Русская философия. Русская философия
Скачать 29.5 Kb.
|
Место для титульного листа Тема «Русская философия» СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Особенности русской философии 4 2. Этапы развития русской философии и её представители 6 2.1 Древнерусская философия (IΧ-XVII вв.) 6 2.2 Русское просвещение (XVIII в.) 7 2.3 Российский духовный Ренессанс (XIX в.) 8 Заключение 9 Список использованной литературы 10 ВВЕДЕНИЕ Русская философия на протяжении своего развития и существования смогла создать целую систему идей и концепций, которые считаются предметом национальной гордости. В настоящий момент времени интерес к русской философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных, религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов) призвана дать ответы на многие вопросы российской современности. Исходя из вышеописанного формируется актуальность темы данной работы и необходимость её подробного раскрытия. Цель работы: исследовать русскую философию и её особенности. Исходя из поставленной цели мною был выделены задачи: − дать общую характеристику проблем и идей, сформировавшихся в рамках развития русской философии; − рассмотреть основные персоналии русской философии. Из общенаучных методов в данной работе мною были применены: анализ, синтез и систематизация. Структура работы состоит из введения, 2 глав основной части, заключения и списка использованной литературы, который включает в себя 4 источника по теме работы. 1 ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Русская философия находится в центре многих дискуссий. Изучая социокультурные основы цивилизационного процесса, раскрывается великая жизненная сила интеллектуального и, в частности, философского наследия России. Есть две формы философской рефлексии: чисто теоретическая, основанная на сугубо научных принципах, и нравственная. Русская философия чаще всего выступает в последней форме. Она всесторонне обобщает целостный опыт духовного и практического присвоения бытия. Поэтому содержание русской философской мысли неотделимо от религии, литературы, политики. Вклад русской философии в мировую культуру определяется оригинальными решениями антропологических, этических, историософских проблем, целенаправленной критикой европейского рационализма и индивидуализма, переработкой и синтезом византийской средневековой традиции и достижений европейского Просвещения. На основе критики Нового европейского рационализма в русской философии возникла новая парадигма философской мысли, связанная с идеей соборности, духовного синтеза, отражающая единство пространства и человека, материальной и духовной жизни, практики и созерцания, нравственно-эстетических образов бытия и познания, личности и общества. Особым отражением этих особенностей является «Русская идея», объединившая идеи об оригинальности исторической судьбы и культуры России и ее мессианской роли, связанной с уникальным вкладом России в европейскую и мировую культуру. У русской философской мысли есть определенные общие черты. Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, художественным и религиозным творчеством. Отсюда и публицистический характер многих философских произведений, авторами которых были общественные деятели, писатели и ученые. Философское значение имело также визуальное искусство − средневековая иконопись (так князь Е.Н. Трубецкой называл «спекуляцию в красках»), а позднее − русский авангард начала XX века (Кандинский, Малевич, Филонов). В то же время доля институционализированной мысли в русской философии была незначительной − университеты и подобные им церковные учебные заведения создавались только в эпоху Просвещения; преподавание философии неоднократно ограничивалось или даже запрещалось. В результате российская философия приобрела такое качество, как диффузия, а это значит, что она лишь пронизывает всю интеллектуальную культуру, а не формально изолирована от нее, как это часто бывает в Европе. Во-вторых, русская философия не занимается конкретно теоретико-познавательными проблемами, познание становится объектом изучения в связи с проблемами бытия − это рассматривается как онтологизм русской философии. В-третьих, особое внимание уделяется проблеме человеческого бытия, в этом отношении русская мысль антропоцентрична. [1, c. 76] В-четвертых, проблема человека тесно связана с социально-историческими вопросами, такими как значение истории и место России в мировой истории. Русская философия историофильна. В целом русская философская мысль неоднородна, вышеуказанные особенности неравномерно представлены в учениях разных мыслителей. В истории русской философской мысли есть несколько периодов: − философская мысль Древней Руси (подготовительный период) − XI- XVII вв; − философия Просвещения (XVIII-начало XIX вв.); − развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX - начало XX вв.); Поочередно рассмотрим каждый из периодов и его представителей в рамках данной работы. 2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 2.1 Древнерусская философия (IΧ-XVII вв.) Древнерусская философия − это начальный период становления русской философии, который относится к XI-XVII вв. Отличительные особенности древнерусской философии − отсутствие самостоятельного статуса и совокупность с религиозным мировоззрением. Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды: − XI-XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии); − XV-XVI вв. (эпоха расцвета древнерусской философии); − XVII в. (начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейской). Возникает древнерусская философия в Киевской Руси благодаря процессу христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Характерной чертой развития русской философии является то, что она проходит через развитие всей русской культуры. Многие философские идеи воплощаются и выражаются через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. [4, c. 456] Среди наиболее ярких представителей русской философии указанного периода выделяются: − Иларион (основное произведение – «Слово о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); − Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); − Филофей (XVI в.) − впервые обосновал идеологему «Москва — третий Рим»; − Андрей Курбский (1528-1583 гг.) − был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным. Уже с XVII в. многие рассматривали философию как мирское знание, начиная тем самым процесс ее секуляризации − освобождения от церковного влияния. В XVII в. происходила постепенная смена средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом, а в XVIII в. русская философия была освобождена от церковного влияния. 2.2 Русское просвещение (XVIII в.) Второй крупный период русской философии начинается в XVIII в. Философия и русская духовная культура развиваются под влиянием европеизации и секуляризации общественной жизни. Раскол русской церкви заменил идеал «Святой Руси» на идеал «Великой Руси». Церковь попала под власть царя. С образованием в 1755 г. Московского университета философия отходит от схоластического образования и становится свободной. Пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Эпоха Просвещения в России характеризовалась, прежде всего, общим процессом секуляризации русской культуры, основными особенностями которого являлись формирование этико-философского сознания, определение субъекта этики как философской науки, концептуальное структурирование нравственного сознания. [3, c. 129] Внимание мыслителей XVIII века привлекают проблемы определения, структурирования философского знания и конкретизации предмета философии нравственности, в то время как этическая мысль освобождается от влияния богословия и все больше обращается к изучению человека, растет интерес к человеку как к естественному и историческому существу. В целом, философия Русского Просвещения была сфокусирована на концептуальном структурировании знания. 2.3 Российский духовный Ренессанс (XIX в.) XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта Важные философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам и литературным критикам (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Н. К. Михайловский), выдающимся художникам слова (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), революционным теоретикам (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин) и т.п. [2, c. 224] Именно мыслители указанного типа, носители «вольной философии», были инициаторами новых философских идей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченных философских систем. Всех этих мыслителей характеризует то, что они принадлежали к различным «идейным течениям», которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали в себя значительный слой нефилософской − богословской, исторической, эстетической, социально-политической, экономической и др. - проблематики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом по итогу проделанной работы мною был сделан ряд определенных выводов. Русская философия имеет существенные отличия от мировой философии. Её уникальность заключается в том, что она развивалась отдельно от мировой философии и не подвергалась сильному влиянию западных тенденций и течений. Русская философия представляет собой одно из оригинальных и выдающихся явлений мировой культуры, хотя и не имеет столь долгой истории, как, например, китайская, индийская или античная философия. По мнению широкого круга современных исследователей, на становление и развитие русской философии определяющее воздействие оказало множество факторов: сильное влияние христианства (а затем в течение почти 100 лет − коммунизм), идеологии и морали; тесное взаимодействие русской культуры с культурами других народов; сложный путь исторического развития нашей Родины; особенности проявления русского национального сознания, традиций и т.д. Своеобразие развития философии в России связано, прежде всего, с тем, что в ней меньшее внимание было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ерина, Е.Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. – М.: Инфра-М, 2017. – 109 c. 2. Крыжановская А.В. Специфика русской философии, обусловленная конкретными чертами русского менталитета и духовной культуры / А.В. Крыжановская // Электронный научный журнал – 2016. – № 2 – С. 225-229 3. Поляков, Л. В. Введение в русскую философию XIX века. Курс лекций / Л.В. Поляков. − М.: Российский открытый университет, 2017. − 243 c. 4. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин – М.: Гардарика, 2018. – 816 с. |