билеты. История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России
Скачать 151.78 Kb.
|
24) Начало политической раздробленности на Руси В 12-13 веках политическая раздробленность Руси привела к началу удельного периода её истории. Древнерусское государство стремительно распадалось на независимые княжества – в XII веке их сформировалось 15, а в XIII – уже около 50, и на этом процесс не закончился – в XIV веке число княжеств, считая удельные, было немногим меньше 250. Причины начала политической раздробленности Руси Период политической раздробленности Древнерусского государства начался после Любечского съезда в 1097 году, в ходе которого князья договорились об упразднении лествичного права. Это система наследования, при которой наследником князя становится старший родственник в династии, а не его дети. Впрочем, лествичное право и само по себе провоцировало междоусобицы, но его отмена подтолкнула князей к ним ещё сильнее – насдедниками князей стали становиться их сыновья, что опять-таки стало одной из причин междоусобиц. Впрочем, одним лишь этим обстоятельством список причин начала политической раздробленности на Руси не ограничивается. Развитие городов. До 12 века Киев был безусловным центром Древнерусского государства, но по мере освоения новых земель и укрепления городов некоторые из них стали становиться новыми центрами, в особенности Владимир и Галич. Укрепление боярства. Местная аристократия (то есть бояре) были больше заинтересованы в поддержании «своего» князя, чем в поддержании далёкого от них Киева. Господство натурального хозяйства. Это одна из основных причин начала политической раздробленности Руси, так как разные её регионы не имели достаточно прочных хозяйственных связей, что вело к их обособленности друг от друга. Вышеупомянутая лествичная система наследования, а также её отмена на Любечском съезде в 1097 году. Ослабление Киева. Он в своё время окреп во многом благодаря тому, что по нему проходил торговый путь из варяг в греки, но в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, центр всей европейской торговли, и торговые потоки переместились в Венецию. Путь из варяг в греки пришёл в упадок, что значительно ослабило Киев. Экономический рост Древнерусского государства. Он тоже стал одной из причин политической раздробленности Руси, так как экономическое благополучие отдельных регионов вело к укреплению их независимости. Устранение половецкой угрозы. Набеги половцев вынуждали русских князей объединяться, но после того, как понесшие несколько тяжёлых поражений половцы откочевали подальше от Руси, необходимость в военных союзах снизилась, и князья стали проявлять больше независимости и самостоятельности. Последствия политической раздробленности Руси Положительные Расцвет древнерусской культуры. В независимых княжествах она начала развиваться немного разными путями, что благоприятно сказалось на её многообразии. Развитие городов. Удельные княжества соперничали друг с другом, что создавало здоровую конкуренцию между ними. Кроме того, местные правители были сосредоточены на благополучии своих владений, а не Киева. Развитие торговли и ремёсел. Княжества налаживали друг с другом торговые связи, что, в свою очередь, приводило к быстрому развитию ремёсел и сельского хозяйства. Это одно из наиболее положительных последствий периода политической раздробленности Руси. Расширение территории Руси в целом. Поселенцы осваивали новые земли, на которых вырастали новые города. Через несколько столетий вошли в состав нового Русского государства, начавшего формироваться вокруг Москвы в XV веке. Отрицательные Снижение военного потенциала. Единая Киевская Русь была могучим государством, соперничавшим с самой Византийской империей, но отдельные княжества, на которые она распалась, не располагали таким же оборонным потенциалом. Это сыграло ключевую роль в неспособности русских князей отразить нашествие монголо-татар, начавшееся в 1237 году, и стало самым негативным последствием политической раздробленности Руси. Постоянные междоусобицы. Из-за ослабления центральной власти князья соперничали и часто воевали друг с другом, растрачивая силы на междоусобную вражду вместо того, чтобы сосредоточиться на внешних угрозах. Разорение земель. Постоянные локальные конфликты вели к разграблениям городов и деревень. Обособленное развитие. Многие независимые княжества развивались успешно, но единой страны как таковой больше не существовало. 26) Культурное развитие Руси во время политической раздробленности Культура переживает дальнейший подъём. Возникают местные очаги культуры (владимирский, новгородский и т.д.). Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, обработка серебра, золота. С XII в. применяются водяные мельницы. Летописание. Общерусское летописание сменилось местным. Увеличилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), складываются его местные особенности. Новгородские летописи характеризовались деловитостью и простотой изложения событий, отсутствием церковной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на главенство. Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития святых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» критикуют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности. Архитектура. Типичной постройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»). Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониевском и Юрьевском монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище. Владимиро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитектуры Новгорода, выделялось изяществом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влияние европейского романского стиля выразилось в аркатурно-колончатых поясах и пилястрах. При Андрее Боголюбском во Владимире построены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые ворота), в 1158–1161 гг. построен Успенский собор, в 1165 г. – церковь Покрова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор, отличающийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский. Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Богоматерь Боголюбская»), замечательное произведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живописцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фрески церкви Спаса на Нерéдице. Скульптура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревянных храмов. Быт – уклад повседневной жизни народа (питание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развлечения). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географических условий и оказывает влияние на формирование личности, менталитета. Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет. Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провинциальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом. Сельское население жило в деревнях-вéсях. Центром нескольких весей являлся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузырём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек. Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоевания испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой. 27) Владимир Мономах-великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – князь Смоленский (с 1067), Черниговский (с 1078), великий князь Киевский (1113–1125). Он является старшим сыном киевского князя Всеволода Ярославича и родственницы (вероятно, дочери) византийского императора Константина Мономаха (от которого и получил прозвание, означающее «единоборец»). Владимир Всеволодович до 1093 г. был вассалом своего отца и дядьев, и исполнял их поручения. Он правил в Ростове, Чернигове, Смоленске, Волыни, и Переяславле. После смерти отца в апреле 1093 г. Владимир отказался стать киевским князем, несмотря на свое военно-политическое превосходство, и уступил титул старшему двоюродному брату – князю Святополку Изяславичу. Мономах стал союзником великого князя и принимал участие в его военных походах. Неопределенную ситуацию решили обернуть в свою пользу кочевники половцы, которые устроили нашествие. Они поочередно разбили силы князей. Для избавления столицы от прихода кочевников, киевский князь Святополк был вынужден заключить позорный мир и жениться на дочери хана Тугоркана. Это было свидетельством возросшего статуса половцев. Владимир Мономах стремился направить других князей на ведение наступательной политики в отношении захватчиков. В результате предпринятых военных походов русских князей в 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. опасность с их стороны была на полстолетия устранена. Отступление половцев придало князю Владимиру значительную популярность. В 1097 г. был проведен Любечский съезд князей, идейным вдохновителем которого был Мономах. По его решению за Владимиром Мономахом были закреплены Смоленск, Ростов, Переяславль, и Новгород, там княжил старший сын Мстислав. На этом съезде князья, наконец, смогли договориться о признании прав каждого из Рюриковичей на свою вотчину, что нашло отражение в принципе «каждый да держит отчину свою». Именно при скупом князе Святополке обрело большое