РНТ Хрестоматия, Аникин. Русское устное народное поэтическое творчество
Скачать 2.02 Mb.
|
1.2. МАСЛЕНИЦА10. О, мы Масленицу встречали, Встречали, люли, встречали, Мы сыр с масельцем починали, Починали, люли, починали. Мы блинками гору устилали, Устилали, люли, устилали, Сверху масельцем поливали. Поливали, душа, поливали. Как от сыра гора крута, А от масла гора ясна, Гора ясна, люли, гора ясна. А на горушке снеги сыплют, Снеги сыплют, люли, снеги сыплют, А нас мамочки домой кличут, Домой кличут, люли, домой кличут, А нам домой не хотится, Нам хотится прокатиться, Прокатиться, люли, прокатиться, С горушки да до елушки, До елушки, люли, до елушки! Песня исполнялась в начале праздника. В ней гиперболизировано изображение количества поглощаемой в праздник пищи: гора сыра, политая маслом и устланная блинками. Встреча и празднование Масленицы – радостное событие, наполненное весельем, забавами, катанием с гор. Припев «люли» характерен для обрядовых и хороводных песен. 11. Масленица загорела – Всему миру надоела. Шла сторонкою к нам По заулочкам, закоулочкам, Несла блинов чугуны, Надорвала животы! Блинов напекла – Сама все пожрала! Весело гуляла, Песни играла, Обманула, провела, Годика не дожила, До поста довела! А нам редьки хвост Дала на пост! Протянула до поста – Гори, сатана! Здорово, прощай, На тот год приезжай! Песня исполнялась на проводах Масленицы, во время сжигания чучела. Она уже не величается, ее бранят за то, что надоела, провела, все съела и довела до голодного поста. Вместе с тем вспоминают, что она весело гуляла. Ее провожают словами: «Гори, сатана», отмечая ее греховную языческую сущность, и все же приглашают: «На тот год приезжай!» 1.3. ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ12. Благослови, Боже, Пречистая Мати, Весну нам гукати. Гу! Подай, Боже, ключи Летичка отмыкати, Зимычку замыкати. Гу! В лете я в карете, Зимычка – в возочку. Гу! В лете я в челночку, Зима – в полозочку. Гу! С этой веснянки начиналось «гуканье», зазывание весны. В тексте олицетворяются времена года, и в то же время ясно ощущается христианское мировоззрение: девушки просят Бога и Божью Матерь помочь приходу весны и лета. 13. Приди к нам, весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявыим, С ячменем усатыим, Со просом, со гречею, С калиной-малиною, С черной смородиною, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой! В веснянке перечисляются все основные зерновые растения, ягоды, фрукты, цветы и травы, от которых зависело благополучие и довольство крестьянина. Обратите внимание на прием анафоры (единоначатия) – все строчки начинаются с союза «с», «со». Используются постоянные эпитеты: цветы лазоревые, овес кучерявый, тавтологические сочетания: травушка-муравушка, калина-малина. Инверсия, перестановка слов: на первое место ставится существительное, на второе – прилагательное: рожь зернистая, пшеничка золотистая. 14. Жавороночки, перепелочки, Птички-ласточки, прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам! На жердочке, на бороздочке, И с сохой, и с бороной, И с кобылой вороной. С пряльцем, с донцем, С кривым веретенцем! Зима нам надоела, Хлеб и сено поела, Ручки-ножки познобила, Скотинушку поморила. Обращение к птицам, с просьбой избавить от голодной зимы и принести долгожданную весну, характерны для веснянок. Обычно такие песни сопровождались подбрасыванием вверх испеченных из теста птиц. В этом тексте перечисляются все предметы, связанные с весенними полевыми работами. 15. Пойдем, девочки, в луг гулять, Зелены венки завивать. Завьем венки на грянки, На всю нелелю святую. Гу-у! На гряной неделе, на прямой березе Русалки сидели, на девок глядели. Гу-у! А кто наши венки разовьет, Тому ручечки в крюк согнет. Гу-у! Троицко-семицкая песня, исполнялась как призыв перед выходом в березовую рощу. Обряд входил в цикл «русалий» – особых магических ритуалов. Русалки – мифологические персонажи, связанные с водой, которая так нужна была для хорошего урожая. В тексте сохранился характерный для песен этого цикла протяжный припев «Гу-у!», из-за которого исполнение таких песен называлось «гуканием». В нашем варианте содержится мотив угрозы-заклятия против того, кто вздумает развить ритуальные венки: у того пусть «ручечки в крюк согнет». «Завивание» венков имело магический смысл, и было направлено на достижения изобилия. 16. Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые! Не к вам девушки идут, Не к вам красные, Не вам пироги несут, Лепешки, яичницы. Ио, ио, Семик да Троица! Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут, К вам красные, К вам пироги несут, Лепешки, яичницы. Ио, ио, Семик да Троица! Песня точно показывает атрибуты троицко-семицкого обряда: именно в березовых рощах устраивались обрядовые игрища, девушки несли с собой блюда, о которых говорится в песне, и поедали их во время праздничного угощения. Здесь иной ритуальный припев- возглас: «Ио, ио, Семик да Троица». В песне используются характерные фольклорные приемы: синтаксический параллелизм – не радуйтесь дубы – радуйтесь березы, не к вам идут – к вам идут. Постоянные эпитеты – береза зеленая, девушки красные. 17. Уж вы, кумушки-голубушки, Вы кумитеся, вы водитеся, Вы будете кумиться, Возьмите меня с собой. Вы будете цветочки рвать, Сорвите и мне, Вы будете веночки вить, Совейте и мне, Вы будете на головки класть, Положите и мне! В песне упоминается о семицко-троицком обряде кумления. В предложении используются повторяющиеся синтаксические конструкции. |