Главная страница
Навигация по странице:

  • *Букварь Василия Бурцева 1634г

  • (

  • Научные знания.

  • * – Илья Перфильев и Иван Ребров – р. Яна и р. Индигирка

  • *1696 – Семеон Ремезов – начал работу над картой «Чертёжная книга Сибири»

  • Архитектура.

  • русская культура. русская культура 16-17. Русская культура 1617 веков


    Скачать 15.93 Kb.
    НазваниеРусская культура 1617 веков
    Анкоррусская культура
    Дата22.10.2019
    Размер15.93 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файларусская культура 16-17.odt
    ТипДокументы
    #91427

    Русская культура 16-17 веков.

    На рубеже 16-17 веков активное воздействие на духовную жизнь и развитие культуры оказали:

    1.  Образование единого Российского государства

    2.  Освобождение страны от монголо-татарского владычества

    3.  Завершение формирования Русской народности и единого русского языка

    4.  Огромное влияние церкви на культуру (церковь активно борется с «латинством», распространением светских знаний, была установлена жёсткая регламентация зодчества, живописи, литературы)
    17 век стал переломным периодом в Русской культуре. Главным содержанием культурно-исторического процесса стала тенденция к обмирщению, т. е. освобождению от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения.

    Просвещение и книгопечатание.

    Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.

    Если в 16 веке обучение в основном сводилось к выучиванию правил чтения, письма, арифметики под руководством церковников, то в 17 веке было создано несколько государственных школ. В 17 веке появляются и широко распространяются первые единообразные учебные пособия:

    *Букварь Василия Бурцева 1634г

    *«Грамматика» Милетия Смотрицкого 1648г

    * «Большой букварь» и Энциклопедия «Полис» Кореона Истомина 1694г

    В конце 17 века читать и писать умел каждый 3 горожанин. Неграмотным в основном оставалось крестьянство.

    В 1665г в Заиконоспасском монастыре открывается школа под руководством Симеона Полоцкого.

    (Симеон Полоцкий – монах, общественный и церковный деятель)

    1687г по инициативе Сильвестра Медведева открывается первое в России высшее учебное заведение Славяно – Греко - Латинское училище (с 1701 академия). (Первые преподаватели - профессора братья Лихуды.)

    Развитие образования обусловило начало книгопечатания. В 1564г была издана первая русская книга «Апостол». Работы по устройству типографии в Кремле начались в 1553г после взятия Казани. Причина: потребность унифицировать церковные книги и распространить их среди присоединённого населения Поволжья. Эта работа была поручена Ивану Фёдорову. В последствии Фёдоров выехал в Ливонию с тем, чтобы пропагандировать православие на завоёванных Иваном IV землях Прибалтики. В конце своей жизни Фёдоров работал во Львове.

    В 17веке типографским способом было издано около 500 книг. Большинство из них религиозного содержания. В 1672г в Москве открылась первая книжная лавка. В 17 веке при аптекарском приказе открывается первая в России научная библиотека.

    Научные знания.

    В 16-17 веках идёт активный процесс накопления научных знаний без теоретического их осмысления и попыток их систематизации. Научные знания носили прикладной практический характер. В 17 веке появляется письменное руководство в области геометрии, физики, химии, математики. В 1543г был переведён немецкий медицинский справочник «Вертоград». В 1581г в Москве появляется первая аптека, которая обслуживала нужды царской семьи.

    17 век стал веком великих русских географических открытий:

    * – Илья Перфильев и Иван Ребров – р. Яна и р. Индигирка

    *1648 - Семён Дежнёв и Федот Алексеев – открыли пролив между Азией и Америкой

    * – Поярков и Хабаров – путь по р. Амур. Сахалин – это остров.

    * – Атласов – обследовал Камчатку.

    *1696 – Семеон Ремезов – начал работу над картой «Чертёжная книга Сибири»

    *Описание Китая оставили посольства Петлина и Спофария.

    В целом же Российская наука отставала от западноевропейской науки из-за низкого уровня теоретических разработок.

    Общественно - политическая мысль и литература.

    В центре внимания общественно-политической мысли стояли вопросы о форме политического строя государства, о роли церкви в едином русском государстве.

    В первой четверти 16 века формируется политическая доктрина государства. В историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчёркивается идея преемственности власти, московских государей от Византийских императоров: происхождений русских князей возводилось к Римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления.

    Среди церковников был выдвинут тезис о Москве – «третьем Риме». Первый Рим – «вечный город» погиб в результате нашествия варваров. «Второй Рим» - Константинополь захвачен мусульманами. «Третий Рим» - истинный хранитель христианства – Москва будет существовать вечно. Автор: Филафей (15 в.)

    В 40-70г 16 века центральное место в публицистике занимает творчество . Он создал теорию дворянского государства.

    В 16 веке ведётся письменная полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским.

    60-70гг. 17 века Семеон Полоцкий «Вертоград многоцветный».

    70гг. 17века «Житие» Протопопа Аавакума.

    16 век «Великие Четьи-минеи» 12 томов собрания всех книг, читаемых в России.
    Большое распространение получают исторические повести:

    * История о Казанском царстве 16 век,

    *Повесть о царе Фёдоре Ивановиче 16 век,

    *Домострой – Сильвестр, 16 век – это наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей.

    В 17 веке в связи с общей тенденцией обмирщения в литературе формируется светское начало. Это проявилось в появлении новых жанров – сатира, повести (которые обличают нравы дворянской среды), мемуары, любовная лирика.

    *Повесть о Шемякином суде,

    *Повесть о Ерше Ершовиче,

    *Повесть о горе злосчастье

    Архитектура.

    Одним из распространённых стилей строительства в XVI в. становится шатровый стиль. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имет внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте:

    *Церковь Вознесения в Коломенском – построена в честь рождения Ивана Грозного 1532г

    *Покровский собор в Москве на Красной площади – построен в честь взятия Казани – 1553 г.

    Но строительство шатровых храмов не получило широкого распространения. В середине XVIIв патриарх Никон запретил их возведение. Но шатёр остался в строительстве колоколен.

    Другим направлением в архитектуре XVI в. стало строительство больших пятиглавых монастырских храмов:

    * Успенского Собора Московского кремля.

    *Успенский собор в Троице Сергиевом монастыре

    *Смоленский собор Новодевичьего монастыря

    Ещё одним направлением в архитектуре XVIв было строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод и посвящались определённому святому покровителю данного ремесла.

    В XVIв велось активное строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в. прилежащая с востока к Московскому кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной. Так появился Китайгород. В XVI в – Белый город и Земляной город (деревянная стена 15км на валу. (Современное Садовое кольцо)

    Наиболее опасные дороги, откуда были возможно вражеское нападение прикрывали монастыри-крепости – Новодевичий, Донской, Данилов, Новоспасский, Андроников.

    Такие же монастыри были возведены в древнерусских городах – Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Тула, Коломна, Смоленск.

    Общая тенденция обмирщения культуры в XVIIв проявилась и в архитектуре. Сооружения в XVIIв. отличались большой живописностью – многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать рельефами наличники окон.

    *Теремной дворец царя Михаила Фёдоровича в Кремле , созданный архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шаратиным, Л. Ушаковым. Дворец богато украшен изразцами, резными белокаменными наличниками, золочённой кровлей, красочными узорами.

    * Летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Этот дворец имел 270 комнат и примерно 3000 окон. Он был построен русскими мастерами во главе с холопом Семеоном Петровым и стрельцом Михайловым и просуществовал до середины XVIII в. Был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

    *Новоиерусалимский монастырь – 17 век.

    В XVIIв были надстроены башни Московского кремля. К середине XVIIв крепости украшали своё военное значение и четырехкратная крыша на Спасской, а затем и на других башнях была заменена шатром. Именно в 17 веке главная площадь Москвы стала называться Красной.

    Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «Нарышкинского» или «Московского» барокко (17 век).

    Для него характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве здания. Чётко прослеживается применение в качестве декоративных украшений колонны, капители. Почти во всех зданиях этого стиля можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины:

    *Церковь Покрова в Филях.

    *Церковь и колокольня Новодевичьего монастыря.

    Живопись.

    XVIв – Дионисий

    - фресковые росписи Рождественского Собора Ферапонтова монастыря под Вологдой.

    -икона с изображением сцен из жизни Московского митрополита Алексея.

    Особенности: Яркость, праздничность, изысканность, которой он достигал применяя: удлинение пропорции человеческого тела, утончённость в отделке каждой детали иконы или фрески.

    XVIIв – Симон Ушаков, «Спас Нерукотворный»

    Особенности: объёмное изображение лица.

    Тенденция к обмирщению тесно связана с распределением портретной живописи – «парсуна»

    *Портрет царя Фёдора Ивановича.

    *Портрет царя Скопина-Шуйского.

    Техника была аналогична иконописной – писали на досках яичными красками. В конце XVIIв появляются первые парсуны, писанные маслом на холсте.

    Вывод: таким образом важным итогом культурного развития России в XVIв было завершение процесса формирования русской народности. Сложение единого русского языка и культуры. В XVIIв обмирщение культуры продемонстрировало тенденцию к освобождению человека от религиозного мировоззрения к рациональному восприятию мира.


    написать администратору сайта