Русская философия Барбаш Е.И. ИСТб-19-1. Русская философия. Вариант 1 Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы
Скачать 30.24 Kb.
|
Русская философия. Вариант 1 Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы: Антропокосмизм - это философская концепция мировоззренческого характера, развивающая комплекс представлений о системно-гармоническом единстве человека и вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния. Гуманизм - мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Диалектический материализм - философское мировоззрение, одна из составных частей марксистского учения, его философская основа. В диалектическом материализме первоосновой мира признается материя, а разработанная в нем диалектическая теория развития указывает те общие законы, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим. Западничество - направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России (Чаадаев П. Я., Герцен А. И и т.д.). Интуитивизм - идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению. Иррационализм - направление в философии (внутренне близкое агностицизму), отрицающее возможность разумного логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, интуицию, инстинкт, веру, любовь. Исихазм - практика "умного делания", распространенная на Афоне. Мистическое направление в православном монашестве. Состоит во внутреннем сосредоточении безмолвствующих монахов, в духовном перемещении "ума" в "сердце", в созерцании "нетварного Фаворского света". Большую роль в практике исихазма играет повторение молитвы Исусовой - "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго". Одним из наиболее ярких авторов, писавших об исихазме, был афонский старец св. Григорий Палама. Космизм Русский — направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек - это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем, сознательно-творческое, признанное преобразить не только внешний мир, но собственную природу. Ноосфера - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы. Персонализм - религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна бать личность (персона) как духовная сущность и первоэлемент бытия. Почвенничество - течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея - утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой ее общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. Провиденциализм - религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека. Соборность - одно из учений русских славянофилов (термин предложен А.С. Хомяковым), согласно которому она является выражением сущности человеческого бытия и сознания как сверхличных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей. Славянофильство - идейное движение русской общественной философской мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России в мире, выступило как антипод западничеству. Теоретики славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) разрабатывали его религиозно-философскую основу в духе идей византийской патристики, обосновывая самобытный путь развития России, основанный на православии и патриархальной общине. Эсхатология - религиозное учение о конце света, о конечных судьбах человека и мира, Страшном суде и загробном воздаянии за дела людей. Задание второе. «Русская философия, ее становление и характерные черты» 1. Под воздействием каких факторов культурно-исторического развития русского общества происходит становление философской мысли? Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Видные представители религиозно-философских течений конца XIX – начала XX в. были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали за рубежом. Материалистическая же традиция в философии и социологии получила благоприятные возможности для своего развития. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их “буржуазными”, т. е. сразу же став на идеологические позиции. Впервые за свою историю марксистское мировоззрение получило государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства. С начала 1920-х гг. диалектико-материалистическая проблематика формируется и рассматривается в качестве философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемого также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. Она призвана была мировоззренчески обосновывать политическую линию партии, развитие всех сфер культуры, наук и т. д. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен жесткий партийный контроль за философскими исследованиями. Утвердились догматизм, доктринерство и вульгаризация. 2.Этапы развития русской философии. Философия как духовное наставничество и поучительство (Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник и др.). Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы: 1)Хl в. – первая половина XVlll в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.); 2)вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли; 3)вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии; 4)после 1922 г. – философия русского зарубежья. 3.У истоков русской историософии: идеологема "Москва - III Рим". Уже в самых ранних памятниках древнерусской мысли мы находим идеи и концепции историософского характера. В XI в. Киевский митрополит Иларион в своем сочинении “Слово о законе и благодати” развивает учение о двух эпохах мировой истории: ветхозаветной эпохе закона и сменяющей ее с появлением христианства эпохе благодати. Новый этап истории знаменуется несравненно более высокой степенью духовной свободы человека, но в то же время, утверждал митрополит, принимая благодать как духовный дар свыше, личность принимает и нравственную ответственность, которой не знал древний мир. Христианские ценности требуют немалых усилий для их утверждения не только в личной, но также в общественной и государственной жизни. Необходимо, чтобы “благочестие” “сопряжено было с властью”, – писал Иларион, считая, что подобный тип власти складывается на Руси при князе Владимире. В сочинениях митрополита Илариона и других религиозных мыслителей Киевской Руси мы можем видеть уже ясно выраженный идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания. 4.Секуляризация философский мысли. М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. Секуляризация мысли шла в России XVIII-го века очень быстро и вела к светскому радикализму потомков тех, кто раньше стоял за церковный радикализм. Радищев ярче других, как-то целостнее других опирался на идеи естественного права, которые в XVIII веке срастались с руссоизмом, с критикой современной неправды. Но, конечно, Радищев в этом не одинок – он лишь ярче других выражал новую идеологию, полнее других утверждал примат социальной и моральной темы в построении новой идеологии. Но Радищева надо ставить прежде всего в связь именно с последней задачей – с выработкой свободной, внецерковной, секуляризованной идеологии. Философское обоснование этой идеологии было на очереди – и Радищев первый пробует дать самостоятельное ее обоснование (конечно, опираясь на мыслителей Запада, но по-своему их синтезируя). Развиваясь в границах национализма и гуманизма, Радищев проникнут горячим пафосом свободы и восстановления “естественного” порядка вещей. Радищев, конечно, не эклектик, как его иногда представляют [54], но у него были зачатки собственного синтеза руководящих идей XVIII века: базируясь на Лейбнице в теории познания, Радищев прокладывал дорогу для будущих построений в этой области (Герцен, Пирогов н другие). Но в онтологии Радищев – горячий защитник реализма, и это склоняет его симпатии к французским мыслителям. В Радищеве очень сильна тенденция к смелым, радикальным решениям философских вопросов, но в нем велико и философское раздумье. Весь его трактат о бессмертии свидетельствует о философской добросовестности в постановке таких трудных вопросов, как тема бессмертия… Во всяком случае, чтение философского трактата Радищева убеждает в близости философской зрелости в России и в возможности самостоятельного философского творчества. В лице Ломоносова, мы имеем дело с новой для русских людей религиозно-философской позицией, в которой свобода мысли не мешает искреннему религиозному чувству, – но уже по существу внецерковному. Несколько иной является позиция тех русских религиозных людей, которые искали удовлетворения своих исканий в масонстве, которое в ХVIII-ом веке с необычайной силой захватило большие круги русского общества. 5.Историософия П.Я. Чаадаева: проблема исторической судьбы России, ее предназначение. Принимаясь за изложение своих взглядов, Чаадаев исходил из идеи, что формы повседневной жизни или «бытовые образцы», «инстинкты» создают народ, придают ему неповторимые черты, делают его личностью. Именно из анализа повседневной жизни у Чаадаева и вырастает столь яркое и прежде всего сохраняющееся в памяти противопоставление Запада России, русской истории европейской. Народы Западной Европы, утверждает Чаадаев, как раз и представляют собой такие личности, несмотря на все свое своеобразие они имеют «общее лицо, семейное сходство». Чаадаев даже говорит о «физиологии европейца». Все это — результат общих форм повседневной жизни, отражающей и повторяющей постоянно из века в век одни и те же представления. Для европейцев это представления о долге, справедливости, праве, порядке. Но эти представления не возникают на пустом месте. Они черпаются из истории и создаются в истории, точнее в тех первоначальных событиях, из которых складывается общество. История Запада говорит о постоянном прогрессе европейских народов. И этот прогресс в первую очередь ощутим в повседневной жизни. Чаадаев даже склонен обожествлять Запад, считая, что в нем уже в какой-то мере реализовалось Царство Божие. Западная цивилизация рождает у Чаадаева утопические настроения и дает ему основание мечтать о создании в будущем «нового общества» на принципах прогресса, то есть на тех принципах, которые уже реализуются в европейской жизни и реализовались в истории Запада. Характеристика России дается Чаадаевым через противопоставление Западу. Он намеренно приводит гипертрофированные оценки русской истории и жизни. Русский народ, согласно его взглядам, оказался вне истории, по крайней мере у России нет достойной истории, у истоков создания общества и государства нет ярких, героических событий. Начало русской истории тускло и безлико, его последующий ход столь же не примечателен. Оказавшемуся на обочине исторического процесса русскому народу «не было никакого дела до великой всемирной работы», поэтому мы лишь «пробел в интеллектуальном порядке». Не принадлежа ни Востоку ни Западу, русские оказались «межеумками», «чужими для самих себя», «незаконнорожденными детьми» истории. Ничем не отличившись в истории, России остается лишь преподать «урок» всему остальному миру. В чем этот урок, Чаадаев умалчивает. Причина такого печального исторического итога «нашей своеобразной цивилизации» кроется, на взгляд Чаадаева, в неправильном устройстве повседневного быта. Выход из плачевного положения, в котором оказалась Россия — ориентация на Запад. Судьба России теперь зависит от судьбы Запада. Задание третье. Логические задачи, упражнения, комментарии. В первом "Философическом письме", сравнивая исторические пути России и Запада, П.Я. Чаадаев писал: "У всех народов есть период бурных волнений, страстей, беспокойства..., великих побуждений, обширных предприятий..., когда развиваются их дарования... Ничего подобного мы не имели. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее - иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, - вот печальная история нашей юности". " Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почвенашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей сферы"... "Мы составляем пробел в порядке разумного существования". "По роковой судьбе мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету презрения всех народов"... "... в то самое время, когда христианство (имеется в виду католичество) величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения людей, мы не двигались с места. Весь мир перестроился заново, у нас же ничего не создавалась: мы по-прежнему ютились в своих лачугах из бревнышек и соломы. Словом, новые судьбы человеческого рода не для нас совершались. Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства". 1.