Главная страница

эссе. Русская культура xix начала xx столетий характеризуется литературой, музыкой, театром, живописью, которые представлены целой плеядой выдающихся имён и стали достоянием всего человечества


Скачать 16.52 Kb.
НазваниеРусская культура xix начала xx столетий характеризуется литературой, музыкой, театром, живописью, которые представлены целой плеядой выдающихся имён и стали достоянием всего человечества
Дата12.11.2021
Размер16.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипЛитература
#270207

Русская культура XIX - начала XX столетий характеризуется литературой, музыкой, театром, живописью, которые представлены целой плеядой выдающихся имён и стали достоянием всего человечества. В это время русская культура, в особенности литература, тяготели к глобальной мировоззренческой, философской проблематике. В своем эссе я хотела бы обратиться к человеку, которого называют «отцом русского кос­мизма», одного из ведущих направлений в философии того времени Федорову Николаю Федоровичу.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время внимание исследователей русской культуры вновь обратилось к философ­ской концепции Николай Фёдоровича Фёдорова.

«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали и звала к гигантским преобразованиям как в мире, так и внутри каждого человека. «В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим», - писал Фёдоров.

В своей работе Федоров показал две существенные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. «Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а ограниченность во времени - смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную». Таким образом, сверхзадачей «проекта» Федорова была грандиозная цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности.

Таким образом красной нитью понятий, лежащих в основании учения, проходят три основных: «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов», а основной идеей является идея патрофикации (воскрешение отцов). В «Философии общего дела» Федоров призывает к познанию в самом широком его понимании, к познанию, переходящему в преобразование мира и человека. Истинное знание, не отделяющееся от дела, необходимо включает в себя и нравственное чувство. Истинное просвещение у философа - это настройка всего человека на высокую гармонию его призвания, изменение и преображение всех способностей ума, души, тела.

Величайшей несправедливостью Н.Ф.Фёдоров считал ограничение жизни определённым временем. «Все философии, разноглася во всём, сходятся в одном - все они признают дейст­вительность смерти, несомненность её, даже не признавая, как некоторые из них, ничего действительного в мире». Фёдоров считал, что главной целью человеческой деятельности должна стать борьба за человеческое бессмертие. Все усилия людей должны быть направлены на то, чтобы продлить жизнь. В его понимании эта проблема приобретает трагический смысл, всё своеобразие мысли Фёдорова в этой точке достигает своего высшего напряжения и раскрытия. Бессмертие трактуется не только как космичность жизни, но и как следствие всеобщей этичности космоса.

Фёдоров писал: «Сознание неразрывно связано с воскрешением; воскрешение было первой мыслью, вызванной смертью, первым сознательным движением человека, или, точнее, первого сына и дочери человеческих; поэтому первый сын человеческий должен быть назван и смертным и воскресителем.» Позже мы видим: «Человек есть существо, которое погребает» - вот самое глубокое определение человека, которое когда-либо было сделано.

Нравственное противоречие «живущих сынов» и «отцов умерших» может разрешиться только долгом всеобщего воскрешения. «Для первого сына человеческого, видевшего первого умершего, погребение не могло быть ничем иным, как только попыткою воскрешения; и все, что теперь обратилось в обряд лишь погребения, как-то: обмывание, отпевание, или отчитывание, и прочее - все это прежде могло употребляться лишь с целью оживления, с целью привести умершего в чувство, с целью воскрешения.» Для осуществления этой грандиозной идеи необходимо выполнить ряд конкретных задач. Огромная роль в реализации «общего дела» принадлежит науке. Первая задача: максимально продлить жизнь человека, а уже затем сделать его организм бессмертным. После этого наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причём не в мистически-духовном, а в телесном виде. Для Фёдорова наука – мощное средство претворения в жизнь христианской идеи создания рая посредством такого научного развития, когда человек сможет безгранично управлять природой. Религия, по Фёдорову, даёт науке цель - воскрешение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновьего долга.

Своеобразие фёдоровской идеи заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, усилиями самого человека. Поэтому Фёдоров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно - научное «воскрешение». Именно поэтому многие русские религиозные мыслители критически относились к приниженной роли божественного явления. Е. Трубецкой назвал эту идею «рационалистическим юродством», а П. Флоренский очень настороженно относился к его «методике» воскрешения мёртвых.

Пределом того естественно достигаемого «чуда», к которому должно стремиться человечество в своем всеобщем преобразовательном усилии, становится, по мысли Федорова, преодоление главного врага — смерти, причем преодоление радикальное, так чтобы были возвращены к жизни и преображены все ушедшие поколения. 

Н.Ф.Фёдоров думал не только о том, чтобы воскресить людей, но и заселении людьми других планет. Он мыслил глобально. Наука, по его мнению, должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству, но и обеспечить его местом для нормального существования. Эту проблемы мыслитель решает с помощью освоения космоса. Для этого, по Фёдорову, нужно «всего лишь» переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков.

Вывод: несмотря на очевидную утопичность многих проектов Н.Фёдорова, его идеи носят жизнеутверждающий, гуманистический характер. «Философия общего дела» Н.Ф.Фёдорова оказало очень сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе и на таких выдающихся учёных - естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский. Идеи русского космизма оказали плодотворное влияние на последующее развитие отечественной философии и даже естественных наук.

Главная мысль, можно сказать, навязчивая идея, которая пронизывает все сочинения Федорова и является основной темой его размышления - это идея преодоления смерти, победа над ней и воскрешение умерших, и последнее Николай Федорович считал долгом всех людей, нашим «общим делом». Ведь по Федорову тот, кто не вернет жизнь тому, от кого ее получил, не достоин жизни. Здесь важно добавить, что именно сплоченность людей в реализации «общего дела» является проявлением важной особенности русского космизма - необходимости «всеединства».

Для меня идеи Федорова показались достаточно интересными, меня поразило стремление философа к реализации «общего дела» и забота о всех людях. Федоров, как человек, предугадавший множество проблем 20 века, выдвинул идеи, которые, по его мнению, могли бы решить все эти проблемы. С первого взгляда идеи Федорова могут показаться бредом, как и казалось многим людям. Но нельзя не отметить то стремление, с которым Николай Федорович хотел объединить все человечество ради общего дела. Философ думал о будущем всего человечества, и пусть его идеи несколько утопичны, но сам факт того, как Федоров относился к прошлому и предкам заставляет нас с уважением относиться к философу. Ярко выделяется глобальный, поистине космический характер проекта «общего дела». «Сияющее Царство Божие» - именно так видится Федорову мир будущего.


написать администратору сайта