Главная страница
Навигация по странице:

  • «Построить цивилизованный рынок и демократию в России в сто (в тысячу раз) сложнее, чем установить диктатуру»

  • Московская финансово. Руководство по изучению дисциплины Политология Москва, 2006


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеРуководство по изучению дисциплины Политология Москва, 2006
    Дата25.11.2019
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМосковская финансово.pdf
    ТипРуководство
    #97017
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Особенности отечественного
    менталитета и возможности демократического обустройства России – следует, прежде всего, уяснить, что менталитет – это глубинные и статичные, как экологическая структура (природная среда), пласты национального самосознания и психики, образы мыслей и действия людей, которые у каждого народа играют своеобразную роль «консерванта» его национальной самобытности, национальной самости, образуют корни национального духа и бытия, пересадить которые на иную почву или кардинальным образом изменить нельзя.
    Что взаимодействие менталитета и внешних воздействий
    (политики правительства) сродни механизму взаимодействия пружины
    и внешнего давления. Сжиматься пружина может достаточно медленно или быстро в зависимости от методов, применяемых властью, но после прекращения воздействия возвращается в исходное положение практически мгновенно.
    При этом необходимо учитывать, что ментальные реакции этноса на
    внешние воздействия находятся в прямой зависимости от того, в каких
    условиях осуществляются общественные преобразования. Одно дело –
    условия эволюции, т.е. естественноисторического поступательного развития, когда новое зарождается в недрах старого и, постепенно отрицая его, тем не менее, всегда несет в себе его глубокий отпечаток. И совершенно другое дело – условия революции, когда новое внедряется в жизнь насильственно, посредством уничтожения взращенного эволюцией старого.
    В первом случае (т.е. в условиях эволюционного развития) рынок и
    частное предпринимательство как бы выводятся (вырастают) из
    менталитета нации, что придает рыночным реформам свой особый национальный колорит. В этих условиях рынок и менталитет «живут» если и не в полной гармонии и согласии друг с другом, то, по меньшей мере, толерантно, на принципах взаимной терпимости и «мирного сожительства».
    Во втором случае (т.е. в условиях революции) ситуация складывается совершенно по-другому. Здесь рынок по отношению к национальному
    менталитету
    выступает «чужеродным
    телом» – своего рода
    «имплантантом», который путем
    «открытого хирургического вмешательства» (по приказу сверху) пытаются вживить в общественный организм. В этой ситуации менталитет чаще всего начинает играть роль механизма отторжения. И, как результат, эффект от «операции» нередко оказывается не таким, каким ожидался.

    Именно по этому второму сценарию развиваются события в современной России. И все попытки ее рыночной «вестернизации» в том виде, в каком они осуществляются до сих пор, все в большей мере наталкиваются на растущее сопротивление нашего «евразийского» менталитета. Менталитета, который в целом не очень-то вписывается в привычные практики и базовые ценности евро-американской цивилизации и носит преимущественно «антирыночный» характер.
    В этой связи следует проанализировать своеобразие отечественного менталитета через призму:

    отношения
    россиян
    к
    богатству
    и
    частнопредпринимательской деятельности и существующих в этой области устойчивых стереотипов и предубеждений

    степени
    развития
    психологии
    индивидуализма
    и
    коллективизма как мотивационного детерминанта трудовой ментальности и предприимчивости

    соотношения материального (заботы о «теле») и
    метафизического (заботы о «душе») в структуре жизненных установок и ориентаций россиян

    восприятия власти и политики и оценки своей роли как
    «простого смертного» в политико-властных процессах, возможностей влияния и контроля власть имущих

    способностей и опыта групповой самоидентификации и самоорганизации, развития самоуправленческих начал и гражданской политической активности, гражданской общественной самодеятельности

    уровня и характера политической и правовой культуры,
    «тональности» взаимодействия людей и организаций друг с другом и др.
    Заключить изучение четвертого вопроса необходимо обоснованием правомерности следующего тезиса: «Построить цивилизованный рынок и
    демократию в России в сто (в тысячу раз) сложнее, чем установить
    диктатуру». Ибо рынок с его приматом индивидуалистических ценностей, неотчуждаемых прав и свобод личности, с его сакрализацией
    (обожествлением) частной собственности и богатства, органически присущим воинствующим прагматизмом и коммерциализацией всей системы общественных отношений, вплоть до частной и семейной жизни,
    представляет собой не продукт «русского духа» и русского бытия. Это плоть от плоти порождение другой, если и не прямо противоположной, то, по меньшей мере, во многом отличной от восточной (и «евразийской») западной
    (евро-американской) цивилизации.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта