История. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – XV в.в.. Русская культура
Скачать 66.48 Kb.
|
Содержание Введение 1.Влияние исторических событий на развитие культуры XIII - XV в.в. 2. Материальная культура 3. Устное народное творчество 4. Грамотность и письменность 5. Литература 6. Архитектура 7. Живопись Заключение Литература Введение Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен, как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. Весь культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как единая культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты. Цель данного реферата: изучить русскую культуру 13 – 15 веков. Влияние исторических событий на развитие культуры 13-15 веков. В середине XIII в. на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Еще в 1223 г. они нанесли жестокое поражение дружинам южнорусских князей на реке Калке, а в конце 1237 г. несметные орды хана Батыя начали свое опустошительное движение по русским землям. События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Нередко на Русь либо для поддержки одного князя против другого, либо для подавления сопротивления игу отправлялись новые монголо-татарские полчища, и опять пылала в пожарах Русская земля, гибли люди, уничтожались здания, фрески, книги. Двести пятьдесят лет тяготело над Русью тяжкое монголо-татарское иго, и еще долго после его свержения Россия вела тяжелую борьбу с набегами казанских, астраханских, крымских ха нов, поддерживаемых султанской Турцией. Нашествия сильны своей многочисленностью и военной организацией завоевателей с Востока, изнурительная борьба с ними на протяжении почти половины тысячелетия - всего русского средневековья - оставили тяжелый след в истории России. Тяжелое положение разоренной, оказавшейся под жестоким игом Руси второй половины XIII столетия хорошо передают слова современников, воспринявших внезапное вторжение страшного и многочисленного врага как космическую катастрофу. Монголо-татарское иго нанесло огромный урон производительным силам страны. Особенно тяжелый ущерб был причинен русским городам, очагам средневековой культуры. Истребление и увод массы городских ремесленников подорвали самую основу развития городской экономики - ремесло, которое в средние века покоилось на ручной технике, и было сопряжено с многолетней выработкой соответствующих навыков профессионального мастерства. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи". Исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда утратилось искусство тончайшей перегородчатой эмали. Пропала полихромная строительная керамика, полтораста лет не было филиграни и тиснения металла. Губительные последствия иноземного вторжения сказались не только в отношении техники ремесленного производства, но и его экономики. Историки установили, что зарождавшаяся в XII-XIII вв. связь города с деревней, широкая торговля некоторых крупных городов с далекой периферией, а, следовательно, и организация массового производства в городах - все это было уничтожено татарами почти повсеместно. Если прибавить к этому вызванный монголо-татарским господством отрыв большинства русских городов от мировых торговых путей (как раз в ту эпоху, когда в страны Западной Европы хлынул поток золота и драгоценностей из вновь открытых заморских земель), систематическое ограбление возрождавшихся русских городов для уплаты тяжелой дани в Орду, быстрый рост феодального землевладения и усиление феодального строя в целом в XIV-XV вв., то станет ясной причина заметного ослабления русских городов в XIII-XV вв. по сравнению с городами некоторых стран Западной Европы. А ослабление городов таило в себе крайне отрицательный фактор для дальнейшего развития Руси: в этих условиях сильно задержалось формирование буржуазных элементов. Россия надолго осталась феодальной страной, в то время как в некоторых странах Западной Европы уже появлялись ростки буржуазных отношений. Господство феодально-крепостнического строя обусловило все более развивавшееся отставание России, хотя домонгольская Русь развивалась на уровне передовых стран тогдашней Европы. Подрыв материальной основы развития русской культуры и затруднение ее связей с западноевропейской культурой привели к ослаблению культурного развития конца XIII-XIV в. Это сказалось прежде всего в русской литературе того времени. Погибло огромное количество памятников письменности. Летопись указывает лишь на некоторые случаи гибели книжных богатств, но по ним можно представить, как тяжело пострадала русская письменность. В Древней Руси очень любили и ценили книги, и недаром летописец XII в. назвал книги "реками, напояющими вселенную". Не случайно многие из сохранившихся памятников древнерусской литературы дошли до нас через Новгород, не подвергшийся разгрому. Находка в конце XVIII в. единственного списка "Слова о полку Игореве" наглядно свидетельствует о том, какие шедевры древнерусской литературы могли безвозвратно исчезнуть во время вторжений монголо-татар и насколько вследствие этого, вероятно, обеднены наши представления о древнерусской культуре домонгольского времени. Ущерб, нанесенный литературе вторжением, не ограничивался только уничтожением памятников письменности. Изменился и самый характер литературных произведений. На время пришло в упадок летописание, которое, по словам Д. С. Лихачева, сказалось "прежде всего в полном прекращении летописной работы в целом ряде городов, либо целиком стертых с лица земли. Тяжело пострадало от нашествия русское зодчество, достигшее столь изумительного совершенства и великолепия в домонгольское время. На полвека вообще прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Возобновленное в конце XIII в., каменное зодчество теперь утратило многие технико-строительные приемы. Московские мастера XIV-XV вв. вернулись к кладке стен из одного тесаного камня, хотя в первой половине XIII в. владимиро-суздальские зодчие уже умели сочетать камень и кирпич, плотный известняк и известняковый туф. Исчезло замечательное искусство белокаменной резьбы, делавшее столь нарядными постройки предшествующего периода. Упадок пережили и живопись, и прикладное искусство. Но, нанеся огромный ущерб русской культуре, монголо-татарские завоеватели не могли ее уничтожить. Русский народ, преодолев невероятные трудности, постепенно восстановил разрушенные города, создал условия для свержения чужеземного ига и вместе с тем для восстановления и подъема культуры. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития. Первый этап (от монголо-татарского вторжения - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы; Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы. В этот период начинает ломаться замкнутость русской культуры, устанавливаются связи с болгарской и сербской культурами. Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности. Именно в этот период она обогатилась такими крупнейшими достижениями, как живопись Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на все ее многообразие. Перед нами - один из важных этапов развития великой культуры русского народа, внесшего богатый вклад в мировую сокровищницу культуры. Материальная культура Трудом народных масс создавалась и развивалась материальная культура, являвшаяся основой развития культуры в целом. До нашего времени сохранились сравнительно немногие произведения материальной культуры XIV-XV вв., но и они дают возможность судить о том, как постепенно преодолевались тяжелые последствия иноземного вторжения и возобновлялось развитие материальной культуры. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности в связи с возросшими военными потребностями, стала получать большее распространение обработка железа, центрами которой были Новгород, Москва и другие города. Замечательным образцом высокого технического и художественного мастерства русских оружейников является стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV в. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур. Произведения русских оружейников уходили в конце XV в. и за границу - панцири и другие доспехи вывозились в Крымское ханство. Во второй половине XIV в. стали изготовляться кованые и клепаные пушки. Получило развитие и литейное дело, в особенности отливка колоколов и пушек из меди. На Руси были выдающиеся мастера этого дела, среди них знаменит тверской мастер Микула Кречетников. Для литья предварительно изготавливалась восковая модель изделия, в которую затем вливался сплав меди и олова. Литье было трудным делом, требовало большого искусства мастеров. Русские мастера изготавливали свинцовые и медные листы для кровель и дверей княжеских и церковных построек. Медь, как и в домонгольское время, нередко покрывалась позолотой. Массовым производством было литье мелких бытовых и культовых предметов - крестов, иконок, застежек для книг и т. п. Наряду с этими предметами, изготовлявшимися обычно по старым образцам, мастера делали и большие изделия на заказ, например массивные кружевные паникадила, состоявшие из нескольких десятков деталей. Русское ювелирное искусство, как отмечает Б. А. Рыбаков, во второй половине XIII и начале XIV в. переживало упадок, но со второй четверти XIV в. стало прогрессировать. Крупными центрами его были Новгород, затем Москва, Тверь, Суздаль. В ювелирном искусстве сказалось известное влияние Востока, а также готического искусства (в Новгороде и Пскове) и византийского. В XV в. появился обычай подписывать изделия мастеров. На заказ выполнялись и различные предметы ювелирного дела, представляющие собой большую художественную ценность. Среди них - сосуды, кадила, панагии, складни, ковчеги для хранения мощей, оклады евангелий. Здесь применялись и литье и ковка отдельных деталей и фигур. Рельефная чеканка производилась также путем тиснения металла на пластинах-басмах. Медная доска отливалась вместе с рельефом какого-либо изображения, затем на него накладывался тонкий лист обычно золоченого серебра, который свинцовой плитой вдавливался в рельеф, создавая рисунок. Применялась также гравировка по металлу. Наиболее распространенным приемом была филигрань, мастера которой со второй половины XIV в. восприняли восточную технику, а впоследствии создали оригинальные технические приемы. Мастера работали не только по металлу, но и по дереву. Замечательны работы мастера Троице-Сергиева монастыря Амвросия (XV в.), вырезавшего маленькие иконки и кресты из ореха и палисандра со множеством мельчайших по масштабу фигур, объединенных композиционно. Широкое распространение в XIV-XV вв. имело также гончарное дело, ткачество и другие ремесла. Новые достижения имела строительная техника. В XV в. псковские мастера ввели в употребление железные связи вместо деревянных, научились строить небольшие бесстолпные церкви, верх которых держался на перекрывающихся арках. Получили распространение различные стенобитные орудия, необходимые для взятия крепостей. Высокого уровня достигла материальная культура наиболее развитого средневекового русского города - Великого Новгорода. Археологическими работами установлено, что улицы города были покрыты деревянными мостовыми уже в Х в. Эти мостовые на протяжении 600 лет были сменены 28 раз, восстанавливаясь после разрушений и пожаров. Обнаружено огромное количество разнообразных предметов из дерева, кости, металла. Среди них - остатки новгородского деревянного водопровода, лодьей и кораблей, различные деревянные блоки и другие приспособления, беговые лыжи, масса игрушек, шахматы. Очень много костяных гребней одинаковой трапециевидной формы. Собрано много железных предметов, среди которых - ножи, ножницы, клещи, напильники, подковы, пилы, сверла, долота, скребницы и др. Установлено, что в средневековом Новгороде умели закалять сталь. Свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви найдено в Новгороде, в то время как часть лаптя встретилась только один раз. Нашли свыше ста кожаных мячей, игра в которые была, видимо, популярна в средневековом Новгороде. Бытовые условия жизни русских людей XIV-XV вв. дифференцировались в зависимости от их социального положения. Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуземляночного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой переходами. Внутреннее убранство помещений было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения освещались лучинами, но в богатых домах горели светильники, наполненные маслом. Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась в тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь. В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной муки варили кисели. Употреблялись овощи - капуста, репа, морковь, огурцы, свекла, редька, лук, чеснок; мясо - говядина, баранина, свинина. Много было рыбных продуктов, так как рыба в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известны с древнейших времен молоко, масло, сыр. Изготовляли разные напитки: квас, пиво, варили мед. Устное народное творчество. Нельзя представить культуру любого государства во все времена без народного творчества, передаваемого из поколения в поколение. Устное народное творчество XIV-XV вв. восстанавливается лишь частично на основании позднейших записей фольклора и следов его, сохранившихся в некоторых памятниках письменности того времени. XIII-XV вв. явились важным этапом в развитии устного народного творчества. Именно в этот период сложился и оформился жанр исторической песни, отразившей народное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. В исторической песне, как и в былине, не следует искать точного отражения событий в их конкретных проявлениях, сюжеты их являются результатом художественного вымысла, но зато в них передается отношение народа к определенным явлениям в истории. Исторические песни проникнуты глубочайшей верой в справедливость поступков и действий их героев, в то, что правда на стороне народа. Одна из главных тем устного народного творчества - борьба против монголо-татарского нашествия и ига. Вокруг событий этой борьбы сложились целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, вошедшие в переработанном виде в литературные произведения XIV-XV вв. Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ("Князь Роман и Марья Юрьевна", "Авдотья-Рязаночка", "Девушка спасается от татар", "Мать встречает дочь в татарском плену", песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений сильных и жестоких врагов, благородство, мужество простых людей, отстаивающих свою честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный чужеземный плен. Произведения устного народного творчества XIV-XV вв. очень близки по своим формам и даже действующим героям к былинному эпосу Киевской Руси. В этом сказалось стремление подчеркнуть великую силу Руси в недавнем прошлом. Народный эпос, вспоминая былинных богатырей, возбуждал чувство патриотизма и желание восстановить былую славу в борьбе с завоевателями. Именно в этот период происходило создание на основе древних былин жившего потом столетиями цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром Красное Солнышко. Эпизоды борьбы против половцев и монголо-татар, герои Ростово-Суздальской земли и древнего Киева - все это органически сливается в единый цикл, центральная тема которого - борьба Руси против иноземных захватчиков, героические подвиги русских богатырей в этой борьбе. Ростовский герой Алеша Попович превратился в общерусского богатыря, служащего в Киеве князю Владимиру и побеждающего злого врага Тугарина. Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки. Народно-поэтическая основа видна и в рассказе "Сказание о Мамаевом побоище" о поединке богатырей в начале битвы - русского монаха Пересвета с ордынцем. Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них - знаменитые былины о Василии Буслаеве и Садко. В новгородских былинах ярко отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев. Тема Русской земли, ее красоты и силы, ее героической борьбы против иноземных завоевателей была главной темой устного народного творчества XIV-XV вв. |