Главная страница

История. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – XV в.в.. Русская культура


Скачать 66.48 Kb.
НазваниеРусская культура
АнкорИстория. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – XV в.в
Дата11.10.2020
Размер66.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – XV в.в..docx
ТипЛитература
#142340
страница2 из 3
1   2   3

Грамотность и письменность.

Основой любой древней культуры является письменность.

Распространение грамотности и письменности в средневековой Руси XIV- XV вв. было, как и прежде, сосредоточено в основном в руках церкви. Однако круг грамотных людей далеко не ограничивался церковниками. Конечно, для подавляющего большинства населения грамота оставалась недоступной. Но в городах грамотность получила значительное распространение, что было обусловлено, прежде всего, спецификой экономической жизни горожан. Занятия ремеслом и торговлей требовали известной грамотности. Поэтому центрами распространения грамотности и письменности были не только монастыри, но и средневековые русские города.

Обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты содержат "будничную", повседневную переписку новгородцев, раскрывая самые различные стороны жизни Новгородской феодальной республики. Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: "Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова", - это писал, вероятно, приказчик своему господину. Есть грамоты, фиксирующие повинности крестьян. "На Тереке и на Лутьяне рубль. И на их внучате, на Микифоре на Григорь 4 гривне". Есть грамоты о покупке земель, о торговле, о военных походах. Есть в грамотах и ценные упоминания о сопротивлении новгородских крестьян феодальному гнету. С деятельностью известного новгородского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила связан целый ряд грамот, найденных в том месте, где в XV в. стоял один из немногих тогда каменных домов в Новгороде, принадлежавший знатному посаднику.

Многие грамоты посвящены бытовым делам. Борис сообщает своей жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит прислать ему рубашку. А из другой грамоты узнаем о горе Настасьи, схоронившей Бориса. Одна из грамот содержит брачное предложение.
Около 600 грамот найдено в настоящее время при раскопках в Новгороде, и каждый год приносит все новые находки и открытия. Интересно, что одна из найденных грамот написана на латинском языке. Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать пять-шесть столетий тому назад. К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. - "учебные тетрадки" новгородского мальчика Онфима. На одном "листе" записи букв и слогов: БА ВА ГА ДА ЖА...., БЕ BE ГЕ ДЕ ЖЕ..., БИ ВИ ГИ ДИ ЖИ и т. д., что свидетельствует о слоговом принципе обучения. На другом записана традиционная формула: "Господи, помози (помоги) рабу своему Онфиму", рисунок зверя и подпись: "Я - зверь". На третьем кусочке бересты рядом с рисунками человечков сделана запись из долгового документа: "На Домире възяти доложзиве". Знал мальчик и числа, набрасывал на бересте начальные фразы богослужебных молитв и песен. Создается впечатление, что 7-8-летнего Онфима готовили к жизни в этом большом торговом городе.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Суеверные люди верили, что надпись, начертанная на стене "божьего храма", поможет им или будет иметь силу клятвы, и вот появлялись неровные буквы: "Господи, помози рабу своему такому-то", а иногда и более пространные записи.

Такие надписи принадлежали, конечно, простым людям и являются одним из свидетельств их грамотности.

Много надписей имеется на бочках, сосудах, поплавках, сапожных колодках и других самых разнообразных предметах, обнаруживаемых при археологических раскопках. Чаще всего это имена или инициалы их владельцев. Сделав церковный сосуд - потир - в 1449 г., мастер написал: "А делал Иван Фомин". Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV-XV вв. письменная документация, что стимулировалось расширением феодальных отношений, в частности, ростом земельной собственности, требовавшим оформления документов на право владения землей и зависимым населением. Письменная документация была также необходима для органов государственного управления. Наконец, общий подъем культуры и общественно-политической мысли, а также усиление идеологической деятельности церкви обусловили значительно большее распространение письменности.

В настоящее время сохранилось 817 рукописей XIV в., кроме того, 85 рукописей датируются XIII-XIV вв., в то время как от XIII в. сохранилось 215 рукописей. Кроме того, известно около полутора тысяч различных грамот XIV-XV вв.

Письменность сосредоточивалась, в частности, в монастырях, где составлялись различные грамоты, оформлявшие права и привилегии монастырей на право владения землями, льготные условия торговли, независимость монастырских владений от княжеской судебно-административной власти, а также составлялись летописи, переписывались различные книги и т. п. В монастырях существовали целые объединения писцов; там были и ученики писцов, называвшиеся "паробками", "ребятами" и т. д. Образовались довольно значительные монастырские библиотеки. Наряду с монастырями важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии, где также составлялись различного рода документы. На Руси были профессионалы-писцы, причем многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Между писцами в мастерских существовало определенное разделение труда: одни писали текст, другие разрисовывали его цветными заставками и миниатюрами, третьи - ученики - готовили пергамен и бумагу для письма, разлиновывали их, делали чернила и краски, посыпали песком готовый текст, чтобы скорее просохли чернила. Иногда заказ на производство книги осуществлялся в виде специального договора - "ряда".

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV - XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был «устав» - с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать «скорописью» - плавно соединяя соседние буквы.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях «под старину».

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - «силу».

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов. В виде причудливых картинок изображались заглавные буквы начала текста, как, например, в одной новгородской рукописи буква "М" была выполнена в виде двух ругающихся рыбаков и т. п. Часто применялся "чудовищный" орнамент, составленный из изображений фантастических существ. Этот тип орнамента держался в рукописях в XIII- XIV вв. В XV в. получил распространение плетеный и растительный орнамент. Плетеный орнамент широко использовал жгуты, круги, четырехугольники, чем достигалась своеобразная узорчатость рисунка. Особенностью растительного орнамента было стремление художника отойти от традиционного геометрического узора, где стилизованные растения были подчиненными элементами. Новый стиль давал возможность представить реальную растительную природу. Художники свободно рисуют ветви, листья, ягоды, цветы, пользуются естественными оттенками красок.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Выдающимися образцами украшения книжной миниатюры XIV в. являются, например, "Федоровское евангелие", написанное по заказу ярославского князя Федора Черного; тверская рукопись Хроники Георгия Амартола, имеющая более 100 миниатюр.

В украшение книг средневековые мастера вкладывали много труда и искусства, книжная миниатюра стала особым видом художественного творчества. Русские люди средневековья любили и ценили книгу и не жалели сил для ее украшения. Книга была драгоценностью не меньшей, чем произведения ювелиров.


Литература.
Русская литература второй половины XIII-XV в., как и в предшествующее время, развивалась в форме различных повестей, многие из которых дошли в составе летописей, житий, сказаний. Проникнутые внешне религиозным мировоззрением, литературные произведения той эпохи, однако, не могут быть отнесены целиком к церковной литературе - напротив, многие из них посвящены чисто светским, гражданским сюжетам. Литература XIII-XV вв., развиваясь на основе традиций, выработанных литературой Киевского периода, непосредственно откликалась на важнейшие события эпохи и была одним из важнейших проявлений общественного сознания своего времени. Центральными темами ее стали борьба против иноземных захватчиков и проповедь единства Русской земли, несмотря на ряд местных особенностей и отражение местных интересов, что естественно для периода феодальной раздробленности.
Особенностью средневековой литературы было то, что в основе ее произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Значительно позднее произошло возникновение обобщенного, вымышленного героя литературных произведений. Поэтому не всегда можно отделить литературное произведение той эпохи от исторической хроники.
События монголо-татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей стали во второй половине XIII-XIV в. центральной темой литературы.

В составе летописей дошло несколько повестей об отдельных событиях этой борьбы - битве на Калке, вторжении Батыя, обороне Козельска и т. д. Эти повести по своему характеру весьма близки к произведениям народного эпоса, но в то же время в их летописных редакциях заметна обработка в интересах господствующего класса, при которой особенно подчеркивается роль князей, а борьба с завоевателями изображается в плане защиты христианства от "поганых", т. е. религиозный момент как бы выступает на первый план.

Одним из значительных произведений этой темы явилась "Повесть о разорении Рязани Батыем", дошедшая до нас в составе сборника XVI в. В "Повести" содержится решительное осуждение феодальных распрей между князьями. Написанная с позиций прославления рязанских князей, "Повесть" обвиняет великого князя владимирского Юрия Всеволодовича в отказе помочь Рязани.

"Повесть о Евпатии Коловрате" сохранила имя богатыря, храбро сражавшегося с завоевателями. Прозвище "Коловрат" указывает на богатырскую силу Евпатия. Рассказ о Коловрате выдержан в традиционной манере дружинного эпоса. Княжеский дружинник ("некий от вельмож рязанских") Евпатий, находясь в Чернигове, узнал о разорении Рязани Батыем, поспешил в Рязанскую землю, собрал дружину в тысячу семьсот человек из оставшегося населения и пошел в погоню за Батыем. Догнав его в Суздальской земле, Евпатий напал на монголо-татар и нанес им сильное поражение. Батый послал на единоборство с Евпатием своего шурина Хостоврула. Русский богатырь убил Хостоврула, "разсече" его "на полы (пополам) до седла". Только с помощью многочисленных "пороков" (стенобитных машин) врагам удалось убить Евпатия. Склонясь над телом мертвого богатыря, хан Батый воздал должное его храбрости и сказал, что он хотел бы иметь такого воина в своем войске.
Рассказ о Евпатий свидетельствовал о непреклонной воле русских людей продолжать борьбу в самых тяжелых условиях. Характерно, что героический тон рассказа о богатыре Евпатий разительно отличается от описания рязанских князей, выдержанного в обычном плане религиозно-житийной литературы. Князья изображены как христианские подвижники, преданные во всех своих поступках учению церкви.

В литературе XIII-начала XIV в. отразилась также борьба против шведских и немецких феодалов. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском, ставшим любимым героем литературных произведений. Повесть начиналась "Словом о погибели Русской земли", прославлявшим родную страну, далее содержалось описание Невского сражения, "Ледового побоища", отношений князя с Ордой и его смерти.

Подъем освободительного движения против завоевателей в конце XIII - начале XIV в. и начало объединительных процессов в Северо-Восточной Руси стимулировали и новый подъем литературного творчества, непосредственно откликавшегося на эти важнейшие исторические явления.
Исследователи истории древнерусской литературы отмечают появление в конце XIV-XV в. нового, так называемого "экспрессивно-эмоционального" стиля литературных произведений. В этот период усилилось влияние религии на искусство. Писатели и художники конца XIV-XV в. стремились показать исключительную возвышенность психологического состояния, порождаемого религиозным вероучением, противопоставляя его земному миру со всеми его тяготами и заботами. В таком подходе к задачам художественного творчества отражался смутный, неосознанный протест против несправедливости окружающей их жизни. Господство богословия направляло этот протест в русло религиозного мировоззрения. В "чистоте" и "святости" христианского учения мыслящие люди того времени пытались воплотить не ясные для них самих идеалы высокого развития человеческого духа. Стремление к возвышенности и идеализации художественных образов усиливалось еще более в обстановке патриотического подъема, вызванного победой на Куликовом поле.

Ведущим центром литературы в этот период окончательно стала Москва, где создавались наиболее значительные произведения. Под влиянием Куликовской битвы возник цикл произведений, прославивших великую победу русского народа над завоевателями. Ранее других из повестей этого цикла возникла, по-видимому, так называемая "летописная повесть", вошедшая в состав многих летописей. Осмысление событий Куликовской битвы здесь дано в духе религиозного мышления, конечной причиной поражения Мамая выступает "божественное провидение"; поведение рязанского князя Олега объясняется как отступление от религиозно-нравственных догм; герой Куликовской битвы - Дмитрий Донской изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием и любовью к богу и церкви, во имя которых он и совершает свои поступки. Но вместе с тем в "летописной повести" отчетливо проступают мужественные черты великого князя-патриота, пренебрегающего личной опасностью ради общерусского дела. Изображение событий украшено многими риторическими выражениями, сравнениями.

В конце XIV в. появилась так называемая "Задонщина", автором которой был "Софоний старец рязанец". "Задонщина", посвященная Куликовской битве, идейно и художественно связана со знаменитым "Словом о полку Игореве", но является не подражанием "Слову", а оригинальным и вместе с тем крупнейшим произведением древнерусской литературы. Со "Словом" "Задонщину" связывает общая идея, которая заключается в том, что "Слово" показало поражение русских князей в борьбе с нашествием вследствие разрозненности и междоусобица "Задонщина" показала победу Руси, когда было достигнуто единство под главенством Москвы. Таков основной замысел "Задонщины". Близость художественных приемов к "Слову" и временами даже Прямое его цитирование служат подчеркнутому раскрытию главной темы единства Русской земли и сопоставлению условий поражения князя Игоря Святославича и победы князя Дмитрия Донского. Роль Москвы и ее прославление звучат в "Задонщине" с большой силой. Примечательно, что в "Задонщине" раскрылась одна из ведущих общественно-политических идей того времени - мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью. Автор "Задонщины" видит в событиях своего времени закономерное восстановление прежней славы и могущества Русской земли, лишь временно утраченное в годину иноземных вторжений.

Другая группа литературных произведений конца XIV- XV в. - жития святых. В этих произведениях наиболее ярко проявились черты религиозной риторики, характерные для того времени. В конце XIV в. житийная литература приобрела новый характер. Произведения этого жанра стали исполняться в возвышенном, панегирическом стиле, они обильно украшены эпитетами, цветистыми оборотами и выражениями, длинными цитатами из "Священного писания". В этом духе были составлены Епифанием Премудрым "жития" Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Усиление церковной проповеди в житийной литературе неразрывно сочеталось с развитием в ней идеи о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как основной гарантии усиления Руси.

Во второй половине XV в. в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. "Повесть о Петре и Февронии", "Повесть о Петре, царевиче ордынском", "Повесть о Меркурии Смоленском" и другие произведения этого жанра внешне еще вполне историчны, но в действительности здесь уже происходило создание вымышленных литературных сюжетов, что означало значительный шаг вперед в развитии русского литературного творчества.
«Повесть о Петре и Февронии» рассказывает о любви крестьянской девушки и князя. В этой "Повести" многое взято и от сказочной фантастики народного творчества, и от религиозного истолкования образов.

"Повесть о Меркурии Смоленском" продолжала традиции героических повестей о богатырях - героях борьбы против монголо-татар. И в этой повести переплетаются народно-эпические мотивы (богатырь, один разбивший полчища Батыя) с жанром религиозного жития (блаженный праведник, действующий по велению богородицы) в изображении одного и того же героя повести - Меркурия.

Интересна попытка изобразить внутреннее перерождение человека в "Повести о Петре, царевиче ордынском". Эта попытка выдержана еще в последовательно религиозном плане: Петр изменился под влиянием воздействия на него христианского учения, но стремление показать сложный путь духовного развития человека было новым и важным явлением в русской литературе XV в., начавшей преодолевать вековые традиции статичного изображения людей, которые выглядели в литературе предшествующего времени либо крайне идеализированно, либо наделялись исключительно отрицательными чертами.
Идейный пафос общерусского единства, возникший еще в до-монгольской Руси и с особой силой проявившийся в "Слове о полку Игореве", в новых условиях XIII-XV вв. становится ведущим и находит, в той или иной степени, отражение в литературных памятниках.
1   2   3


написать администратору сайта