Главная страница

РНТ Хрестоматия, Аникин. Русское устное народное поэтическое творчество


Скачать 2.02 Mb.
НазваниеРусское устное народное поэтическое творчество
АнкорРНТ Хрестоматия, Аникин.rtf
Дата15.01.2018
Размер2.02 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаРНТ Хрестоматия, Аникин.rtf
ТипЛитература
#14046
страница26 из 28
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

6.1. ПРИБАУТКИ ПЕТЕРБУРГСКИХ БАЛАГАННЫХ «ДЕДОВ»



3. КНИГА

Вот что, милые друзья, я приехал из Москвы сюда, из гостиного двора – наниматься в повара, только не рябчиков жарить, а с рыжим по карманам шарить. Вот моя книга – раздвига. В этой книге есть много чего, хотя не видно ничего. Тут есть диковинная птичка,- не снигирь и не синичка, не петух, не воробей, не щегол, не соловей, – тут есть портрет жены моей. Вот я про ее расскажу и портрет вам покажу. От прелести-лести сяду я на этом месте.

Вы, господа, на меня глядите, а от рыжего карманы берегите.

4. ЖЕНА

Жена моя солидна, за три версты видно. Стройная, высокая, с неделю ростом и два дни загнувши. Уж признаться сказать, как, бывало, в красный сарафан нарядится, да на Невский проспект покажется – даже извозчики ругаются – очень лошади пугаются. Как поклонится, так три фунта грязи отломится.
5. ЛОТЕРЕЯ

Разыгрывается лотерея:

Чайник без крышки, без дна, только ручка одна.

Из чистого белья два фунта тряпья:

Одеяло, покрывало, двух подушек вовсе не бывало.

Серьги золотые, у Берга на заводе из меди литые,

Безо всякого подмесу десять пудов весу.

Французские платки да мои старые портки,

Мало ношенные, только были в помойную яму брошенные.

Каждый день на меня надеваются,

А кто выиграет – назад отбираются.

Перина ежового пуха, разбивают кажное утро в три обуха.

Шляпка из навозного пуха, носить дамам для духа.

Сорок кадушек соленых лягушек.

Пять коз да мусору воз.

Будет разыгрываться Великим постом

Под Воскресенским мостом,

Где меня бабушка крестила,

На всю зиму в прорубь опустила.

Лед-то раздался, а я такой чудак и остался.

6.

Ну, робята, неча все торчать у карусели,

Заходите сюда поглазеть, как танцуют мамзели!

Эй, вы, парни, девки и молодки,

Идите покататься на лодке!

Наш хозяин с публики

Охоч собирать рублики.

Да и деду бросьте в шапку медяки,

Да не копейки, а пятаки!..

Ну-ка, раскошеливайтесь!

(Подставляет шапку и ловит в нее деньги, что бросают довольные прибаутками деда слушатели. Дед, собрав деньги, слезает с перил и, удаляясь, кланяется толпе).

Пока до свиданья!

Вам-то забавно, а у меня в глотке пересохло!

Эхма! С кого бы получить,

Чтобы деду глотку промочить.

Такими прибаутками балаганные деды зазывали публику на представления в балаганы. При этом показывались те предметы, которые якобы разыгрывались в лотерею, например, тяжелые гири изображали «серьги золотые, на заводе у Берга литые». Предъявлялся рисованый на листе бумаги шаржированный портрет жены «с неделю ростом». Рядом в это время старались перекричать друг друга качельные и карусельные деды, чтобы зазвать публику в свое заведение.

6.2. НАРОДНАЯ ДРАМА



7. ЛОДКА
Действующие лица:

Атаман – грозного вида, в красной рубашке, черной поддевке, черной шляпе, с ружьем и саблей, с пистолетом за поясом, поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой.

Эсаул одет почти так же, как и Атаман, украшения из серебряной бумаги.

Разбойники одеты в красные рубахи, на головах меховые шапки с значками из разноцветной бумаги, за поясом различное оружие.

Неизвестный (он же Безобразов) одет в солдатский мундир, с ружьем в руках и кинжалом за поясом.

Богатый помещик, пожилой, иногда седой, в туфлях, пиджаке или халате, на голове котелок, в руках трубка с длинным чубуком.
Действие происходит на широком раздолье матушки-Волги, на косной лодке. Последняя сцена – на берегу, в доме богатого помещика. Ни декораций, ни кулис, ни суфлера, ни вообще каких-либо сценических приспособлений не полагается. Все участвующие в представлении входят в определенную заранее избу с пением какой-либо песни. Чаще всего исполняется следующая:

Ты дозволь, дозволь, хозяин,

В нову горенку войти!

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

Вдоль по горенке пройти,

Слово вымолвити.

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

У тебя в дому, хозяин,

Нет ли лишнего бревна?

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

Если лишнее бревно,

Давай вырубим его!

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

По окончании песни выступает вперед Эсаул и, обращаясь к хозяину, говорит: «Не угодно ли вам, хозяин, представленье посмотреть?» Хозяин обыкновенно отвечает: «Милости просим!», «Добро пожаловать!» – или что-нибудь в этом роде. Все участники представления выходят на середину избы и образуют круг, в середине которого становятся друг против друга Атаман и Эсаул.
Сцена 1

Атаман (топает ногою и кричит грозно). Эсаул!

Эсаул (точно так же топает ногою и кричит в ответ). Атаман!

Атаман. Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело –

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Вот я перед тобой,

Как лист перед травой!

Что прикажешь, Атаман?

Атаман. Что-то скучно.. Спойте мне любимую мою песню.

Эсаул. Слушаю, Атаман! (запевает песню, хор подхватывает. Начало каждой строки запевает Эсаул.)

Ах, вы, горы мои, горы,

Горы Воробьевские!

Ничего-то вы, ах, да горы,

Не спородили.

Спородили вы только, горы,

Бел горюч камень.

Из-под камешка бежит

Быстра реченька ...

Атаман во время пения песни в глубокой задумчивости ходит взад и вперед, со скрещенными на груди руками. По окончании песни останавливается, топает ногою и кричит.

Атаман. Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?

Атаман. Будет нам здесь болтаться, поедем по матушке по Волге разгуляться. Мигоментально сострой мне косную лодку!

Эсаул. Готова, Атаман! Гребцы по местам, весла по бортам! Все в полной исправности.

В это время все разбойники садятся на пол, образуя между собою пустое пространство (лодка), в котором расхаживают Атаман и Эсаул.

Атаман (обращаясь к Эсаулу). Молодец! Скоро потрафил! (Обращаясь к гребцам). Молись, ребята, Богу! Отваливай.

Гребцы снимают шапки и крестятся, затем начинают раскачиваться взвд и вперед, хлопая рукою об руку – изображается гребля и плеск весел.

Атаман. Эсаул! Спой любимую мою песню.

Эсаул вместе со всеми разбойниками поют:

Вниз по матушке по Волге...

Атаман (перебивая песню). Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?

Атаман. Возьми подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Смотри во все стороны:

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест?

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Эсаул берет картонную трубку и осматривает кругом.

Атаман (кричит). Зри верней, сказывай скорей!

Эсаул. Смотрю, гляжу и вижу!

Атаман. Сказывай, что видишь?

Эсаул. Вижу: на воде колода!

Атаман (как бы не расслышав).

Какой там черт – воевода!

Будь их там сто или двести -

Всех их положим вместе!

Я их знаю и не боюсь,

А если разгорюсь,

Еще ближе к ним подберусь.

Эсаул-молодец!

Возьми мою подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Посмотри на все четыре стороны,

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест,

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Гляди верней, сказывай скорей!

Эсаул снова начинает оглядывать окресности. Издали слышно пение.

Среди лесов дремучих

Разбойнички идут...

Атаман (сердито топает и кричит). Кто это в моих заповедных лесах гуляет и так громко песни распевает? Взять и привести сюда немедленно!

Эсаул (выскакивает из лодки, но сейчас же возвращается). Дерзкий пришелец в ваших заповедных лесах гуляет и дерзкие песни распевает, а взять его нельзя – грозится убить из ружья!

Атаман. Ты не Эсаул, а баба, у тебя кишки слабы! Сколько хошь казаков возьми, а дерзкого пришельца приведи!

Эсаул берет несколько человек и вместе с ними выскакивает из лодки.

Сцена 2

Эсаул и разбойники возвращаются и приводят с собою связанного Незнакомца.

Атаман ( грозно). Кто ты есть таков?

Незнакомец. Фельдфебель Иван Пятаков!

Атаман. Как ты смеешь в моих заповедных лесах гулять

И дерзкие песни распевать?

Незнакомец. Я знать никого не знаю,

Где хочу, там и гуляю

И дерзкие песни распеваю!

Атаман. Скажи нам, чьего ты роду-племени?

Незнакомец.

Роду-племени своего я не знаю, а по воле недавно гуляю...

Нас было двое – брат и я, вскормила, вспоила чужая семья.

Житье было не в сладость – и взяла нас завидость.

Наскучила горькая доля, захотелось погулять по воле.

Взяли мы с братом вострый нож и пустились на промысел опасный.

Взойдет ли месяц среди небес, мы из подполья – в темный лес,

Притаимся и сидим и на дорогу все глядим:

Кто ни идет по дороге – жид богатый или барин брюхатый,-

Всех бьем, все себе берем!

А не то в полночь глухую заложим тройку удалую,

К харчевне подъезжаем, все даром пьем и подъедаем...

Но недолго молодцы гуляли, нас скоро поймали

И с братом вместе кузнецы сковали,

И стражи отвели в острог, я там жил, а брат не мог:

Он скоро захворал и меня не узнавал,

А все за какого-то старика признавал.

Брат скоро помер, я его зарыл, а часового убил.

Сам побежал в дремучий лес под покров небес.

По чащам и трущобам скитался и к вам попался.

Ежели хочешь, буду служить вам, никому спуску не дам!

Атаман (обращаясь к Эсаулу). Запиши его! Это будет у нас первый воин.

Эсаул. Слушаю, могучий Атаман! ( К Незнакомцу.) Как тебя зовут?

Незнакомец. Пиши – Безобразов!

Атаман снова приказывает Эсаулу взять подзорную трубку и посмотреть,нет ли какой-нибудь опасности...

Эсаул (посмотрев в трубу)... Вижу на берегу большое село!

Атаман. Вот давно бы так, а то у нас давно брюхо подвело. (Обращаясь к гребцам). Поворачивай, ребята!

Все разбойники хором подхватывают и весело поют песню:

Приворачивай, ребята,

Ко крутому бережочку...

Лодка пристает к берегу. Атаман приказывает Эсаулу узнать, кто в этом селе живет.

Эсаул (кричит, обращаясь к публике). Эй, полупочтенные, кто в этом селе живет?

Кто-нибудь из публики отвечает: «Богатый помещик!»

Атаман (посылает Эсаула к Богатому помещику узнать). Рад ли он нам, дорогим гостям?

Сцена 3

Эсаул (выходит из лодки и, подойдя к одному из участников представления, спрашивает). Дома ли хозяин? Кто здесь живет?

Помещик. Богатый помещик.

Эсаул. Тебя-то нам и надо! Рад ли ты нам, дорогим гостям?

Помещик. Рад!

Эсаул. А как рад?

Помещик. Как чертям!

Эсаул (грозно). Ка-ак? Повтори!

Помещик (дрожащим голосом). Как милым друзьям.

Эсаул. Ну, то-то же!

Эсаул возвращается назад и докладывает обо всем Атаману. Атаман велит разбойникам идти в гости к Богатому помещику. Шайка подымается и несколько раз обходит вокруг избы с пением «залихвастской» песни «Эй, усы! Вот усы! Атаманские усы!...» Кончивши песню, шайка подходит к Богатому помещику. Атаманом и помещиком повторяется почти буквально диалог с Эсаулом.

Атаман. Деньги есть?

Помещик. Нет!

Атаман. Врешь, есть!

Помещик. Тебе говорю – нет!

Атаман (обращаясь к шайке, кричит). Эй, молодцы, жги, пали Богатого помещика!

Происходит свалка, и представление кончается.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


написать администратору сайта