Главная страница

Русская идея. Русская идея 2259657. Русская идея в литературных произведениях Ф. И. Тютчев Славянам


Скачать 26.05 Kb.
НазваниеРусская идея в литературных произведениях Ф. И. Тютчев Славянам
АнкорРусская идея
Дата02.04.2023
Размер26.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРусская идея 2259657.docx
ТипДокументы
#1030853

«Русская идея» в литературных произведениях


1. Ф. И. Тютчев «Славянам»


«Смущает их, и до испугу,

Что вся славянская семья

В лицо и недругу и другу

Впервые скажет: — Это я!

При неотступном вспоминанье

длинной цепи злых обид

Славянское самосознанье,

Как божья кара, их страшит!»

При прочтении данного стихотворения у нас рисуется образ гостеприимной России, надёжного дома для братских народов, которые подвержены гонениям на Родине. Автор утверждает, что истинная причина ненависти к славянам – боязнь, что они объединяться, и представят дружную и мощную силу.

В образе России подчеркивается только ее скудость, бедность, смиренную наготу. В этих чертах провидится знак божественного присутствия. Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет идеал богочеловека – Христа, который благословил ее на страдальческий путь.

Высокая вера в Россию и русский народ, глубокое прозрение в тайны человеческой души – жильцы двух миров.


2. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»


«Ах тройка, птица тройка, кто тебя выдумал! – и в гордом восторге прибавляет, что пред скачущею сломя голову тройкой почтительно сторонятся все народы».

В этом произведении Достоевский выражает русскую идею предельно открыто. Семейство Карамазовых символизирует не весь русский народ, а современное интеллигентное общество. Простой народ в спасении не нуждался, потому что сохранял постоянные прочные связи с источником живой жизни – православной верой. А русская интеллигенция, которая отравлена идеями духовного и нравственного разврата, безбожия, нигилизма, тяжело больна и действительно нуждается в спасении. Достоевский видел его в сознательном, свободном и смиренном соединении интеллигенции с народом через принятие духовной основы его жизни – православной веры.

3. Н. В. Гоголь «Мертвые души»


«Ещё предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения».

Тема России и русского народа является центральной в произведении «Мёртвые души». Здесь не идеализируется русский народ, а рассказывается о их достоинствах и недостатках. В «Мёртвых душах» Гоголь отражает социальные явления и конфликты, характерные для России 30-40-х годов 19 века. Изображается безотрадная картина жизни крестьян.


4. Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»


«Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть»

Достоевский размышлял о современной России в период работы над другим своим произведением – «Бесы». Через всё произведение проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что у русских две Родины – Европа и Россия.

У Достоевского русская историософская мысль возвращается к религиозному пониманию истории, но так, что свобода человека является, по божественному замыслу, как раз основой исторической диалектики. Внесение человеческого смысла в историю представлено в грандиозном замысле Великого Инквизитора; Достоевский здесь с особенной остротой подчеркивает то, что гармонизация исторического процесса непременно включает в себя подавление человеческой свободы, - и это он считает глубочайше связанным со всяким историософскими рационализмом.


5. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


«Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

В произведении автор противопоставляет людей, которые умеют действовать, бороться. В образе Калашникова автор создал характер, который близок к герою русского эпоса. Калашников стоял за правду до последнего, действовавший во имя долга и чести.

6. И. С. Тургенев «Записки охотника»


«В наших глазах, тот заслуживает это название, кто, по особому ли дару природы, вследствие ли многотревожной и разнообразной жизни, как бы вторично сделался русским, проникнулся весь сущностью своего народа, его языком, его бытом. Для того, чтоб заслужить название народного писателя, нужен не столько личный, своеобразный талант, сколько сочувствие к народу, родственное к нему расположение, нужна наивная и добродушная наблюдательность».

В произведении раскрываются образы и характеры русских крестьян, показываются их человеческие качества. Здесь разоблачается уродливость крепостного права, автор выражает свой протест против крепостничества. Он затронул такую тему, как жизнь крепостных крестьян, их духовные и нравственные качества, которые терпят несправедливость со стороны помещиков.


7. Ф. М. Достоевский «Бесы»


«Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей».

Главными чертами русской интеллигенции были искренняя любовь к народу и стремление сделать его жизнь лучше, которые соединены с чувством разобщенности с ним. Причину Достоевский видел в нежелании интеллигенции понять и принять русский народ таким, какой он есть.

Не зная народ и не веря в его силы, образованное русское общество стремилось утолить свою духовную жажду не живой водой русской национальной культуры, а мутными потоками западной философии. Не сознавая глубокой чужеродности, а порой и явной враждебности этих учений сущностным основам русской жизни, образованная часть российского общества, завороженная мишурным блеском европейской цивилизации, заражалась идеями духовного и нравственного разврата, атеизма и нигилизма, а затем начинала заражать и окружающих, не имеющих стойкого духовного иммунитета.


 




написать администратору сайта