влияние ростовщичество, распространение которого принесло страдания и имущим верхам, и общественным низам. В 1113 г. в Киеве против ростовщиков вспыхнуло народное восстание. После смерти киевского князя, по призыву городской верхушки на киевский стол был позван Владимир Мономах. Заветный великокняжеский престол теперь достался самому старшему и способному из рода Рюриковичей. Разобравшись в ситуации, он подавил протесты и поспешил ввести законы, облегчавшие положение должников. Великий князь ввел Устав о резах (процентах), который позднее был включен в пространную редакцию Русской Правды. В результате таких действий была существенно ограничена прибыль ростовщиков и всевластие заимодавцев в отношении закупов и должников. Восстание в Киеве едва не привело к установлению вечевого строя, аналогичного тому, который впоследствии сформируется в Новгороде. Владимир Мономах, пришедший в Киев, чтоб наказать Святополка, выслушивает моления митрополита Киевского и мачехи своей. Русь благодаря политической прозорливости Владимира Мономаха вновь стала централизованной. Борьба с половцами носила затяжной характер в годы правления Владимира Мономаха. В конечном итоге, к началу 1120-х гг. донская группировка половцев была вынуждена откочевать на Северный Кавказ. Кроме того, великий князь поддержал псковичей и новгородцев на северо-западе в борьбе против чуди. В северо-восточных землях сын Мономаха Юрий Долгорукий победил волжских булгар и мордву. Исторически сложилось так, что жизнь Владимира Мономаха пришлась на неспокойное время. Тем не менее, великий князь, правивший державой в преклонные годы, смог сделать почти невозможное в сложных условиях удельной раздробленности – временно сплотить русские княжества в единое государство. Он и его сыновья держали под контролем примерно три четверти территории Руси. Великое княжение Мономаха – время экономического и политического подъема в стране, а также расцвета культуры и литературного творчества. Для своего времени Владимир Всеволодович был талантливым и широко образованным правителем. У великого князя существовала особая этическая система в политической сфере, которая нашла довольно полное выражение в «Поучении Владимира Мономаха». Данное произведение не имеет точного жанрового аналога в мировой литературе – первая светская проповедь. «Поучение» дошло до нас случайно, в составе Лаврентьевской летописи, которая чуть не сгорела в знаменитом московском пожаре 1812 г. Весь тон «Поучения» — почти лирический и задушевный, но иногда несколько суровый. Свои наставления князь мудро подкрепляет не только изречениями из Библии, но и конкретными примерами из собственной жизни. При создании произведения Мономах выступил как блестящий мастер слова. Главный посыл произведения заключается в осуждении междоусобиц и призыве к единству. Эпоха Владимира Мономаха — это время расцвета литературно-художественной деятельности на Руси. Именно при его жизни был создан ряд летописных текстов. Вряд ли подлежит сомнению факт редактирования текста знаменитой «Повести временных лет» в благоприятном духе для великого князя. Владимир Мономах скончался близ города Переяславля в мае 1125 года в возрасте семидесяти двух лет. Тело князя привезли в Киев, где оно было погребено в Соборе Святой Софии. Вполне возможно, что в русских былинах образ Мономаха как главного защитника земли Русской слился воедино с положительным образом Владимира I Святого, сформировав народные предания о киевском князе Владимире Красное Солнышко. Недолгий период правления Мономаха и его сына Мстислава Великого (1125-1132), который старался управлять по отцовскому образцу, можно считать последним «золотым веком» Древней Руси, катившейся к своему историческому закату. После смерти сына Владимира Мономаха, правившего всего семь лет, летописец метко заметил: «раздрася вся земля русская». 29) Характер взаимодействия руси с степными цивилизациями Хазары Первые, с кем пришлось столкнуться молодому древнерусскому государству, были хазары. Тюркское объединение племен, возможно потомки гуннов, в VII веке выделяется в собственное государство — Хазарский каганат. Хазары взимали дань с народов населяющих Крым, Приазовье и Северный Кавказ. Со временем в число данников попали и восточные славяне: поляне, северяне, радимичи, вятичи. Появление варягов и образование Древнерусского государства кардинально меняло ситуацию в регионе — русские князья, подчиняя себе славянские племена, столкнулись с хазарами. Для защиты от русичей хазары возводят серию крепостей на своих северо-западных рубежах. Для этого они просят помощи от Византии и получают ее. Главной крепостью стал город Саркел на левом берегу Дона. В 965 году Святослав Игоревич идет в Восточный поход против каганата Тогда же был захвачен Самкерц (Тмутаракань) и образовано Тмутараканское княжество. В 968-969 гг. Святославом был взят и разрушен Итиль. Война закончилась уничтожением независимого Хазарского государства. Вожди были вынуждены просить помощи у Ширвана и Хорезма, отказаться от иудаизма в пользу мусульманства. Но в 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре Хазария прекратила своё существование как государство. Позднее хазары служат в войске Мстислава Тмутараканского. Многие переселяются в Крым, упоминаются хазары которые живут в Киеве. Печенеги Печенеги представляли собой союз тюркоязычных, отчасти сарматских и финно-угорских кочевых племён. Они появились в Диком поле в VIII веке, выдавленные из Азии более сильными соперниками. Никоновская летопись так говорит о первом столкновении славян с печенегами: «Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир» Случилось это в 875 году. С тех пор практически все русские князья или воевали с печенегами, или заключают союзы с ними. Так в 944 году степняки идут в поход с Игорем на византийцев. Со Святославом печенеги сражаются против Хазарии в 965 году и Византией в 970. Но во время похода князя на Болгарское царство печенеги осаждают Киев. Они же подстерегли Святослава на днепровских порогах и лишили жизни. После смерти Святослава кочевники воспользовались междоусобицей между его сыновьями, набеги участились. В 992 году на реке Трубеж состоялась битва, закончившаяся разгромом печенегов. В честь этой победы князь Владимир Святославич повелел основать на месте сражения город Переяславль. В 995 году набег печенегов был более успешным, Владимир потерпел поражение и бежал в Новгород, чтобы собрать новые силы. В это время кочевники грабили порубежные земли. С осадой Белгорода связана легенда. Когда в осажденном городе закончились запасы еды, защитники пустились на хитрость: выкопали два колодца и поставили в них бадьи с овсяным киселем и медом. Приглашенным на переговоры «лучшим мужам» печенежским дали попробовать из колодцев, убеждая, что земля сама дарит пищу, даже дали припасов в дорогу. Пораженные печенеги сняли осаду. В 1015-1019 гг. печенеги воюют на стороне киевского князя Святополка Окаянного и польского князя Болеслава Храброго против Ярослава Мудрого за киевский стол. В 1019 году в решающей битве на берегу реки Альта (Киевская область) году войска печенегов, Болеслава и Святополка были разбиты. В 1036 году печенеги подступили к Киеву и осадили его. Ярослав собрал в Новгородских землях войско из новгородцев и варягов и наголову разгромил кочевников. Большая часть их была уничтожена во время бегства. В честь этой победы Ярослав повелел заложить храм Святой Софии в Киеве. Урон, понесенный печенегами, был настолько силен, что после битвы под Киевом они больше никогда не вторгались в русские земли, а вскоре и вовсе исчезли из Дикого поля. Половцы В середине XI века Степь становится Половецкой — Дешт-и-Кипчак. Половцы-кипчаки берут под свой контроль земли от Дуная до Иртыша. До появления монголо-татар в XIII веке они становятся главной военной угрозой с юго-востока. В русских княжествах эти два века – время смут и междоусобиц. Половцы регулярно выступают на стороне то одного, то другого русского князя в их войнах за власть. В 1097 году Любечский съезд князей остановил взаимные распри. А на Долобском съезде в 1103 году князья объединились для противостояния половецкой угрозе. В том же году в сражении при Сутени (река в Запорожской области) единое войско русских князей наголову разбило половцев, погибло 20 ханов. Через восемь лет в битве при Салнице (верховья Северского Донца) русская армия опять наносит поражение половцам. В этом сражении кочевники имели настолько большое численное превосходство, что окружили русских, но не выдержали удара и побежали. Половцы потеряли в битве более 10 000 человек. После этих битв половцы надолго уходят на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе служат грузинскому царю Давиду Строителю. После смерти Владимира Мономаха вновь начинается период междоусобной борьбы и половцы на стороне суздальских и северских князей принимают участие в походах на Киев в 1169 и в 1203 годах. Русь теряет Тмутараканское княжество и Белую Вежу. К этому же периоду относится неудачный поход князей на Дон, описанный в «Слове о полку Игоревом |