История. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – XV в.в.. Русская культура
Скачать 66.48 Kb.
|
Архитектура Как и другим областям культуры, русскому зодчеству и живописи был нанесен тяжелый удар монголо-татарским нашествием. Однако, по мере того как восстанавливалась жизнь в русских землях, оживали и получали новое развитие вековые художественные традиции. В области зодчества древние традиции не прервались. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде — Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5-6,5 м, а их высота — 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м). В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей — Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От «граней», украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения. В XV в. новгородские мастера старались следовать уже выработанным ранее приемам, и в этой известной консервативности новгородского зодчества отразилась общая политическая линия новгородской аристократии, направленная к сохранению строя феодальной республики с ее независимостью от княжеской власти. Каменные церкви средневековья имели не только культовое назначение. Они являлись также местом хранения товаров и имели особенно большое военно-оборонительное значение. Когда еще не было огнестрельного оружия, всякое каменное сооружение представляло собой серьезную крепость, поэтому церковное строительство в средние века нельзя расценивать только как свидетельство распространения и утверждения влияния религии и церкви - сооружение каменных храмов отвечало и весьма реальным, земным потребностям. Древние церкви, сохранившиеся доныне, - это не столько религиозные памятники, сколько памятники строительного и художественного мастерства, драгоценные материальные свидетельства жизни общества далеких веков. Гибель и разрушение этих памятников - невосполнимая потеря для истории русской культуры. Живопись.
По своему московская школа живописи не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная традиция, что позволило избежать простого подражания великому мастеру. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверным творением Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора. Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают Деисусу собора значение одного из величайших произведений мирового искусства. Иконостас Благовещенского собора - древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских и византийских храмах отделялся от молящихся невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стену из нескольких рядов икон. В 16 в. В композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады для икон.
Первые семь икон праздничного иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (1360-1430), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица", происходящая из Троицкого собора Троице-Сергиево монастыря, была написана в 10-е или 20-е годы 15 в. Три ангела - это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы - едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества. Волнует зрителя "Троица" Рублева и сейчас, спустя пять с лишним столетий. Рублеву принадлежат и другие работы в Троицком соборе. Среди них - изображения архангела Гавриила и апостола Павла, замечательные по глубине психологической характеристики и мастерству исполнения. В творчестве Андрея Рублева русское искусство делало громадный и очень важный шаг по пути становления реалистического начала с индивидуальной свободой художественного творчества. В творчестве Рублева была преодолена суровая, аскетическая традиция византийского искусства. Работы Рублева в подлинном смысле слова гуманистичны, они раскрывают красоту и силу человеческой души, они проникнуты любовью к человеку. Замечательным художником конца XIV в. был знаменитый Феофан Грек, приехавший на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи и внеся большой вклад в ее идейно-художественное развитие. Энергичная манера письма Феофана, великолепное мастерство колорита придают изумительную силу выразительности фигурам его фресок. Есть вместе с тем в них что-то суровое, даже грозное. Феофан Грек оказал большое влияние на новгородскую живопись. По-видимому, его учениками была расписана церковь Федора Стратилата. Прекрасным памятником новгородской живописи второй половины XIV в. был и погибший комплекс фресок Волоковской церкви. Эти фрески, принадлежавшие неизвестному новгородскому мастеру, так же очень экспрессивны и эмоциональны, как и фрески Феофана Грека, но выполнены в другой живописной манере. Жизнерадостные и яркие фрески Волоковской церкви далеко выходили из рамок сурового, аскетического мировосприятия официальной церкви и в образных формах искусства были одним из проявлений свободы художественного творчества, стремившегося преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Таким образом, в 14-15 вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, объединение вокруг Москвы, шло формирование великорусской народности и зарождение общерусской культуры. Заключение. Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов, культура России обнаружила замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях. Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали себе дорогу не только в литературе средневековой России, но и в зодчестве, живописи. Развитие русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. На развитие русской средневековой материальной и духовной культуры безусловное влияние оказало монголо-татарское нашествие и иго. Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. Всю громадную силу своей материальной мощи и духовного влияния церковь направляла на полное и безоговорочное следование всей культуры узким рамкам религиозного мышления, сковывала стремление человеческого ума к свободному творчеству. споров. Сковывающее влияние церкви прослеживается и во взаимодействии русской культуры с культурами Запада и Востока. Но русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Выдержавший столько тяжелых исторических испытаний в средние века, народ создал прекрасную духовную и материальную культуру, воплотившую высокие качества богатейшего своими творческими силами народа. Культурные достижения русского средневековья вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - часть нашего национального богатства, славы и величия нашего народа. Литература. Ермаков В. Т. Обсуждение проблем истории культуры//Вопросы истории.- 1977. - №8. История русского искусства/Под. общей ред. И. Э. Грабаря.- М., 1960 История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. - М., 1979.Муравьёв А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М.: Просвещение,1984. Краснобаев Б. И. Некоторые проблемы становления истории культуры как научной дисциплины//История СССР. - 1979. - №6.. Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в Х - XVII вв. М., Межуев В. М. Культура и история. - М., 1977. Райнов Т. И. Наука в России XI-XVII вв. М.-Л., 1940. 1976. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. |