Поразмышляйте над словами П.Я. Чаадаева. Христианская философия Чаадаева надо сказать, что философия эта христианская только по названию. Хоть Чаадаев и ругает Гомера вместе со всей древней Грецией и полагает себя христианским мыслителем, философия его от этого не становится по духу более христианской и менее языческой. Для Чаадаева в его философии главное вовсе не живая душа, живой Бог и их связь, а мировое совершенство, мировой распорядок и общий закон, полная подчиненность которому и есть высшее благо. «Та высшая жизнь, к которой должен стремиться человек, жизнь совершенства, достоверности, ясности, беспредельного знания, но прежде всего – жизнь совершенной подчиненности». Беспредельное знание, а не любовь к Богу, подчиненность закону мира, а не свобода во Христе. «Вся наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас встать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой силой, или противимся ей – всё равно, мы вечно под ее властью». Ну чем не стоическое – кто смирился с судьбой, того она ведет, кто противится ей – того она тащит? И эту-то силу Чаадаев называет Промыслом Божьим, а тот «всеобщий распорядок», который она поддерживает – Небом. 2.Почему он дал такую высокую оценку исторического пути, пройденного Западом? Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины давно известные в других странах, в России только открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т. е. вместилищем истории всего мира. 3. Почему так негативно оценил историю России? «Я держусь того взгляда, – пишет он А. И.Тургеневу в 1855г, что Россия призвана к необъятному умственному делу; ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. России поручены интересы человечества, и в этом её будущее, в этом ее прогресс. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы сейчас являемся её политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущества, опирающееся на материальную силу». 4.В чем русский философ видел причину “бесплодного” развития своей страны? Каков, по его мнению, выход из создавшейся ситуации? И только теперь можно говорить об оценке русской истории, сделанной Чаадаевым. Здесь с Чаадаевым можно долго спорить (например с тем, что у русского народа не было исторической юности, «поры бьющей через край деятельности, кипучей игры нравственных сил народа», и что от прошлого нам ничего не осталось). Но и здесь дело прежде всего в оценке. Какая основная мысль первого письма? – Русские не приняли участия во всемирном прогрессе, они оторваны от христианской Европы, которая движет этим прогрессом. «Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума». «В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс». 5.Согласны ли Вы с Чаадаевым? Так как Чаадаев видел «бесплодное» развитие своей страны, не мог определиться любит ли он её, или нет. Фразу Чаадаева о том, что он «не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами», цитировал каждый пламенный оппозиционер, а вот последняя мысль из письма Тургеневу неизвестна почти никому. Типичный пример цензуры, только не властной, а либерально-интеллигентской. Это было извинение, но услышано оно не было. Большинство, от души обругав виновника переполоха, тут же снова погрузилось в сладкие сновидения о России. Той самой, которую «умом не понять» и в которую «можно только верить». Мысль настолько же гениальная, насколько и наркотически расслабляющая. Пусть и экстремальная попытка Чаадаева привлечь русских к объективному анализу своей истории и перспектив развития страны (то есть постараться постичь окружающую действительность не только интуитивно, но и умом), провалилась. Конечно, как Чаадаев в прошлом, так и нынешние критики России, изрядно перегибают палку. Хотя бы уже потому, что в России всегда были люди, которые без дела не сидели, а тихо и незаметно создавали будущее. 6.Имеет ли значение “негативный патриотизм” Чаадаева? Если да, то в чем он состоит? Да имеет. Чаадаевская любовь к родине была “странной” по тем временам любовью. Совсем не такой “тоскующей любовью” любили Россию, скажем, те же декабристы. Чаадаев этой любовью рвал со своим обществом, со своим классом. Этой любовью Чаадаев переходил в разночинцы. И во времена Чаадаева такая любовь к родине, такого рода патриотизм были совершеннейшей идеологической новостью, делом невиданным и неслыханным среди даже самых передовых, самых свободомысленных русских людей. То есть было, конечно же, и раньше достаточно русских людей, которых (если вспомнить тут того же молодого Ордын-Нащокина) время от времени “тошнило” при виде отечественных порядков. И до Чаадаева Российское государство – “чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” – порой уже оказывалось в представлении некоторых свободных умов объектом ненависти и страха. Чаадаев первым соединил тут ненависть с презрением. Но столь цельной концепции такого полного “отрицательства” всего отечественного не возникало еще до Чаадаева ни у кого. Даже социально-политический протест Радищева, память о подвиге которого, кстати сказать, все более и более волновала Пушкина к концу его жизни, - даже этот протест не поднимался все-таки до уровня философского обоснования отрицания социальной действительности и до утверждения необходимости выработки новой нравственной системы. Задание четвертое. Тесты. 1. Выделите основные черты русской философии: д. Нравственно-религиозный характер 2. Фамилия мыслителя, разрабатывающего идею многообразия типов культур: в. Данилевский 3. Кто из русских мыслителей первым обратился к проблеме соборности? в. А.С. Хомяков 4. Что, согласно Н. А. Бердяеву, лежит в основе мира? б. стремление к свободе 5. Выделите центральное понятие философии В.С. Соловьева: б. Всеединство 6. Славянофилы: б. Хомяков г. Киреевский 7. Какое из перечисленных произведений принадлежит перу В.С. Соловьева? б. "Чтения о богочеловечестве" 8. Кому из древнерусских мыслителей принадлежит оформление политической доктрины "Москва - III Рим"? б. Филофей 9. Над какими проблемами, по преимуществу, размышлял Н.А. Бердяев? в. Персоналистическими 10. Мыслитель, развивающий идею безгосударственного социализма-анархизма: б. Бакунин |