Главная страница
Навигация по странице:

  • Характерными чертами русской философии

  • Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

  • Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)

  • (эпохи петровских реформ)

  • Основными направлениями русской философии XIX в.

  • Историческая философия

  • Л.Н. Толстой

  • Основными направлениями русской философии конца XIX – ХХ вв.

  • Социально-политическое направление

  • образец. Русская философия


    Скачать 32.39 Kb.
    НазваниеРусская философия
    Дата30.11.2021
    Размер32.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаобразец.docx
    ТипДокументы
    #286453


    Русская философия– феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и других. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными чертами русской философииявляются:

    - сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

    - специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

    - целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    - большая роль проблем морали и нравственности;

    - конкретность;

    - широкое распространение в массах, понятность простому народу.


    Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Русиотносится к IX–XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

    - Илларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

    - Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

    - Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

    - Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

    Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философииявлялись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание. Среди видных философов данного периода:

    - Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

    - Максимилиан Грек (1475–1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

    - Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

    - Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»;

    - Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов;

    - Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; занимался вопросами гносеологии (познания); выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

    Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии: философию эпохи петровских реформ; материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направлениябыли М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

    М.В. Ломоносов(1711–1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. По отношению к Богу М.В. Ломоносов занимал деистическую позицию. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 – 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

    Пояснения к вопросу № 2.

    Основными направлениями русской философии XIX в.являлись:

    - декабристская философия;

    - философия западников и славянофилов;

    - философия Чаадаева;

    - консервативная религиозная и монархическая философия;

    - философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

    - революционно-демократическая философия;

    - либеральная философия.

    Декабристская философиябыла представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов – социально-политическая.Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; необходимость для России правового строя; отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

    Историческая философиябыла представлена творчеством П.Я. Чаадаева(1794–1856). Основными направлениями его философий были: философия человека; философия истории. Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

    Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов.Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Оппонентами западников являлись славянофилы.Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

    Важную роль в русской философии играло религиозное направление.Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев. Н.В. Федоров(1828 – 1903) сделал основными темами своей философии: единство мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи – победы над смертью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.

    Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев(1831 - 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

    Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, не только литературное, но и большое философское наследие.

    Ф.М. Достоевский(1821–1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» – обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества, путь богочеловека.

    Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

    Еще один известный русский писатель, Л.Н. Толстой(1828–1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовствав следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

    Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в.были Н.Г. Чернышевский; народники – Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов. Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность.Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

    Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев(1853–1900). Основными идеалами его философии были идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей Божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I ) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

    Пояснения к вопросу № 3.

    Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории); обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

    Основными направлениями русской философии конца XIX – ХХ вв.были: философия «золотого века» (религиозная философия, космизм); естественно-научная философия; советская философия; философия русского зарубежья.

    «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направлениятого периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.

    C.H. Булгаков(1871–1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквейв единую христианскую «экуменическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

    Естественнонаучная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

    Вся русская философия проникнута желанием восстанавливать некогда утерянную целостность бытия. Одна из основных причин спецификации русской философской мысли раскрывается в достижениях русского естествознания начала ХХ в., которое практически никогда не отрывалось от мировоззренческих вопросов. Российская наука как феномен национальной культуры имеет свою специфику, уникальность основ русской науки, как и русской философии, доказывается существованием особых научно-философских построений.

    Основными направлениями естественно-научной философии были материалистическое и социально-политическое. Представители материалистического направлениярассматривали бытие с точки зрения естественных наук – биологии, химии, физики, медицины. Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания. Социально-политическое направлениебыло представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

    Как и философов, русских ученых не удовлетворяло отсутствие связи отвлеченных знаний с жизнью. Так, Н.И. Лобачевский был недоволен, что геометрия поверхностей и линии Евклида, порожденная реальными вещами, не апеллирует к ним, что и обусловливает гипотетический характер ее оснований. Именно на основе доказательств Н.И. Лобачевского позже конструируются основы принципиально иного видения мира, развернутые в представлениях о многозначной логике и о логике «возможных миров», что вело к осознанию единства противоположных пространств мысли.

    Аналогична главная позиция К.А. Тимирязева, который своим открытием энергетических законов фотосинтеза доказывает принципиальное единство живой и неживой природы. При всей материалистической настроенности, русские мыслители отрицают однозначное толкование дарвинизма и его редукцию с положением «борьбы за существования». Так, эту концепцию К.А. Тимирязев считал «несчастной метафорой» и акцентировал внимание на наличие взаимопомощи и симбиоза в природе.

    Д.И. Менделеев был убежден, что человеку присуще стремление признать единство всего наличного внутреннего и внешнего мира. Исходя из философского утверждения, что все составляющие целого должны обладать некоторым единством, Менделеев вполне осознанно ищет единство всех химических элементов в их противоположных свойствах.

    О принципиальном единстве любого организма и среды его обитания настаивал И.М. Сеченов. Он был первым, кто обосновал необходимость отрефлексировать исключительное значение окружающей среды в формировании организма на уровне физиологии. Вся совокупность свойств человека, в том числе и способность к мышлению, определяется наличным ему окружающим миром.

    Идея объединения наук о человеке начинает осуществляться с работ русских физиологов. Концепция И.М. Сеченова предлагала толкование рефлекса как единого, целостного психического регулятора поведения, что связывало организм со средой. Позже, уже для И.П. Павлова, в рамках учения о высшей нервной деятельности, единство организма и условий его жизни станет исходной точкой его рефлекторной теории, что произведет переворот в психологии и физиологии. Концепция И.П. Павлова упраздняла механическое понимание рефлекса и утверждала отсутствие готового механизма связи раздражителя и рефлекторным ответом. Обусловленная биологической значимостью связь между ними является не только мостом, связующим физиологию и психологию, но и тем реальным фундаментом на котором, по мнению Павлова, должно строиться единое психологическое знание. Такое обобщение создавало реальную почву для более широких взглядов на природу самого человека. Новое понимание живого организма, А.А. Ухтомский использует для обоснования единства механизма возбуждения и торможения, как способа обогащающего организм приспособительными возможностями, преобразующий физическую среду в физиологическую (доминанта). Установления физиологической основы человеческой деятельности активно используется А.А. Ухтомским для формирования своей научной системы о нравственном поведении человека. Исходя из утверждения, что доминанты формируются прижизненно, А.А. Ухтомский полагает, что при культивировании положительных доминант, человек может подняться над собственным поведением. Так, все естественнонаучные выводы А.А. Ухтомского тесно связаны с разрешением проблем нравственного характера.

    Выяснение материального субстрата психики, активное и разностороннее исследование функций и механизмов центральной нервной системы привели к необходимости формирования соотносительной (совокупной) деятельности мозга, что и находит свое выражение в термине «неврология», введенном в работах В.М. Бехтерева, чьи объединительные идеи этим не ограничились. Осознание уникального единства всего существующего и возможность апелляции к универсальным принципам и законам бытия, подводят его к идее о симбиозе естественных и гуманитарных наук и формировании новой всеобщей науки – «космономии».

    Русская философия в начале ХХ в. занята фундаментальными проблемами, что выражается в появлении такого, сугубо русского, специфичного, направления мысли как русский космизм. Космизм – уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В естественнонаучной форме идеи космизма развивались Н.А. Умовым, В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, Н.Г.Холодным, А.Л.Чижевским. Религиозно-философское направление русского космизма связано прежде всего с именем Н.Ф.Федорова. Поэтически-художественное направление в русском космизме представлено В.А.Левшиным, С. Дьячковым, В.Ф.Одоевским, А.В. Сухово-Кобылиным. Понимание космичности жизни характерно и для Ф.М.Достоевского, и для В.С.Соловьева. Хотя ни тот, ни другой не разрабатывали тему космизма в виде какого-то особого направления мысли.

    Антропологические идеи русского космизма определяли человеку простое и емкое предназначение – вселиться в свой дом – во Вселенную. Важнейшая особенность человека, устанавливаемая русским космизмом – открытость неизвестному, будущему, новому. Будущее развитие человечества они связывали с освоением космического пространства и овладением автотрофными технологиями (непосредственным синтезом продуктов питания из неорганических веществ).

    Основоположник космонавтики – К.Э. Циолковский – создал философскую теорию «лучистого человечества» и раскрыл идею целостности мира через теорию «атомарного панпсихизма». Человек как органическая часть космоса находится в зависимости от него, существует и обратная связь: человек в состоянии воздействовать на окружающий мир, способен «управлять жизнью и природой»; при этом он несет нравственную ответственность за свою деятельность по отношению к самому себе, обществу и природе.

    Другой представитель русского космизма – А.Л. Чижевский доказывал обусловленность сбоев (вспышки массовых заболеваний) в жизни Земли одиннадцатилетним циклом Солнца. Пульсирующая в ритмах Солнца Земля приобретает совершенно другое объяснение того, что на ней происходит. Жизнь – явление космическое, она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Поиск источников великой электромагнитной жизни Вселенной манифестируется как главнейшая задача науки будущего.

    Таким образом, русские космисты сделали попытку преодолеть и обосновать традиционную для западной культуры концепцию отчуждения человека от природы. В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от природы, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Фактически, космисты достаточно близко подошли к осознанию тех проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных, и обосновали необходимость формирования в культуре новых ценностей – экологических. Основополагающим принципом формирования экологических ценностей выступает отказ от антропоцентризма и техницизма, и переход к биоцентризму и экоцентризму.


    написать администратору сайта