Русский язык и литература Тема проекта Концепция любви в произведениях Куприна Тип проекта информационный
Скачать 31.35 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б. П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла» города Магнитогорска Предметная область: русский язык и литература Тема проекта: «Концепция любви в произведениях Куприна» Тип проекта: информационный Автор проекта: Тихая Ксения, обучающаяся 9«Г» класса Наставник проекта: Ломакина Елена Викторовна, учитель русского языка Магнитогорск 2021 Содержание 1. Введение 2. Основнаячасть 1. Особенности выражения любовного чувства в повести А.И. Куприна «Олеся» 2. Концепция любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 3.Заключение 4.Список литературы 5.Приложение Введение Тему любви называют вечной темой. На протяжении столетий многие писатели и поэты посвящали свои произведения этому великому чувству , и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. 20 век подарил нам А.И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Любовь в русской литературе изображается как одна из главных человеческих ценностей. По мнению Куприна, «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в творчестве выражается индивидуальность. Но влюбви!» Куприн — идеалист,мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Писатель остро чувствовал потребность в «героических сюжетах», в самоотверженных, самокритичных героях. В своем окружении Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Для Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. О любви, которая озаряет человеческую жизнь,Куприн пишет в рассказах «Олеся» (1898), «Гранатовый браслет» (1911). Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму,доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь. Актуальностьтемы обусловлена стремлением изучить концепцию любви в произведениях А.И. Куприна. Предметом исследования стали две повести «Гранатовый браслет» и «Олеся». Цель данной работы – раскрыть особенности изображения темы любви и показать значение этой темы в творчестве Куприна. Цель работы определила ее основные задачи: – познакомиться с произведениями А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Олеся»; – произвести анализ повестей писателя; – показать разные стороны любви на примере произведений А.И. Куприна; – определить символическую роль главных деталей в произведениях; – сделать вывод по теме. Актуальность Тема любви - вечная тема . Гипотеза Любовь - это универсальное в своём роде чувство, которое присуще всем людям, но, тем не менее, она может по-разному восприниматься различными людьми. 1. Особенности выражения любовного чувства в повести А.И. Куприна «Олеся» "Олеся" - одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. «Олесю» и более поздний рассказ «Река жизни» (1906) Куприн относил к своим лучшим произведениям. «Олеся» - одно из самых вдохновенных повествований Куприна о любви. Здесь мир чувств и красота природы сочетаются с бытовыми картинами деревенского захолустья, романтика настоящей любви – с жестокими нравами перебродских крестьян. Писатель вводит нас в обстановку сурового деревенского быта с нищетой, невежеством, взятками, дикостью, пьянством. Этому миру зла и невежества художник противопоставляет иной мир – истиной гармонии и красоты, выписанный столь же реально и полнокровно. «Любовь это – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви» - так, явно преувеличивая, писал Куприн своему другу Ф.Батюшкову. В одном писатель оказывался прав: в любви проявляетсявесь человек, его характер, мировосприятие, строй чувств. Подлинным героем становился не только человек – борец, деятель, мыслитель, но и человек больших чувств, способный глубоко переживать, вдохновенно любить. Куприн в «Олесе» продолжает гуманистическую линию русской литературы. Он проверяет современного человека – интеллигента конца века – изнутри, высшей мерой. Повесть построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мироотношений. С одной стороны, - образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич,с другой – Олеся – «дитя природы», человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. Соотношение натур говорит само за себя. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Если во взаимоотношениях с Ярмолой и деревенским людом Иван Тимофеевич выглядит смелым, гуманным и благородным, то в общении с Олесей выступают и негативные стороны его личности. Его чувства оказываются робкими, движения души – скованными, непоследовательными. «Боязливое ожидание», «подленькое опасение»,нерешительность героя оттеняют богатство души, смелость и свободу Олеси. Свободно, без особых ухищрений, рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков её духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. Мало найдется книг в русской и мировой литературе, где бы возникал столь земной и поэтический образ девушки, живущей в ладу с природой и своими чувствами. Олеся – художественное открытие Куприна. С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви, «полный смутных, томительно грустных ощущений», и её самые счастливые секунды «чистого, полного, всепоглощающего восторга», и долгие радостные встречи влюблённых в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы – таинственной и прекрасной – сливается в повести с не менее прекрасным разливом человеческих чувств. Светлая, сказочная атмосфера повестине меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелкими злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь, о которой вспоминают без горечи – «легко и радостно». Характерен завершающий штрих повести: нитка красных бус на углу оконной рамы среди грязного беспорядка спешно покинутой «избушки на курьих ножках». Эта деталь придаёт композиционную и смысловую завершенность произведению. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об её нежной великодушной любви». Повествованиеведется от лица героя. Он незабыл Олесю, любовь озарила жизнь, сделала ее насыщенной, яркой, чувственной. С ее потерей приходит мудрость. 2. Концепция любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествуетнам о подлинной, сильной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хрониккнязей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе. Один из самых печальных рассказов о любви - “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этом произведении можно считать эпиграф: “L. vonBethovn. Son. Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя твое!” Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом. По мнению Афанасьева В. Н., «Куприн неслучайно завершил свою повесть трагическим финалом, такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, - любовь, которая бывает «один раз в несколько сот лет». Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, достойный человек, Вера уважает его. Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой» Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует. Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно,тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя,да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта неоставляет места для других интересов влюбленного. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого моментаее спокойствие разрушено. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, ее жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет счастливой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен,восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Желтков уходит из жизни, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью". Это повесть нестолько о любви, сколько молитваей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Заключение Итак, повести «Гранатовый браслет» и «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Любовь, концентрирующая, собирающая в единый пучок все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, превозмогает смертные муки, оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на пути судьбы. Так в «Олесе». Так и в «Гранатовомбраслете». Так вообще у Куприна. Все эти повести имеют глубокообщечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Нравственная энергия, и художественная, творческая магия Куприна идут от одного корня, от того, что он может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века. Книги Куприна нужно непременно прочесть, прожить в юности, ибо в них показана истинная любовь, чувство на котором держится весь наш мир Списокиспользованнойлитературы 1. https://sportinsider.ru/eastern-practices/tema-lyubvi-v-proizvedeniyah-kuprina-i-bunina-shkolnye-sochineniya-referat-po.html 2. https://infourok.ru/tema-lyubvi-v-proizvedeniyah-ai-kuprina-1304234.html 3. Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 т. /Вступ. ст. Ф Кулешова. – М.: Художественная литература., 1970 – 1973. |