Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи. Образовательные

  • Организационные моменты. Сообщение темы.

  • Cвятые Кирилл и Мефодий Братья Кирилл и Мефодий

  • 4. Упражнение 9

  • Конспект урока развития речи, посвященный Дню славянской письменности и культуры, в 10 классе. Тема: «Сила слова и роль филологии»

  • Об искусстве слова и филологии

  • Я не услышу обращенный к рампе Двойною рифмой оперенный стих…

  • Поэзия и хорошая проза ассоциативны по своей природе. И филология толкует не только значение слов, а и художественное значение всего текста. …

  • День славянской письменности. Русский язык в России и за ее пределами


    Скачать 96 Kb.
    НазваниеРусский язык в России и за ее пределами
    Дата08.06.2022
    Размер96 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДень славянской письменности.doc
    ТипКонспект
    #578086

    Конспект урока русского языка,

    посвященный Дню славянской письменности и культуры,

    в 11 классе.

    Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
    Цель:

    • познакомить с историей создания письменности,

    • способствовать приобщению к традициям русской народной культуры,

    • прививать интерес к изучению русского языка и устного народного творчества.

    Задачи.

    1. Образовательные:

    • проследить путь развития русской письменности,

    • совершенствовать умение составлять слова из набора букв,

    • прививать навык работы с буквами из древней славянской азбуки,

    • побуждать учебную активность учащихся,

    • выполнять действия на понимание и запоминание,

    • отрабатывать умение давать полный ответ,

    • совершенствовать умение работать фронтально, в группах и индивидуально.

    1. Развивающие:

      • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы,

      • развивать творческие способности, навык выразительного чтения,

      • обогащать словарный запас учащихся,

      • соблюдать орфоэпические нормы языка,

      • развивать коммуникабельность детей.

    2. Воспитательные:

    • создавать эмоциональный настрой учащихся,

    • воспитывать уважение к народной мудрости,

    • постичь глубокий смысл народных праздников,

    • приобщить к духовной культуре.



    Деятельность учителя

    Деятельность учеников (варианты ответов)




    1. Организационные моменты. Сообщение темы.


    Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
    Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия, азбука, на доске записаны слова: “Cлава, вам братья, славян просветители”, на детях сарафаны, рубашки-косоворотки, костюм “Истории”, “Священнослужителя”.

    Ход урока

    Сообщение темы урока.
    Учитель: Прочитайте на доске тему урока. Как вы думаете, чему посвящён наш урок?
    (Ответы учеников)
    Учитель: Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:
    Братья! Двоицу святую

    В сей день радостно почтим!

    Просветителей честную

    Память светло совершим.

    Песнью хвальною, велегласною

    Да восхвалим их:

    Радуйся, Кирилле,

    Радуйся, Мефодие,

    Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

    Сообщение темы урока.
    Чудесная традиция празднования Дней славянской письменности возрождена и в России. Мы вплетаем в этот славянский венок и свой русский цветок — Праздник русского языка. Готовимся мы к этому большому и очень важному духовно-просветительскому празднику заранее, уча и повторяя стихи, оды во славу великих учителей славянских!
    (Стук в дверь, входит девочка на голове у неё табличка “История" )
    История: Добрый день. Кто я? Я приехала к вам в машине времени из далёкого прошлого, из IX века. Со мной лента истории с датами, именами, словами, понятиями. (Вывешивает на доску азбуку). Я вижу на доске такие слова: “Слава вам, братья, славян просветители”

    Кто такие братья? Кто такие славяне?

    Как вы понимаете слово просветители?
    Учитель: Память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия празднуется во всем христианском мире - 24 мая.
    Святые Кирилл и Мефодий пред нами

    Их праздник великий и славный мы чтим.

    Простые их буквы- не искры ли это?

    Не брызги ли это небесных лучей?

    Снопами Великого Вечного света

    Они воссияли над жизнью людей.

    На север славянский от светлого юга

    Те искры святые они пронесли,

    И их не задула суровая вьюга,

    Они разгорелись по лону земли.

    Вы чистые, юные, милые дети!

    Любите угодников этих святых!

    И пусть перед вами в таинственном свете

    Сияют их лики в венцах золотых.

    В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде.

    В беде- повторяйте вы их имена.

    Учители наши, Кирилл и Мефодий

    Хранят нас молитвой на все времена.
    История: Есть много версий о происхождении слова СЛАВЯНИН, одна из них такая, что оно произошло от слов СЛЫТЬ, ПРОСЛЫТЬ, т.е. стать известным, славиться или прославиться. Учёный М.В. Ломоносов писал, что по именам своих героев народ сначала так именовался внутри своей страны, а затем “славное” имя утвердилось по всему миру.
    Учитель: Так кто же просветители славян, в чём же они прославились? Послушаем историческую песню, которую написала семья Дьяковых.
    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
    Ученик:
    Много лет прошло с тех далеких пор,

    Много вод стекло в море-океан,

    А тот подвиг жив, сквозь века прошел

    И в звучанье букв воплотился он.
    Ученик:
    Ой, давным-давно, 1000 лет назад

    К императору, да великому,

    Человек пришел из Моравии

    С болью, с просьбою за народ за свой —

    Вести проповедь, да понятную,

    Чтоб с Христом он мог разговоры весть.
    Ученик:
    Не случайно же выбор пал тогда –

    На Кирилла-свет да Мефодия,

    Братьев Солунских с Македонии.

    Обручен Кирилл с детства с Мудростью,

    Он наук познал тайны важные,

    Опыт был богат и душа чиста.

    А Мефодий-брат очень скромен был,

    Опекая во всем брата младшего,

    Брата младшего да любимого.
    Ученик:
    И создал Кирилл во короткий срок

    Письмена славян, чтоб учить по ним,

    За основу взял буквы древние,

    Буквы древние, финикийские.

    И Евангелие, и Псалтырь он взял,

    Перевел он все с языка гречан,

    Мефодий-брат помогал ему.
    Ученик:
    С родной матушкой распростившися,

    И со тщанием помолившися,

    Братья светлые в путь отправились,

    В трудный путь пошли, на чужбинушку.

    В город Велеград понесли они

    Свои знания да бесценный труд.
    Ученик:
    Встретил их народ с большой радостью,

    Ростислав почет им оказывал.

    И внимали все с изумлением

    Чудным звукам родных и понятных слов.

    Люди — вестники да избранники,

    Одаренные, озаренные,

    В трудный путь идут, тяжкий крест несут,

    Но в веках живут их деяния.
    Учитель: Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
    Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.
    Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".
    История: А как вы понимаете такое выражение “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”, “Не суйтесь, буки, наперёд азов”. Это всё о буквах сказал славянский народ. А какие пословицы и поговорки о слове, буквах знаете вы? (Раздавать жетоны)
    (Дети называют пословицы, а история раздаёт жетоны).
    С появлением национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории, но не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. Славянская, а значит, и наша русская письменность имеет удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года можем определить время ее появления, но и знаем имена её творцов - это святые братья Кирилл и Мефодий.
    Учитель: В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были не такие корявые, как у некоторых наших учеников, а ровные, прямые, чёткие. А ещё разрисовывали заглавные буквы кисточкой, и эти буквы были больше похожи на разные предметы и людей. Назывались заглавные буквы БУКВИЦЕЙ. А писали раньше чернилами, которые делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их звали ХАРАТИЙНЫЕ СВИТКИ/Церковно-славянской азбукой-" Кириллицей "в неизменном виде по сей день пользуется наша Русская православная церковь.
    История: Предлагаю всем отправиться в далёкое прошлое. Закройте все глаза... 1,2,3.
    (Выходит ученик в одежде священнослужителя)
    Священник-ученик: Садитесь, чада, мои.
    Детки! Вы должны

    Просыпаться ранёхонько,

    Умываться белёхонько,

    В Божью церковь собираться,

    За азбуку приниматься!

