Главная страница
Навигация по странице:

  • Северо-восточная русь после установления зависимости от золотой орды

  • Художественная литература Руси. Становление церковной архитектуры

  • Древняя русь в эпоху Ярослава Мудрого

  • билеты. История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России


    Скачать 151.78 Kb.
    НазваниеИстория России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России
    Анкорбилеты
    Дата17.01.2023
    Размер151.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #890544
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Древнерусское ремесло

    Жители Древней Руси занимались различными видами ремесел, и специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов для нужд населения. И к XII веку насчитывалось около 50 видов ремесел. Работа условно делились на женскую и мужскую. К женским занятиям относились легкие, творческие ремесла, приносящие красоту и уют в дом. А к мужским ремеслам - относились боле грубые, тяжелые профессии, требующие большой силы. Но вот ювелирное дело было отдано в мужские руки.

    Шитьем, вышивкой, прядением, ткачеством, плетением, художественной росписью занималась женская часть населения.

    В то время появились первые прялки. Они были из дерева, и использовались для создания нитки из волокна растений и комка шерсти. Ткацкое дело являлось наиважнейшим ремеслом. Рост населения благоприятствовал распространению ткачества и прядения. Для производства ткани использовали деревянные ткацкие станки. А ткань ткали из конопли, льна и шерсти. Из полученной ткани шили рубашки, сарафаны, штаны, полотенца, одеяла, верхнюю одежду.

    С раннего возраста девочек начинали обучать женским ремеслам. Достигнув мастерства, девушки готовили себе приданое: шили салфетки, скатерти, коврики и другие необходимые текстильные вещи в быту. Но прежде всего шитье использовалось для починки одежды. Позже праздничную одежду стали украшать декоративными элементами: вышивкой, камнями, различными фигурами, знаками и символами.

    Плетением также занимались женщины. Из древесного лыка они плели лапти, корзины, коврики-рогожки, веревки, мочалки, украшения, соломенные игрушки и защитные обереги.

    Художественная роспись появилась позднее и представляла собой нанесение рисунка на различные предметы, в основном на посуду. Известно несколько видов росписи: гжель, хохлома и жостовская роспись. Гжель – роспись белой и голубой краской фарфоровых предметов. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Для этого вида росписи характерны красные, зеленые и черные цвета. Жостовская роспись – это художественная роспись металлических поддонов.

    Кузнечными, гончарными и скорняжными ремеслами, деревообработкой, стеклоделием, обработкой кости – занимались только мужчины.

    Кузнечное дело было одним из самых важных направлений деятельности во времена Древней Руси, так как кузнецы производили большое количество полезных предметов. Это и орудия труда для землепашцев, различное оружие и доспехи для воинов. Предметы быта, такие как иголки, ножи, замки, ключи, крючки. В те времена железо получали путем выплавки из болотной руды. Добывали руду весной и осенью. Просушивали, доставляли в мастерские, где руду плавили в печах. Кузнецы обрабатывали металл 2 способами: ковка и литье. Ковка – этот способ состоит в том, чтобы нагреть металл до высокой температуры, потом на наковальне придать металлу необходимую форму. Для затвердевания металла его опускали в воду. При литье металл плавился до жидкого состояния, а затем отливался в необходимые формы. Для упрощения работы кузнецы пользовались инструментами: молот, кувалда, зубила, клещи.

    Ювелиры создавали амулеты, браслеты, подвески, пряжки, серьги, ожерелья. В работе использовали бронзу, золото и серебро. Для создания ювелирных изделий были определены следующие техники: зерни, скань и чернь. Зерни – на основу напаивали много металлических шариков. Скань – рисунок из проволоки напаивали на основу, а промежутки между проволокой заполняли цветной эмалью. Чернь – рисунок из серебряных нитей или пластинок на черном фоне изделия. А золото и серебро использовали для чеканки монет, изготовления печатей, кубков, крестов, икон.

    1. Северо-восточная русь после установления зависимости от золотой орды

    Вторая половина XIII в. оказалась исключительно трудной для Северо-Восточной Руси. Это было время ее наивысшего разорения, упадка хозяйства после опустошительного ордынского нашествия. Несмотря на это здесь продолжалась острейшая и коварная борьба между русскими князьями за великое княжение, которая еще больше углубляла общую неблагоприятную ситуацию. И, наконец, в эти годы обострились противоречия между Золотой Ордой и Великой Монголией, и Северо-Восточная Русь помимо своей воли оказалась втянутой в эту борьбу.

    В 1243 г. великий князь владимирский Ярослав Всеволодович (1238-1246) вызывается в ставку Батыя для получения из рук хана ярлыка (грамоты) на великое княжение. Именно с этого времени начинается официальное признание князьями северо-восточных русских земель вассальной зависимости от Золотой Орды и уплата дани («выхода») населением. Отныне получение ярлыка в Орде на великое княжение владимирское становится одним из главных поводов междукняжеской борьбы.

    После выдачи золотоордынским ханом ярлыка Ярославу Всеволодовичу его верховную власть признали далеко не все русские князья. Среди них, в частности, были авторитетнейшие галицкий князь Даниил Романович и черниговский Михаил Всеволодович. Золотоордынский хан, поддерживая Ярослава как своего вассала, вызывает непокорных князей Даниила и Михаила в Орду, где происходит убийство черниговского князя (1246) и признание вассальной зависимости от Орды Даниила.

    После смерти Ярослава Всеволодовича великим князем владимирским в Золотой Орде был провозглашен младший брат Ярослава Святослав Всеволодович (1246-1252). Однако Каракорум по-прежнему не хочет упускать из рук политическое господство на Руси и, считая себя верховным сюзереном, вызывает в ставку великого хана старших сыновей погибшего Ярослава Всеволодовича - Александра и Андрея Ярославичей. При этом великий хан Гуюк назначил старшего из братьев Александра Ярославича Невского великим князем киевским, а младшего Андрея Ярославича - великим князем владимирским. По-видимому, в Каракоруме очень плохо представляли реальную политическую ситуацию на Руси, назначив наиболее почетным титулом великого князя владимирского не старшего, а младшего из братьев. Вероятно, это связано с тем, что великоханская монгольская ставка по традиции считала, что Киев продолжает быть «матерью всех городов русских» (то есть столицей) и потому звание киевского князя является, как и раньше, более почетным.

    Это приводит к серьезному конфликту между Ярославичами: Александр Невский считает себя обиженным и готовится к борьбе за владимирский престол. Обстановка в Монгольской империи тоже меняется: в 1248 г. умирает Гуюк, начинается внутриполитическая борьба за власть. В ходе этой борьбы укрепляется политическое положение Золотой Орды. Учитывая это обстоятельство, Александр Ярославич решает опереться на поддержку Батыя. В 1251 г. он приехал в Орду, подружился с ханом, а затем, как сообщают некоторые источники, и побратался с его сыном Сартаком (то есть стал приемным сыном хана). В результате после смерти Святослава Всеволодовича в 1252 г. Батый передает великокняжеский ярлык Александру Невскому (1252-1263) и одновременно с помощью вооруженной силы («нашествия Невря») изгоняет Андрея Ярославича с великокняжеского стола во Владимире. Этим Батый одновременно выражает фактическое неподчинение Каракоруму, с одной стороны, и, играя на честолюбивых претензиях Александра Невского, делает из него «подручного князя», то есть руками Александра Невского укрепляет зависимость Руси от Орды, с другой стороны.

    При Александре Ярославиче Невском (1252-1263) произошло окончательное оформление вассального подчинения Северо-Восточной Руси золотоордынским ханам. Он помогает Орде провести общерусскую перепись населения (1257-1259) и организовать повсеместный сбор дани («ордынского выхода»); при этом включает в зависимость от Орды даже не завоеванные предшествующими походами территории, например, Новгородскую землю. С 1257 г. практикуются назначения в княжества на Руси наместников хана - баскаков, которые обладали большими военно-административными полномочиями по сбору дани и контролю за выполнением других повинностей населением. В их распоряжении имелись военные отряды, которые формировались частично из местных жителей. Во Владимире рядом с великим князем находился «великий баскак».

    При князе Александре произошло установление контроля Орды и над действиями православной церкви. В 1261 в Сарае была образована русская епископия. Сама церковь получила от хана большие привилегии, она была освобождена ханом от уплаты дани («выхода») и исполнения повинностей. Отныне все сношения с константинопольской патриархией можно было проводить только через Сарай.

    Население Северо-Восточной Руси активно выступало против установления зависимости от Золотой Орды. Об этом свидетельствуют народные восстания в ходе переписи и в последующие годы. Наиболее крупные восстания произошли в Новгороде и Новгородской земле (1257, 1259, 1291), Ярославле, Ростове и Суздале (1262, 1289), Владимире и Устюге Великом (1262), Тверской земле (1293) и др. При этом русские князья нередко помогают Орде подавлять эти восстания. Одним из результатов народного сопротивления явился отказ ханов с конца XIII в. от разорительной откупной системы сбора дани и в начале XIV в. от ненавистного народу баскачества. Сбор дани был полностью передан самим русским князьям под ответственность великого князя.

    После смерти Александра Ярославича Невского (1263) ярлык на великое княжение владимирское был передан следующему по старшинству брату Александра - тверскому князю Ярославу Ярославичу (1264-1271), затем - костромскому князю Василию Ярославичу (1271-1276). После этого великое княжение переходит в руки потомков Александра Невского.

    В 80-е гг. XIII в. впервые начинает нарушаться принцип «лествичной» передачи великокняжеской власти. В 1281 г. титул великого князя отбирается у его «законного» носителя старшего сына Александра Невского Дмитрия Александровича Переяславского и «вне очереди» передается его младшему брату Андрею Александровичу Городецкому, затем (в 1283 г.) возвращается снова к Дмитрию.

    В борьбе русских северо-восточных князей за обладание великокняжеским престолом активное участие принимали золотоордынские правители. Враждующие князья часто обращались за помощью к своим «покровителям» в Золотой Орде и приводили на Русь отряды татар (как называли в летописях и других документах того времени представителей Золотой Орды). Такие вторжения происходили в 1281, 1282, 1283 и в другие годы. Особенно разорительным было нашествие в 1293 г. «рати Дюденя», которая жестоко опустошила многие области северо-востока Руси.

    1. Образование Древнерусского государства. Норманская и антинорманкая теории

    В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

    норманнская теория;

    Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

    Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

    Антинорманнская теория.

    Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

    Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

    В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи

    Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

    В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

    1. Художественная литература Руси. Становление церковной архитектуры

    Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.

    В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.

    К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.

    Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.

    Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций,— церковь Покрова на Hepли. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира, рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь.

    Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.

    1. Древняя русь в эпоху Ярослава Мудрого

    Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаменованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.

    После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в руках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были натянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с переменным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.

    Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отдаленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный соперник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами, разными способами укрепить единство государства. Большое значение имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения христианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по архитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Константинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.

    Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золотыми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.

    Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахматова, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений. Обычное право, древнейшие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть выступала как высший судебный арбитр, гарант законности и правопорядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.

    Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просвещения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.

    Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных.

    При Ярославе Киевская Русь установила со многими европейскими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей, а внучка — за германского императора.

    Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. свидетельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достигло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдающийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта