дИПЛОМ. Документ. Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться встретив недостойного, вникайте внутрь себя
Скачать 9.61 Kb.
|
"Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя. "... Глупость и мудрость с такой же лёгкостью передаются, как и заразные болезни.... поэтому, выбирай себе товарищей... и в уши глупого не говори.. . но если серьезно, встретив такого человека - посмотрите нет ли в вас таких же качеств... . P.S. Пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы, 君子) Жэнь (仁) — «любовь к людям» , «человеколюбие» . Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость» . Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево. И (义 [義]) — «правда» , «справедливость» . Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды» . Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом. Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай» , «обряд» , «ритуал» . Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ - Огонь. Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость» , рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды. Синь (信) — искренность, «доброе намерение» , непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли. Мы видим, что Постоянство Чжи (智) трактуется как умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Поэтому человек, стремящийся жить праведно, противостоит глупости, не вступая с ней в конфронтацию, а глядя внутрь себя. Ему не нужны доказательства недостойности оппонента, он их видит и так. Подобное "вникание внутрь себя" предотвращает спор, полемику, дискуссию с тем, кто недостоин. Это отрешение, отстранение, изоляция от восприятия ложных и вредоносных идей. |