Главная страница
Навигация по странице:

  • Церковная организация на Руси

  • Этнокультурные процессы

  • Древнерусская литература 10-12 вв. Письменность и образование

  • билеты. История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России


    Скачать 151.78 Kb.
    НазваниеИстория России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России
    Анкорбилеты
    Дата17.01.2023
    Размер151.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #890544
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.

    В русском обществе подобные дискуссии всегда были связаны с выбором пути дальнейшего развитии страны и потому нередко приобретали обостренный характер. Можно выделить несколько основных точек зрения по данному вопросу:

    1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали

    в 30–40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы, известные как «западники» или «европеисты» (С.М. Соловьев, Б.И. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они считали, что русский мир по своей культуре, экономическим связям, христианской религии ближе к Западу, нежели к Востоку, и потому должен стремиться к сближению с Европой, к ликвидации отставания от передовых ее стран.

    Следует добавить, что, начиная с Петра Великого и до настоящего времени, власть в России преимущественно придерживалась курса на развитие страны по западному образцу.

    2. Россия является типично восточной цивилизацией. На этой точке зрения стояли немногочисленные отечественные «восточники» (Э.Э. Ухтомский, С.Н. Сыромятников и др.), ее разделяли и разделяют зарубежные историки. Основная идея концепции заключается в том, что после татаро-монгольского нашествия произошло этническое и культурное смешение двух цивилизаций: ордынской и древнерусской. В результате Русь переняла характерные черты восточного общества: централизацию и единоначалие в управлении, подчинение общества государству, административный произвол вместо главенства законов, условность права собственности и т.д.

    3. Россия является цивилизацией, уникальной в своем развитии. Корни этой идеи восходят к религиозно-мессианским представлениям XVI в., развивающимся вокруг формулы «Москва – Третий Рим». Если говорить о научно-философском осмыслении данной проблемы, то стоит остановиться на двух наиболее значительных концепциях.

    Согласно первой, Россия – это особая славянская цивилизация. Сторонники данного направления, «славянофилы» (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), в 40-х гг. XIX в. вели оживленный диспут с «западниками», ратуя за самобытность русского народа, его органическое развитие. Славянофилы считали особенностями русского мира православную веру, высокую духовность, общинный быт, соборность, а забвение этих основ, их подмену, называли причиной трагического раскола русского общества.

    Вторая концепция генетически восходила к славянофильству, но трактовала самобытность России иначе: ее адепты утверждали, что Россия является евроазиатской цивилизацией.

    4. Россия вообще не является цельной цивилизацией.

    Переходя к рассмотрению особенностей исторического развития России, надо отметить, что они, как и у любой другой страны, определяются рядом факторов: географическим, геополитическим, социально-политическим, этнокультурным и религиозным.

    1. Географическое положение России характеризуется следующими чертами: обширная, преимущественно равнинная, территория с протяженными и слабо защищенными природой границами. Огромные пространства гарантировали обилие и разнообразие природных ресурсов, широкие возможности для колонизации, но в то же время приводили к проблемам с коммуникациями, уязвимости рубежей. Решить эти проблемы могло только сильное государство, способное мобилизовать необходимые людские и материальные ресурсы.

    К гидрографическим особенностям России относится обилие рек и сравнительная удаленность от океана. Множество рек – фактор, безусловно, положительный, способствующий торговле (транзитной и внутренней) и колонизации. Но то обстоятельство, что Россия долгое время была отрезана от морей, приводило к невыгодам торговли и ограничению культурных связей. Даже позднее, когда страна вышла к морям, доступ в океаны, где проходили наиболее оживленные торговые пути – Атлантический и Индийский, остался для нее затрудненным.

    Климат России можно охарактеризовать как разнообразный, однако на большей части территорий он недружелюбен (долгая и суровая зима, переменчивая погода). Это обстоятельство, в сочетании со скудными почвами исторической части страны, приводило к бедным урожаям и высокому риску неурожая, постоянной борьбе за выживание, а значит, затруднениям в развитии общества.

    2. Важнейшей геополитической особенностью Русского государства было его промежуточное положение между Азией и Европой. Соседство Руси с огромными пространствами на Юге и Востоке выливалось в многовековую борьбу с беспокойной кочевой степью. Вместе с тем, промежуточное положение в отдельные периоды давало Руси-России торговые преимущества, способствовало культурному обмену, появлению такой черты национального характера, как терпимость к инородцам.

    3. Под влиянием упомянутых выше факторов сложилась специфическая система социально-политических отношений. Общинное в ней преобладало над частным, государственное над общественным, государство, общество и индивид оказывались неразделимы. Власть, чтобы быть эффективной, должна была быть централизованной, деспотичной и опираться на прочную идеологическую основу – государственный культ, обосновывающий справедливость ее жестких действий (православие, монархизм, коммунизм).

    4. В этнокультурном плане Россия – полиэтническое государство со всеми причитающимися достоинствами (терпимость, традиции многонационального общежития, культурный обмен и синтез) и недостатками (потенциальная конфликтность, сепаратизм).

    5. С этнической пестротой напрямую связана конфессиональная неоднородность. Однако официальной религией Русского государства на протяжении большей части его истории было православие, влияние которого на русский мир невозможно переоценить.

    1. Церковная организация на Руси

    В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

    Церковь - важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

    Церковная организация (русская церковь - часть Константинопольской патриархии):

    • 1) митрополит (назначался константинопольским патриархом)

    • 2) епископы (во главе епархий - крупных церковных округов)

    • 3) церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)

    Содержание церкви - десятина+собственные доходы от торговли.

    Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):

    • 1) доля церкви в княжеских доходах

    • 2) разделение церковной и светской юстиции

    • 3) круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)

    Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.

    Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

    В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

    Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.

    При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения наРуси уже было пятнадцать епархий.

    С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

    Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

    Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись.

    Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства.


    1. Этнокультурные процессы

    Первые сведения о славянах относятся к I в. н.э. В античных, арабских и византийских источниках они упоминаются под именем антов, венедов, склавинов и называются «бесчисленными племенами» и «великим народом».

    Ученые считают, что славянские племена отделились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. По вопросу о происхождении славян и путях их расселения у историков нет единого мнения. Высказано много гипотез. Русские историки придерживались версии «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), что прародиной славян были земли в бассейне Дуная. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв.) славяне заняли территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В VI-VII вв. праславянский мир разделился на три ветви:

    -южные славяне (склавины) расселились между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы;

    -западные славяне (венеды) заняли бассейн Вислы;

    -восточные славяне (анты) обосновались в междуречье Днепра и Днестра.

    Основным занятием восточных славян было земледелие. Из византийских источников известно, что они «возделывают злаки, особенно пшеницу и просо». Системы земледелия были примитивными и очень трудоемкими. На юге, в степных районах применялось переложное, или залежное земледелие, на севере - подсечно-огневое. Освоенные земельные участки (поля) использовали несколько лет, пока земля не истощалась, потом осваивали новые территории и начинали все сначала. Передвижение шло вдоль рек. Основными орудиями труда являлись различные виды деревянного рала (вид плуга), примитивные сохи-суковатки, узколезвенный топор и серп. Восточные славяне занимались также скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), т.е. всем тем, что давал им кормящий ландшафт.

    Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. Исследователи обращают внимание на то, что у них не было храмов и особого сословия жрецов, хотя были кудесники и волхвы, которые считались служителями богов и толкователями их воли. Главными богами были: Даждьбог - бог солнца (Хорос и Ярило у разных племен), Сварог - бог неба, Волос, или Белес - покровитель скотоводства, Перун - бог молний и грома, бог войны, Мо-кошь - богиня плодородия и домашнего очага.

    К VIII в. наблюдается тенденция к объединению восточно-славянских племен. Этому способствовал ряд факторов: борьба с кочевниками, защита собственной территории от других внешних врагов и грабительские походы против Византии и соседних народов. Начинают создаваться союзы племен. Они включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Союзы племен стали называться по месту их расселения, например: поляне (живущие в полях), древляне (живущие среди лесов), дреговичи (живущие среди болот), ильменскиесловене (живущие вокруг озера Ильмень), или же по именам своих вождей - вятичи (от Вятко), радимичи (от Радко), так они упоминаются в «Повести временных лет».

    Эти союзы племен ученые рассматривают как первые политические образования восточных славян.

    Период с VII по IX в. в истории восточных славян был временем разложения первобытнообщинных отношений и перехода к классовым, феодальным отношениям. Этот переход был результатом совершенствования человеком орудий своего труда, что способствовало развитию производства.

    Новые орудия труда - рало с полозом, соха с сошниками, плуг с железным лемехом - позволили перейти от подсеки и перелога к дву- и трехпольной системе земледелия. В результате отпала необходимость в сохранении такого большого производственного коллектива, каким прежде была родовая община. Ее вековая сплоченность помимо всего прочего была обусловлена большими затратами труда при подсеке и перелоге. При новых орудиях труда ведение сельского хозяйства становится доступным каждой отдельной семье.

    Результатом роста производительных сил общества стал распад родовой общины. Ей на смену пришла новая территориальная, или соседская сельская община, составной частью которой стала малая семья. Члены соседской общины, включавшей два-три двора (иногда больше), были связаны общими хозяйственными интересами, заботой о защите своей земли. Замкнутость родовой общины разрушалась также и изнутри - принятием изгоев (выходцев из других общин), пополнением общин рабами. На этапе формирования соседской общины у восточных славян происходит важный социально-экономический процесс - общественное разделение труда. Сначала от земледелия отделяется скотоводство, а затем - ремесло.

    Начальная хозяйственная специализация и особенно развитие ремесла являлись важными показателями роста производительных сил общества. Ремесленное производство создавало предпосылки для возникновения городов - центров ремесла и торговли.

    В этих условиях развивается внутренняя и внешняя торговля. Со времени колонизации Великой Русской равнины у восточных славян сложились внешнеэкономические связи со странами Востока, Византией, странами Северной Европы. При этом использовались главные торговые пути: Великий Волжский, Днепровский (путь «из варяг в греки»), а с конца IX в. сухопутные пути в Западную Европу. Но основным, безусловно, был «путь из варяг в греки» - с Балтики через систему рек и волоков к Днепру, затем по Днепру в Черное море и далее в Константинополь (Византию).

    Оживление торговли способствовало возникновению городов - Киева, Чернигова, Любеча, Смоленска, Новгорода, Полоцка, Пскова и др. Они превратились в торговые центры окрестных земель и стали опорными пунктами обороны от внешних врагов.

    Рост городов, развитие ремесла и торговли способствовали накоплению излишков у родоплеменной верхушки и отдельных членов общества. Историки полагают, что с VIII по IX в. у восточных славян утвердился институт частной собственности.


    1. Древнерусская литература 10-12 вв. Письменность и образование

    Письменность. Просвещение.К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

    Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

    Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков.

    Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы.

    Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

    Литература, устное народное творчество.От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056— 1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

    Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

    Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

    Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

    В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения Русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях.

    Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой.

    «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

    Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-егоды XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта