билеты. История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России
Скачать 151.78 Kb.
|
20) Новгородская земля Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица - Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие. Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада. Географические соседи Новгородской республики: Владимиро-суздальское княжество Смоленское княжество Полоцкое княжество Ливония Швеция Экономические особенности Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия. Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее. Политическое устройство Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника. Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались: Князь - приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача - защита новгородской земли от внешней угрозы. Посадник - глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города. Тысяцкий - глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением. Архиепископ - глава новгородской церкви. Задачи - хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом. Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству. Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления. Культура В центре города располагался Софийский собор. Мостовые в городе были мощеными бревнами и постоянно обновлялись. Сам город был окружен рвом и деревянными стенами. В городе практиковалось деревянное и каменное строительство. Каменными возводились, как правило, церкви и храмы, одна из функций которых была - хранение денег. В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Развивалось в княжестве и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития - реализм. Основные события 21) Народные восстания 11 в. Наиболее раннее летописное известие о восстании смердов относится к 1024 г. Летопись очень скупо говорит под этим годом о движении в Суздальской земле, где поводом к открытому возмущению людей послужил голод. Основной движущей силой и этого и последующих движений были крестьяне-смерды и городские низы, выступавшие прежде всего против «старой чади» - т. е. верхушки феодализирующегося общества. Во главе восставших стояли волхвы - языческие жрецы. Княжеской дружине с большим трудом удалось расправиться с повстанцами и их предводителями. Восстание 1071 г. в Ростовской земле и на Белоозере также имело определенно выраженную религиозную окраску. На дальних северо- восточных окраинах авторитет православных миссионеров оспаривали языческие волхвы. В 1 071 г. князь Святослав послал в Ростовскую землю воеводу Яна Вы-шатича для сбора дани. Ростовскую землю поразил сильный голод, и воеводе трудно было выполнить поручение князя. Неподалеку от Белоозера Ян наткнулся на толпу голодных людей, которая направлялась из Ярославля на север и по пути грабила «лучших жен». Во главе толпы шли волхвы. Они убили священника, сопровождавшего Яна. а затем, будучи приведены к воеводе, затеяли с ним спор о вере. По приказу воеводы кудесники были повешены на дереве. В Новгороде при князе Глебе народ едва не убил местного епископа по наущению волхва. Положение спасли князь и его дружина, собравшиеся на епископском дворе. Прения о вере закончились в Новгороде совершенно так же, как и в Ростовской земле. Волхв был убит князем. Даже после крещения русское население еще очень долгое время оставалось в массе языческим или же придерживалось двоеверия. Устанавливая причины и непосредственный повод к Киевскому восстанию 1068 г., следует обратить внимание на значение, которое имело поражение от половцев, понесенное воеводой Коснячко и Ярославичами при р. Альте. Однако причины напряженности в Киеве не ограничивались этим. Народное недовольство проявилось еще до этого, о чем свидетельствует наличие в темницах киевлян, заключенных туда ранее. Не случайна боязнь князя Изяслава выдать «людям» оружие и коней для продолжения борьбы с половцами. В ходе начавшегося восстания, когда Изяслав и его брат Всеволод бежали, князем киевским был провозглашен находившийся в киевской темнице полоцкий князь Всеслав. Самое мощное восстание произошло в 1113 г. в Киеве. 1 6 апреля 1113 г. умер киевский князь Святополк. По словам летописца, тысяцкий и дружина рассчитывали передать власть сыну Святополка. Но киевское вече не разделяло намерений своих бояр, склоняясь к кандидатуре Владимира Мономаха. Начался спор, кого из князей следует пригласить в Киев. Прения на вече послужили толчком к мятежу в городе. Святослава в Киеве не любили. Автор киевского летописного свода 1 095 г. не побоялся обличить жадность князя и его окружения. Именно при Святославе пышным цветом расцвело ростовщичество. Сам князь не брезговал им. Мятеж в Киеве имел главной своей причиной борьбу за власть, стремление «посадить на стол» Мономаха - это мнение И.Я. Фроянова. Социальные движения на Руси имели серьезные последствия. По мнению М. Н. Тихомирова, создание Правды Яросла-вичей находилось в тесной связи с восстаниями конца 60 -начала 70 г. XI в. Оказавшись в Киеве, Мономах поспешил ввести ряд законов, облегчавших положение должников. Снижение ростовщических процентов и ограничение всевластия заимодавцев в отношении должников и закупов должно было предотвратить повторение выступлений и успокоить недовольных. В результате восстаний горожан значительно усилилась их роль в политической жизни не только городов, но и княжеств всей Русской земли. В Киеве восстания 1 068 и 111 3 г. едва не привели к установлению вечевого строя, аналогичного тому, который стал с течением времени господствовать в Новгороде. Большую роль начинают играть вечевые сходы, решающие важные дела, приглашающие и изгоняющие князей, оказывающие им поддержку или, наоборот, враждебные им. 22) Галицко-волынские земли Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в результате слияния двух княжеств – Галицкого и Волынского. На Волыни и в Галицкой земле издавна развивалось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыболовство. С учреждением феодальных отношений здесь быстро росло крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр способствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически боярство края, особенно галицкое, превращалось во влиятельную политическую силу. Ремесло в XII–XIII вв. достигло значительного развития. В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую везли и в другие земли Руси. Наибольшего развития в крае достигли ремесла: железоделательное, ювелирное, кожевенное, гончарное и строительное. Ремесло здесь приобрело довольно узкую специализацию, особенно в городах Владимире, Галиче и др. В XII в. в крае насчитывалось уже около 80 городов; наряду с новыми и старые города (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье и др.) значительно выросли за счет притока торгово-ремесленного населения из Поднепровья. На путях в Византию, Корсунь и Киев было развито судоходство. Экономическое развитие Галицкой земли с центром в городе Перемышле и усиление здесь феодалов способствовали тому, что в крае уже в первой половине XI в. начала проявляться тенденция к политическому обособлению. Впервые при Ярославе Мудром было выделено Перемышльское княжество. Попытки обособления Волыни от Киева наметились. С середины XI в. Усиление Галицких князей, братьев Володаря и Василька Ростиславичей (1084–1124), стало причиной союза киевского и волынского князей и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали наступление. Галицкая земля окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. оставалась зависимой от Киева. Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Владимировича (1159– 1187). Этот князь настойчиво добивался укрепления своей власти. Он умело привлекал на свою сторону союзников из русских князей, проводил внешнюю политику в интересах не только своего княжества, но и всей земли. Выдающиеся способности Ярослава признавали и современники, называя его, грамотного, начитанного, владеющего восемью языками, свободно мыслящего человека, Осмомыслом. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомысле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорскии своими железными полки». Скоро Галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславичем (1199–1205). Опираясь на возросший слой служилых феодалов и при поддержке городов, Роман упорно боролся за укрепление своей власти и ограничение прав крупных светских и духовных феодалов. Часть бояр была истреблена, другие вынуждены были бежать. Земли своих противников князь раздавал служилым феодалам. Роман добился передачи Киевского княжества своему ставленнику. Половцы были отброшены, и безопасность южных земель княжества на время обеспечена. Роман Мстиславич погиб в одном из сражений, и власть в Галиче при малолетних его сыновьях Данииле и Васильке захватили бояре. Десятилетиями продолжались в Галицко-Волынской земле боярские мятежи и феодальные усобицы, сопровождаемые вторжениями чужеземных феодалов. Только в 1227 г. Даниил Романович, опираясь на богатых горожан и служилых феодалов, восстановил единство и независимость Волыни. В 1238 г. он стал также галицким князем, объединив, таким образом, под своей властью Галицко-Волынское княжество. Вслед за тем Даниил Романович овладел Киевом. Окрепли силы, тяготевшие к централизации власти, к политическому объединению, к преодолению феодальной раздробленности. Даниил был крупным государственным деятелем, талантливым дипломатом и полководцем. Много внимания и сил он уделял строительству городов. Обладая большим политическим опытом, Даниил умело и гибко вел борьбу со своими противниками, часто используя их разногласия. Однако скоро обстоятельства резко ухудшились: с востока началось нашествие на Русь монголо-татарских завоевателей. В 1240 г. пал Киев. В 1263 г. Литва захватила Полоцкое княжество, ранее входившее в состав Киевской Руси. В княжение Гедимина (1316–1341) в состав расширяющегося Литовского государства вошли новые русские земли. При Ольгерде (1345–1377) Литва включила в свой состав практически все южнорусские и юго-западные земли, в том числе Галич и Волынь. 23) Русь в 10 в. Внутренняя политика Внутренняя политика древнерусского государства до XI в. известна недостаточно. В течение IX — Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население кото-рых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия. При Владимире Святославиче (980 — 1015 гг.) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь. Киевские князья и их дружинники собирали дань с населения. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший подробное описание Руси, так рассказывает про организацию сбора дани. Ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье», т. е. в объезд по славянским землям вервианов (очевидно, древлян), дреговичей, кривичей, северян и др. Кормясь там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившегося убийством жадного князя, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян. В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга (945 — 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и «погосты» — административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство). Междоусобица Святославичей 977-980 Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына – в 977 году Ярополк пошёл войной на брата. Узнав о гибели Олега во время столкновения с войсками Ярополка при городе Овруче, Владимир бежал “за море” и вернулся на следующий год с наёмным войском варягов. В начале противостояния Владимир попытался склонить на свою сторону правителя Полоцка Рогволда, но получив от его дочери Рогнеды унизительный отказ на предложение о заключении брака будущий великий князь взял штурмом город и насильно сделал полоцкую княжну своей женой. Затем, найдя среди советников Ярополка предателя в лице воеводы Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости Родень на переговоры и приказал убить, после чего занял Киев и начал править единовластно. Вдову Ярополка, греческую монахиню, Владимир сделал своей наложницей и вскоре она родила Святополка. Владимир признавал его своим сыном, однако сам летописец именует Святополка “от двух отцов”, что позволяет предположить отцовство данного княжича за убитым Владимиром братом. “Языческая” реформа Придя к власти в Киеве в результате междоусобной войны 977-980 годов, Владимир приказал установить на одном из холмов внутри города пантеон славянских богов – в центре находился покровитель воинов громовержец Перун, а также Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Воеводе Добрыне новый великий князь приказал направиться в Новгород и там также установить “кумира” на берегу реки Волхв. Историками данные действия трактуются как попытка Владимира объединить разрозненные племена при помощи создания единого пантеона, аналогичного древнeгреческому. Провал объясняется выделением в качестве центральной фигуры для поклонения Перуна, в то время как разные племена предпочитали и других богов. Общая схема пантеона установленного Владимиром I в начале правления Крещение Руси В 986 году летописи упоминают прибытие в Киев представителей разных религий – булгары-мусульмане, хазарские иудеи, католики из Рима и представители греческой церкви из Константинополя презентовали князю свои традиции. Отправив посольства для ознакомления с обрядами более подробно и выслушав отчёт, князь склонялся к христианству греческого обряда, но не принял окончательного решения. В 988 году Владимир взял византийскую колонию Херсонес и потребовал у правителей Константинополя себе в жёны царевну Анну. Условием брака было крещение князя и распространение христианства на Руси, на что Владимир дал согласие. Смена религии оказала более чем значительное влияние на судьбу всех восточнославянских племен и государства в целом. Греческие традиции начинают активно проникать в культуру Древней Руси – по примеру Византии Владимир организует чеканку монет, строит школы и отбирает детей для обучения монахов, возводит церкви и прочие культовые сооружения. У определённого числа населения эти новшества одобрения не получили – с момента распространения христианства начинается отток жителей сопредельных с Киевом земель в северном и северо-восточном направлениях. Попытка изменить правила престолонаследия По мере взросления своих многочисленных сыновей Владимир назначал их вместо посадников-варягов управлять наиболее важными городами государства, укрепляя таким образом собственную власть, но предопределяя последующую вскоре междоусобицу. В конце жизни Владимир задумал изменить правило престолонаследования по страшинству и поручил руководство великокняжеской дружиной своему любимому сыну – Борису. Сразу после смерти Владимира между его сыновьями вспыхнула кровавая междоусобица, в которой многие из них были убиты, а к власти в итоге пришёл Ярослав Мудрый |