    Богу помолиться!
    - И тогда всё у вас будет в порядке. Итак, повторяем буквы.
    Аз, буки- бери указку в руки,

    Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели,

    Ер, еры- упал дедушка с горы,

    Аз, буки - вот и все науки.

    24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Сегодня мы поговорим о современном состоянии русского языка и о его месте в мире.

    2. Задание. Запишите начало фразы и сочините ее продолжение: «Для меня русский язык – это…» Сделайте так, чтобы получилось сложноподчиненное предложение, часть которого осложнена однородными членами. Объясните постановку тире в предложении.

    3. Упражнение 13. Прочитайте стихотворение вслух.

    Как можно назвать переживание, интонацию, живущие в стихотворении?
    Как вам кажется, как бы продолжил предложение о русском языке автор этого стихотворения?
    Слово учителя о И.А.Бунине (крупнейший писатель ХХ века, нобелевский лауреат, эмигрировавший в 1920 году в возрасте 50 лет во Францию, писал там только о России, которую увез с собой в сердце, и только на русском языке, хотя более 30 лет прожил на чужбине и прекрасно владел французским языком)
    И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
    И лазурь, и полуденный зной...
    Срок настанет - господь сына блудного спросит:
    "Был ли счастлив ты в жизни земной?"

    И забуду я все - вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав -
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.


     
    Это стихотворение, написанное им в 1918 году на юге России, куда он вынужден был «отступить» с белой армией, - прощание с родиной.

    Давайте посмотрим, какие возможности предоставил родной язык поэту для выражения сложной гаммы чувств?

    Определите стиль речи этого текста.
    Обратимся к тексту другого стиля.

    Cвятые Кирилл и Мефодий

    Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

    Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

    Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

    О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.

    С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

    Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

    4. Упражнение 9. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится?


    Выполните задания из упражнения.
    5. Упражнение 1. Из этого упражнения выберите 2 вопроса, на которые вам интересно было бы ответить. Запишите ответы в тетради и прочитайте их в малых группах.
    6. Прочитайте тексты упражнений 2,6,8 и сформулируйте несколько причин, по которым сейчас важно и нужно изучать русский язык как гражданам России, так и иностранцам.

    (Дополнительная информация предложена в виде компьютерной презентации, слайды которой содержат данные, опубликованные в Интернете в связи с празднованием «Дня славянской письменности и культуры»)

    7. Обобщение.

    Что нового вы узнали о месте и роли русского языка в современном мире? Что заставило встревожиться, а что – возгордиться вас как носителей этого языка? Какие выводы, важные для себя, вы сделали о родном языке?


    Пишут предложения в тетрадях. Получается, например, так: «Для меня русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю, думаю, читаю любимые книги, с помощью которого я мечтаю, нахожу взаимопонимание с близкими, выражаю свое мнение и постигаю мир».

    Или: «Для меня русский язык – это тот язык, на котором я говорю в школе, читаю учебники, который становится для меня вторым родным языком и который дарит мне новых друзей».
    Читают 1-2 человека вслух.
    Восторг, смешанный со щемящей, невыразимой, ностальгической грустью.
    Русский язык, как и русское поле – это родина, единственный источник счастья в жизни земной.

    Ряд однородных членов и многосоюзие в первом предложении задают интонацию перечисления «примет» родной земли. Это назывное предложение обрывается многоточием – ведь невозможно найти слова, которое бы выразили восторг лирического героя. Лексический повтор «трава, колосья» говорит о том, что эти понятия превращаются в символы родины для лирического героя. Эпитетами «сладостные», «милосердные» в конце стихотворения поэт как бы проговаривается о тех чувствах, которые связаны для него с понятием «родина».

    Это художественный стиль, т.к. создание образа лирического героя и выражение его переживаний – цель автора.

    Это научный стиль, т.к. цель автора - объективное определение места и роли русского языка в мире. Употреблено много терминов.

    Читают, выполняют задания 1 – 4.
    Пишут, читают соседу по парте.
    Читают, смотрят, пишут.

    Вслух читают то, что получилось. Записывают друг за другом те аргументы в пользу необходимости изучения русского языка, которые считают убедительными.

    Высказываются.


    Конспект урока развития речи,

    посвященный Дню славянской письменности и культуры,

    в 10 классе.

    Тема: «Сила слова и роль филологии»

    - Сформулируйте идею филологического образования. Какова его роль в современном мире?

    - Развитие техники, появление современных технологий минимизирует роль филологии?
    Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры 24 мая. В 863 году они создали азбуку для обращенных в христианство славянских народов, с этого времени ведет свое начало славянская письменность, книжность. А наука, изучающая слово и язык во всем многообразии его функций и форм существования – филология.

    Одним из замечательных филологов нашего времени был Дмитрий Сергеевич Лихачев. Расскажите, что вы знаете о нем. А о создателях нашего алфавита? Войдите в Интернет. Что вам интересно в личностях и творчестве Кирилла, Мефодия и Д.С. Лихачева? Обмен мнениями в парах.

    Несколько выступлений может прозвучать перед всеми.
    Прочитайте фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром». Что говорит ученый о роли филологии? Что вам показалось интересным?
    Об искусстве слова и филологии

    Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т.п.

    Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Исследователь творчества поэта О.Мандельшктама приводит следующий пример из его стихотворения о театре Расина:

    Я не услышу обращенный к рампе

    Двойною рифмой оперенный стих… -

    И пишет по поводу этих двух строк: «Для правильной работы ассоциаций читатель здесь должен знать о парной рифмовке александрийского стиха, о том, что актеры классического театра произносили монологи, обращаясь не к партнеру, а к публике, («к рампе»). То есть для большинства современных читателей и даже поклонников поэзии О.Мандельштама эти две строчки из его поэзии оставались бы совершенно непонятными, если бы на помощь ему не приходил филолог. Филология – это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук.

    Дело в том, что литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в словосочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в самых лучших исторических словарях русского языка.

    Поэзия и хорошая проза ассоциативны по своей природе. И филология толкует не только значение слов, а и художественное значение всего текста. …

    Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии – тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями. …

    Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филологий есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Она нужна всем. Кто пользуется языком, слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура.

    каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.

    Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если «старые» действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг, а облегчает. …Преодоление всяческих расстояний это не только задача современной техники и точных наук, но и задача филологии в широком смысле этого слова. … Филология сближает человечество – современное нам и прошлое. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий; не путем уничтожения индивидуальности культур, а на основе выявления этих различий, их научного осознания, на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур. Она воскрешает старое для нового. Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» - любовь к слову), так как в своей основе опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам.

    каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором… А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

    Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

    Вопросы и задания

    1. Проанализируйте текст, подчеркнув личностное его восприятие.

    2. Составьте «пакет» вопросов к тексту.

    3. Почему роль филологии связующая?

    4. Почему филология антиформалистична?

    5. Поясните, как может возникать «сверхсмысл» в художественном тексте? А почему его нет в научном?

    6. Что такое, по-вашему, «художественное значение всего текста»?

    7. Почему филология есть «связь всех связей»? Почему культура требует от любого человека быть филологом?

    8. Работа в группах. Как, по-вашему, ноша культурных ценностей облегчает жизнь? Не является ли это заблуждением многих интеллигентов?

    9. Напишите несколько доводов в пользу изучения истории и современного состояния русской письменности. Добавьте свой текст аргументами из текста Д.С.Лихачева. Прокомментируйте то, что у вас получилось.


    написать администратору сайта