Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

  • Направление 51.03.05 Профиль: Театрализованные Представления и праздники Санкт-Петербург 2018г. Введение

  • ПРАЗДНОВАНИЯ. 1)Земледелие и скотоводство

  • 2) Церковное празднование.

  • 3) Народное празднование.

  • 1)Песенная обрядность.

  • 2)Кумление и инициация.

  • 3) Русалии.

  • 4) Поминальная обрядность

  • 5)Обряд похорон.

  • Заключение

  • зеленые святки. Русский народный традиционный календарь весеннелетний цикл Зеленые святки


    Скачать 24.53 Kb.
    НазваниеРусский народный традиционный календарь весеннелетний цикл Зеленые святки
    Дата01.02.2018
    Размер24.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазеленые святки.docx
    ТипДокументы
    #35675

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТСТИТУТ

    КУЛЬТУРЫ

    Эссе

    на тему: «Русский народный традиционный календарь»

    весенне-летний цикл – «Зеленые святки»

    Выполнила: Ж.В. Черных

    Студентка 1курса

    Группы ФИС/БЗ-221-1/1

    Кафедра режиссуры

    Театрализованных

    Представлений

    И праздников

    Направление 51.03.05

    Профиль: Театрализованные

    Представления и праздники

    Санкт-Петербург 2018г.

    Введение:

    Вся жизнь человека подразделена на будни и дни отдыха от трудов насущных. Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей. Исторически сложилось так, что календарь объединяет в себе церковные и народные праздники. В уже забытые языческие времена люди чтили природу, справедливо считая ее своей матерью и кормилицей. Они поклонялись солнцу и просили его согреть их теплом. Они возвышали воду и уговаривали ее подарить им много рыбы для пропитания. Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Они чтили матушку-землю и просили ее о щедрости и изобилии. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность. Обращались к божествам с торжественностью, почитанием и страхом. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным. Эти традиции были сакральными ценностями общины, передавались из поколения в поколение. Интересно, что в старину не выделялись народные детские праздники, поскольку их главной идеей было мифологическое олицетворение природных сил, они носили магический характер и были призваны обеспечить благополучие общины.

    «Зеленые святки»

    Троица, Сошествие Святого Духа, Пятидесятница – так называют этот праздник в христианской церкви. В народном календаре его именуют Зелеными Святками, Семиком и Троицыным днем. Отмечают Троицу в воскресенье, на 50-й день после Пасхи (на 10-й день после Вознесения).

    ПРАЗДНОВАНИЯ.

    1)Земледелие и скотоводство:

    Празднование Зеленых святок в самом их начале, как правило, было насыщено обрядами, связанными с земледелием и скотоводством. Например, одним из земледельческих обрядов, совершавшихся в это время, был обряд, который назывался «хождение в жито». Исполнялся он по-разному, но значение его было везде одним – повысить урожайность того, что посажено. Считалось, что девушки-невесты, как будущие матери, могли передать свою силу земле. При этом обращение было как к самим растениям – «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется, рожь к овину, а трава к лесу, где хоровод ходит, там жито родит, а где не бывает, там жито вылегает» - так и к Земле-матушке, кормилице русского крестьянства – «Гори, залом, золой упади, а ты, Земля-матушка, урожай породи, «Земля родила, Земля наградила, Земля обогатила, Матерь Божья, сохрани. Аминь».

    Из обрядов же связанных со скотом часто описывается такой: - пастух приносил хозяйке два венка, один из которых вешал на рога корове, а другой надевал на голову хозяйке, и совершал определенные магические действия. Венки затем хранили в хлеву и использовали для лечения животных.

    Также в ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от болезней и того, что может их принести.

    Очевидно, что эти и все подобные обряды Зелёных святок были направлены на сохранение жизни и увеличение плодородия. То есть их смысл сводился к тому, чтобы в мире людей было обеспечено «гобино» - достаток и сытая жизнь.

    2) Церковное празднование.

    Служба в православных храмах в этот день – одна из самых торжественных в году. Этот праздник также считается днем поминовения усопших, поэтому на вечерне читают особые молитвы, в том числе и об упокоении душ всех умерших, во время чтения которых все, включая священнослужителей, стоят на коленях. Пол храма на Троицу устилают травой, иконы украшают ветками березы, а священники надевают зеленое облачение.

    3) Народное празднование.

    Зеленые святки были особенно любимы девушками, ведь именно им посвящена большая часть обрядов и традиций этого праздника. Зеленые Святки – это комплекс праздников, в который входили Троицкая суббота, Семик и Троица, однако с введением, в начале XV в. Православной церковью церковного праздника Троицы все обряды, ранее совершавшиеся в течение недели, постепенно сместились на 50-й день после Пасхи. Зеленые Святки – это граница между весной и летом, поэтому основные ритуалы были связаны с культом природы, а также с инициацией девушек и поминовением усопших (в некоторых местностях – только утопленников).

    ОБРЯДЫ.

    Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

    1)Песенная обрядность.

    В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию

    Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

    Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

    2)Кумление и инициация.

    В Троицын день девушки «кумились». Для этого шли в лес, выбирали пару молодых березок, растущих рядом, и связывали их макушки. На них вешали крестик, целовались через получившийся венок и менялись платками или кольцами. Затем пели песни, водили хороводы, совершали обрядовую трапезу, обязательной составляющей которой была яичница.

    Вообще березе отводилось значительное место в обрядности этих дней. На Зеленые Святки в лесу срубали березу, украшали лентами и носили вокруг полей и по деревне, устанавливали в местах, где проводили гуляния. Березовыми ветвями обязательно украшали не только иконы в церквях, но и дома.

    Такое внимание именно к этому дереву объясняется тем, что оно считается вместилищем плодородной энергии, и таким образом люди старались к ней приобщиться, а также приобщить к ней поля и скот. Существует мнение, что такое представление о березе коренится в древнейших тотемических представлениях. Общие трапезы, пение песен, гулянье почти до самого утра были обрядами скрепления девичьего союза, в который включались все новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Символом девичьего объединения был и обряд кумления, который проводили в Троицу или в Духов день. Девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку из ветвей самого дерева, на котором висел крестик или крашеное яйцо, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Отношения кумовства завершались обычно через неделю, в Петровское заговенье.

    3) Русалии.

    Одно из старейших названий Зеленых Святок – Русалии. Считалось, что в этот период русалки могут выходить из воды, и вступать в контакт с людьми. Поэтому в течение нескольких дней действовал запрет на посещение леса в одиночестве, занятие шитьем и купание в реке, чтобы русалки не смогли утащить человека к себе. Также следовало всячески задабривать русалок, чтобы они не только не вредили, но и помогали. О том, кто такие русалки есть немало предположений и преданий. Часть из них говорит о том, что русалки – это души умерших незамужних девушек и детей. Русалку называли купалка, водяница, лоскотуха, мавка, навка.

    4) Поминальная обрядность

    Часто Зеленые Святки считались временем поминовения только тех, кто умер не своей смертью. Согласно поверьям, их души возрождались в качестве мифологических существ, а иногда возвращались в мир, чтобы вредить живым. Поэтому и поминать их полагалось обильными трапезами, гуляниями и даже кулачными боями, чтобы выказать почтение и заслужить их милость, но в каждой местности, данная обрядность, имела свой хоррактер.

    После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

    5)Обряд похорон.

    Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон.

    Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.

    Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

    Заключение: на сегодняшний день, русский народный традиционный календарь, утратил свою значимость. Наши предки, жили этим, и видели во всем бога, бережно относились к природе, через обряды, празднества. До наших дней, из цикла зеленых святок, дошла «троица» и «Иван купало» праздник лета, но, не смотря не на что, все так же носит магический характер, и сохранились обрядовые дейсва. Традиционный календарь. Был древних славян, смыслом жизни.


    написать администратору сайта