности

уровень и характер представлений граждан о политической
власти и политических отношениях, их роли в организации и регулировании общественной жизни

идущие из глубины веков традиции, т.е. передающиеся от поколения к поколению укоренившиеся на уровне привычки общественно-политические установления и нормы

общепонятный для всех язык как средство политической коммуникации, включая национально-государственную и политическую символику

совокупный политический опыт общества, в котором аккумулируется своеобразие (аутентичность) каждой нации, в том числе в области политической культуры и др.
Политическая культура неоднородна и наряду с понятием общей
политической культуры (базовыми ценностями и нормами, которые
разделяются большинством данного социума) в ней всегда существует и целый ряд «частных» политических культур. В этой связи необходимо усвоить познавательное значение и содержательный смысл таких понятий, как «субкультура» и «контркультура», того, как эти понятия соотносятся друг с другом.
Как один из постоянно действующих структурообразующих элементов общественного развития, политическая культура выполняет ряд жизненно важных для социума функций, в числекоторых заслуживают особого внимания, прежде всего, функции, связанные с личными потребностями
людей как членов политического сообщества (потребностями в самоидентификации, ориентации, социализации, адаптации, интеграции и т.д.), и функции, обусловливающиеся потребностями всего общества.
Речь идет о таких функциях, как нормативная, воспитательная, интегративная, мобилизационная, репродуктивная.
Теоретический материал вопроса 2:
При изучении второго вопроса – Традиционная, автократическая и
демократическая политические культуры – необходимо иметь в виду, что многообразие содержания и уровней политической культуры порождает и многообразие ее типологии. В этой связи необходимо различать основные
типы политической культуры в рамках формационного подхода, дифференциации по социально-классовому признаку и идеологическим основаниям, по критерию отношения к социальному прогрессу и демократии, степени централизации и децентрализации власти и др.
Особо следует остановиться на уяснении базовых черт и характеристик двух основных разновидностей современной политической культуры: демократической и автократической. В первой из них выделить и проанализировать такие «родовые» признаки, как:

традиционализм (в виде наследия политической культуры прошлого – традиций и обычаев, связанных с лояльным
(почтительным) отношением к власти и властным институтам, законопослушанием и т.д.)

морализм (выражающий неизменную приверженность к нравственным общечеловеческим ценностям, христианским нравственно-этическим заповедям и канонам)


индивидуализм (проявляющийся в стремлении к сакрализации и возведении в культ частного интереса и частной выгоды, в сугубо деловом подходе к политике, которая рассматривается в качестве разновидности предпринимательской деятельности)

активизм (суть которого выражена в убеждении, что активное и деятельное участие во всех сферах жизни общества может принести личный успех)

толерантность (принимающая форму консенсуального взаимодействия, ориентированного на компромисс и гражданское согласие) и др.
В автократической политической культуре необходимо различать такие ее разновидности, как авторитарная и тоталитарная, но при этом видеть их родство, т.е. те черты, которые в той или иной мере являются для этих культур общими, учитывая, что идеалом той и другой является государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти полностью исключает реальные (и, прежде всего, гражданские и политические) права и свободы человека.
Кроме вышеназванных типов политической культуры следует знать, что стоит за разграничением политической культуры на политическую культуру
интегративную
и
фрагментарную;
патриархальную
(традиционную) и подданническую, а также гражданственную или
культуру участия; политическую культуру органическую, либерально- демократическую и смешанную.
Особое внимание следует уделить усвоению специфики
отечественной политической культуры, связанной с многовековыми традициями авторитарного правления и политическим отчуждением народа, тотальным поглощением общества государством, а также с новыми явлениями и процессами, которые характеризуют нашу страну в рамках перехода от социализма к рыночной экономической и политической демократии. Речь идет о целом ряде принципиальных новшеств в структурно-функциональной организации и отправлении власти, а именно: введение и развитие института президентства, принципа разделения властей, свободных альтернативных выборов, возрождение многопартийности и др.
Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса – Генезис и содержательные
стороны консерватизма и либерализма – необходимо учитывать, что наряду с политической культурой субъективная сторона политической жизнедеятельности находит свое отражение также и в политическом
сознании, которое в наиболее концентрированном и системном виде
«материализуется» в
политической
идеологии.
Последняя, т.е. политическая идеология, предстает как комплекс идей, система взглядов и
ценностных ориентаций, связанных с проектами обустройства
(переустройства)
общественной
жизни
на
тех
или
иных
мировоззренческих началах.
Среди всех разновидностей современных политических идеологий, отражающих многообразие интересов стратифицирующих общество социальных формирований и групп, наиболее крупными и широко распространенными выступают: консерватизм, либерализм, правый и
левый радикализм.
Ключевым в понимании консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной
жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые», кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей, чье жизненное кредо очень емко выражает русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер – этот тот, кто стремится вернуть прошлое,
тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не
исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма:
«Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».
Такого же осмысления требует определение существа консерватизма, данное дореволюционным русским либералом-консерватором
Б.Н.Чичериным, в соответствии с которым консерватизм является «самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно (это течение) в равной мере удалено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное стремление удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным
элементом общественного строя. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».
Заключить изучение консерватизма следует уяснением различий между такими его современными разновидностями, как традиционализм,
либертаризм и неоконсерватизм.
Выясняя существо и основные принципы либерализма, следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII – XVIII веков, но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового класса – торгово- промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею
либерализмаидею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо, равно как и органически связанную с идеей свободы практическую ориентацию (направленность) либерализма на ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности. Установление общественного миропорядка, построенного на личной инициативе и предпринимательском духе индивида.
В то же время необходимо четко представлять себе, что ключевое для либерализма понятие «свобода» не означает вседозволенности и ничем не ограниченного права «хватать и насыщаться». Свобода в либеральном толковании и смысле с необходимостью предполагает ответственность, по отношению к которой (т.е. свободе) последняя выступает в качестве ее исходной базовой функции и реализуется как социальное поведение, основанное не только на ненанесении вреда и неосуществлении насилия по отношению к другим, но и на добровольном самоограничении в пользу других, на принятии в качестве мотивационного детерминанта этого поведения императива: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Заключить изучение третьего вопроса следует сравнительным анализом «старого» классического либерализма с «новым» социальным
либерализмом (или неолиберализмом), выделив в качестве сущностных черт этого последнего ориентацию на социальный реформизм, стремление примирить равенство и свободу, отказ от роли государства только в качестве
«ночного сторожа» и др.
Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса – Эволюция и основные
разновидности правого и левого радикализма – следует, прежде всего, выяснить, что стоит за общим понятием «радикализм», а затем – за такими его разновидностями, как левый и правый радикализм. Общее понятие радикализма характеризуется как стремление к решительным действиям в политике. При этом сами эти действия (равно как и их обосновывающие идеологические схемы и конструкции) могут иметь как реформистскую, так и революционную (а нередко и экстремистскую) направленность, что обусловливает использование понятия радикализма для обозначения именно крайних пределов политического спектра.
Для понимания существа левого радикализма важно учесть его органическую связь с возникновением марксизма и изначальным восприятием важнейших установок этого учения на ликвидацию капитализма и установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства и всеобщее равенство. Однако уже в конце XIX века в коммунистическом движении наметился раскол на два противостоящих друг другу течения – социал-реформистское во главе с немецким социалистом
Э.Берштейном и «ортодоксально-большевистское» во главе с В.И.Лениным.
Ключом к пониманию первого (т.е. социал-реформизма) является отказ социал-демократии от насильственной ликвидации капитализма и переориентация на «мирное» врастание капитализма в социализм путем его перманентного улучшения. Очень емко эта целевая установка выражена в крылатом лозунге Э.Бернштейна: «Движение – все, конечная цель – ничто».
Она же определяет содержание политических программ большинства современных социалистических и социал-демократических партий.
В этой связи целесообразно обратиться к программным документам таких из них, как Социал-демократическая рабочая партия Швеции,
Французская социалистическая партия, Социал-демократическая партия
Германии и др. В них говорится не о строительстве социализма, а о курсе на систематические общественные преобразования и реформы, в результате которых капиталистическое общество приобретает новое качество, и чем дальше, тем больше становится «общим домом народа», «солидарным обществом» и т.д.
Такой курс привел в итоге к «одомашниванию капитализма социализмом» и ликвидации нищеты и бедности, тогда как курс на
насильственное свержение капитализма и замену его социализмом
(который был характерен для «оппонентов» социал-демократов –
коммунистов-ленинцев) в лучшем случае породил «казарменный
коммунизм» и «уравнение в бедности». Исторический спор двух
вышедших из марксизма течений – коммунистического и социал- демократического – завершился победой последнего.
В то же время необходимо четко представлять себе, что крах
мирового социализма во главе с СССР не означает краха
социалистической идеи как таковой. Речь идет лишь о крахе ее большевистской модели (большевистского «прочтения Маркса»). В этой связи целесообразно осмыслить следующее высказывание немецкого философа Г.Розмозера: «До тех пор, пока на остающиеся проблемы, в какой- то мере верно обозначенные марксизмом, не будет другого ответа, социализм будет сохранять за собой способность очаровывать и соблазнять людей. Если нет лучших идей и лучшей философии, чем те, на почве которых был создан марксизм, социалистическое движение будет возрождаться и укрепляться снова, это лишь вопрос времени».
Изучая левый радикализм, нельзя оставить без внимания еще одно леворадикальное течение – анархизм. Ключом к пониманию этого течения является установка на уничтожение государства и освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти.
Переходя к рассмотрению основных черт и разновидностей правого
радикализма, следует оттолкнуться от его общего определения как идеологии реакционного бунтарства и решительной оппозиции демократическому режиму и остановиться на выяснении существа и базовых характеристик таких его разновидностей, как:

расизм (как совокупность воззрений о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на человеческую историю и культуру)

фашизм и неофашизм (как идеология и политика тоталитарного типа, противопоставляющая институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения, включая массовый террор, шовинизм, переходящую в геноцид ксенофобию и т.д.)

псевдолевый экстремизм (революционаризм) (как радикальное движение в форме политического экстремизма и террора в качестве основного средства борьбы за достижение поставленных целей). Эта разновидность правового радикализма в современных условиях приняла форму международного терроризма и представляет собой одну из наиболее острых глобальных угроз человечеству.

Заключить изучение темы следует анализом идейно-политических течений в современной России и их политически организованных носителей
(т.е. конкретных политических партий и союзов).
Для подготовки к семинару:
Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:
В бывшем СССР господствовала единая государственная идеология – коммунистическая. После ее крушения в обществе во весь рост стала проблема идеологического обеспечения (идеологической легитимации) рыночных реформ. В этой связи продумайте ответ на вопросы:
1.
Нуждаются ли рыночные реформы в доказательстве их правомерности и законности?
2.
Нужна ли постсоциалистической России (и возможна ли вообще) новая государственная идеология?
3.
Какое из ныне представленных в стране идейно-политических течений является предпочтительным?
4.
Имеют ли шансы на успех идеологические конструкции, ориентированные на «новый социализм» или реставрацию монархии?
Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
Вопросы для краткого эссе:

1.
Каковы роль и место политической культуры в организации и функционировании политико-властной сферы?
2.
Что составляет суть понятий «субкультура» и «контркультура» и как эти понятия соотносятся с понятием «политическая культура»?
3.
В чем проявляются принципиальные различия между либерально- демократической и тоталитарно-авторитарной моделями политической культурой?
4.
Какие идейно-политические течения обусловливают деление общественных сил на «правых» и «левых»?
5.
Каковы сущностные характеристики и постулаты современной социал-демократии?
6.
Означает ли крах СССР «закат» коммунизма как разновидности левого радикализма?
7.
Какие идеологические постулаты лежат в основании международного терроризма?
8.
Что в содержательном смысле стоит за понятиями «западничество» и «славянофильство»?
Выполните тестовые задания для самопроверки

Тестовые задания № 1 – 30 из контрольного теста раздела 6.
Культурологические и психологические детерминанты политики и политического поведения в книге: О.З.Муштук. Политология.
Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с. 508 – 513.
Для подготовки к консультации:

Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя


Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта