РНТ Хрестоматия, Аникин. Русское устное народное поэтическое творчество
Скачать 2.02 Mb.
|
2.5. ЗАГАДКИ1. Утром – на четырех ногах, В полдень – на двух, Вечером – на трех. (Человек). Загадка построена по принципу описания только одного признака – как человек передвигается в младенчестве, зрелости и старости. 2. Между двух светил я в середке один. (Глаза, нос). Загадка – метафора, глаза уподобляются небесным светилам – звездам. 3. Чисто, да не вода, клейко, да не смола, Бело, да не снег, сладко, да не мед. От рогатого берут и живулькам дают. (Молоко). Загадка-описание перечисляет свойства предметов с помощью отрицательного сопоставления с другими, имеющими сходство. 4. Кряхтит, кряхтит, вверх ползет, Не досмотришь – упадет, Но не больно ему. Почему? (Тесто). Загадка – вопрос, в здесь одновременно используется перечисление свойств предмета, а также олицетворение, ибо перечисленные свойства характерны для живого существа: кряхтит, ползет, не больно 5. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга). Загадка-метафора. Уподобление по признаку цвета. 6. Под лесом-лесом пестрые колеса висят. Девок красят, молодцев дразнят. (Серьги). Загадка построена на развернутой метафоре: волосы – лес, пестрые колеса – серьги. Указывается их предназначение: украшать девушек и дразнить парней. 7. Хожу на голове, хоть и на ногах, Хожу я босиком, хоть и в сапогах. (Гвоздь в сапоге). Загадка-описание, в которой используется олицетворение. Гвоздь словно уподобляется человеку (хожу на ногах, босиком, в сапогах). Перенося качества человека на гвоздь, загадка создает фантастический образ кого-то, обладающего несовместимыми свойствами: одновременно ходит и на голове, и на ногах, босиком и в сапогах. 8. Что видно только ночью? (Звезды) 9. Что всегда ходит, а с места не сходит? (Часы). 10. Что слаще меда, сильнее льва? (Сон). №№ 8-10 – загадки – вопросы. 11. Не князь по природе, а ходит в короне. (Петух). Загадка, построенная на отрицательном сравнении. 12. Мету, мету – не вымету, Несу, несу – не вынесу, Пора придет – сама уйдет. (Тень). Загадка, построенная в форме монолога, описывающего свойства тени. 13. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок. Всего одна рука, и та на спине. (Чайник). Загадка-описание, использует олицетворение: чайнику приписываются признаки живого существа. 14. Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш). Загадка построена на использовании собственного имени, заменяющего название предмета. 15. Были три товарища, очень дружные. Любили одну девушку. У одного был ковер-самолет, у другого яблочко-излечимка, у третьего зеркало-видимка. Гуляли-гуляли однажды. «А что же делает наша любимая девушка?» Посмотрели в зеркало-видимку, а она лежит в больнице, помирает. Сели на ковер-самолет, полетели. Прилетели, вылечили яблочком-излечимкой. За кого она должна выйти замуж, чтоб двум другим не было обидно? Яблочко-излечимка ее вылечило, без ковра-самолета не поспели бы ее вылечить, а не было бы зеркала-видимки, не узнали бы, что она помирает. (За того, у кого было яблочко, она его съела, у него ничего не осталось, а зеркало и ковер остались). Загадка в форме сказки со скрытым вопросом морального свойства. 16. Летело стадо гусей. Попадается ему навстречу гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей». Они ему отвечают: «Нас не сто гусей. А если бы еще столько, да пол-столько, да четверть столько, да ты бы, гусь, с нами, то и было бы нас сто гусей». Сколько гусей летело? (36+36+18+9+1=100). Загадка-задача. Используется диалог. В основу отгадывания положен счет. Такие загадки использовались в старину при обучении арифметике. 17. Подай мне старого, горбатого, на рожу страшного, во хмелю дурного. (Бутылка водки). Подобные загадки загадывались на свадьбе дружке или самому жениху подругами невесты. Только отгадав загадку, жених мог сесть рядом с невестой. 3. Сказки3.1. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ1. МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА Жили старик со старухой. Поехал старик в лес за дровами. Бежит медведь.- Дедушка,- говорит,- спаси. Меня охотники убивают. Завалился в сани под дрова медведь, а старик думает: "Вот мяса-то сколько будет у меня. Старухе привезу сколько!" Что же делать?! Привязал его сильно, как рубанет! Ногу и отрубил, а медведь рявкнул, вырвался без ноги и убежал в лес. Сделал себе липовую ногу. Привез старик старухе мяса целую ногу. Старуха шерстку ободрала с медвежьей ноги, мясо стала варить, а кожу ободрала, на стул постлала и сидит, шерстку прядет. Идет медведь из леса и поет: Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая! По деревням спят, по селам спят. Одна баба не спит, на моей коже сидит, Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает. Пойду старуху съем. Испугалась старуха. «Ой, старик, иди хоть овечку отдай. Пусть пожрет и уйдет.» Отдал старик овечку. Съел медведь и опять поет: Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая! По деревням спят, по селам спят. Одна баба не спит, на моей коже сидит, Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает. Пойду старуху съем. «Что, старик, корову отдай.» Пошел старик отдал корову. Пожрал медведь. Вот опять поет: Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая! По деревням спят, по селам спят. Одна баба не спит, на моей коже сидит, Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает. Пойду старуху съем. «Отдай, старик, кобылу. Что ты будешь делать! Может, пожрет да опять уйдет в лес.» Съел кобылу. Опять медведь поет: Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая! По деревням спят, по селам спят. Одна баба не спит, на моей коже сидит, Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает. Пойду старуху съем. «Ну что, старик, спрячемся! Что делать?!» Баба в русскую печку залезла, а старик в трубу. Зашел медведь в хату, печку открыл, старуху вытащил, сожрал ее. А старик сидел, как кашлянет – труба разлетелась. Старик в саже выскочил оттуда, медведь испугался, убежал в лес. Все. Конец. Одна из древних сказок о животных, в ней сохранились следы тотемного культа медведя. Не случайно в сказке фигурирует медвежья нога. Череп и лапа медведя имели особый магический смысл. Голова убитого медведя подвергалась ритуальному захоронению. Считалось, что медвежья лапа обладает таинственной силой. Ее вывешивали во дворе, отгоняя враждебные силы, или в помещении для домашних животных, ею оглаживали заболевших животных, проводили по вымени коровы, чтобы она лучше доилась после отела. В этой сказке старик и старуха терпят наказание за оскорбление хозяина леса – медведя. Особая вина старухи заключается в том, что она непочтительно обращается с лапой медведя, используя ее в бытовых, а не ритуальных целях, поэтому медведь убивает старуху. Сказка передает ощущение жуткого страха, который испытывал человек при ссоре с могучим лесным зверем. Вероятно, в сказке отразились следы приношения в жертву медведю домашних животных. По типу композиции сказка одноэпизодная. В текст включается песня медведя, которую нараспев, замогильным голосом исполнял сказочник. 4-х кратное повторение песни нагнетало у слушателей чувство страха. 2. ЛИСА И ТЕТЕРЕВ Бежала лисица по лесу, увидала на дереве тетерева и говорит ему: - Терентий, Терентий! Я в городе была. - Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была, так была. - Терентий, Терентий! Я указ добыла. - Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла, так добыла. - Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а все бы гулять по зеленым лугам. - Бу -бу-бу, бу-бу-бу! Гулять, так гулять. - Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай. - Мужик. - Кто за ним бежит? -Жеребенок. - Как у него хвост-то? -Крючком. - Ну, так прощай, Терентий! Мне дома недосуг. Вместо зачина сказка начинается словами, которые сразу вводят слушателя в действие: "Бежала лиса по лесу, увидала на дереве тетерева..." Сказка одноэпизодная, небольшая по размеру, построена на диалоге- разговоре лисы с тетеревом, выявляющем характеры персонажей. В ней используется прием звукоподражания в речи тетерева: бу-бу-бу. Тетерев назван в сказке человеческим именем – Терентий- по принципу звукового сходства. 3. КОЛОБОК Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберется. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: - Колобок, колобок! Я тебя съем. - Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, – сказал колобок и запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, У тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился себе дальше, только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою! Я по коробу скребен, По сусекам метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, Я у зайца ушел, У тебя, волка, не хитро уйти! И покатился себе дальше, только волк его и видел!.. Катится колобок. а навстречу ему медведь: - Колобок, колобок, я тебя съем. - Где тебе, косолапому, съесть меня! Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, Я у зайца ушел, Я у волка ушел, У тебя, медведь, не хитро уйти! И опять укатился, только медведь его и видел!.. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький. А колобок запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, Я у зайца ушел, Я у волка ушел, У медведя ушел, У тебя, лиса, и подавно уйду! «Какая славная песенка! – сказала лиса. – Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу. Сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок»,- сказала лиса и высунула свой язык. Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! и скушала. Очень популярная сказка для маленьких детей. В композиции используется прием многократности встреч. Хвастливая песенка колобка служит раскрытию характера. 4. ТЕРЕМОК Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает: - Терем теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: -Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норышка, а ты кто? - А я лягушка-квакушка. - Ступай ко мне жить. Вошла лягушка и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка, а ты кто? - А я на горе увертыш. - Ступай к нам. Стали они втроем жить. Прибежала лисица: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, а ты кто? - А я везде поскокишь. - Иди к нам. Стали четверо жить. Пришел волк: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? -Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокишь, а ты кто? - А я из-за кустов хватыш. - Иди к нам. Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокишь, из-за кустов хватыш. - А я всех вас давишь! Сел на голову и раздавил всех. Сказка для маленьких детей. Композиция кумулятивная, каждый эпизод нанизывается на новый. Последний приводит к развязке. Сказка вся построена на диалоге. Для характеристики животных используются их прозвища, очень напоминающие тайную речь, применявшуюся в древности. 5. ЛИСА И ВОЛК Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой». Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит, как мертвая. «Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу». Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. Дед приехал домой и зовет бабу: «Ну, старуха, знатный воротник привез тебе на шубу!» Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать: «Ах ты такой-сякой, еще вздумал меня обманывать!» Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать! А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест. Приходит к ней волк: - Здравствуй, кумушка, хлеб да соль... - Я ем свой, а ты подальше стой. - Дай мне рыбки. - Налови сам да и ешь. - Да я не умею. - Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: "Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика!" Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь. Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика!» А лисица ходит около волка и приговаривает: «Ясни, ясни, на небе звезды, мерзни, мерзни, волчий хвост! Волк спрашивает лису: - Что ты, кума, все говоришь? - А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю. А сама опять: «Ясни, ясни, на небе звезды, мерзни, мерзни, волчий хвост!» Сидел волк целую ночь у проруби, хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться – не тут-то было. Он и думает: «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащить!» В это время идет баба с ведрами за водой. Увидела волка и закричала: «Волк, волк! Бейте его!» Волк – туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила ведра и давай его бить коромыслом. Била-била, волк рвался-рвался, оторвал себе хвост и пустился наутек. «Хорошо же, – думает,- ужо я отплачу тебе, кума!» А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит -стонет. Волк ей навстречу: «Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили...» Лиса ему говорит: - Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили. Смотри: мозг выступил, насилу плетусь. - И то правда, – говорит ей волк. – Где тебе, кума, идти. Садись на меня, я тебя довезу. Села лисица волку на спину. Он ее и повез. Вот лисица едет на волке и потихоньку поет: - Битый небитого везет, битый небитого везет! - Ты чего, кума, все говоришь? - Я, куманек, твою боль заговариваю. И сама опять: - Битый небитого везет, битый небитого везет! Сказка контаминированная. В тексте соединяется 3 сюжета, которые могут бытовать как самостоятельные сказки. Соединение мелких сказок в одну большую характерно для сказок о животных, особенно о лисе и волке. Есть варианты, соединяющие до 8 эпизодов. 6. КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА Жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот унес ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса. Кикереку-петушок, Золотой гребешок! Выгляни в окошко, Дам тебе горошку. Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал: Понесла меня лиса, понесла петуха За темные леса, в далекие страны, В чужие земли, за тридевять земель, В тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня! Кот в поле услыхал голос петуха, бросился в погоню достиг лису, отбил петуха и принес домой. «Мотри ты, Петя-петушок, – говорит ему кот, – не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит». Старик опять ушел в лес на работу, а кот унес ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка; пришла она к избушке и запела: Кикереку-петушок, Золотой гребешок! Выгляни в окошко, Дам тебе горошку, Дам и зернышков. Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит: «Нет, лиса, не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь». – «Полно ты, Петя-петушок! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на мое добро поглядел!» – и снова запела: Кикереку-петушок, Золотой гребешок! Масляна головка! Выгляни в окошко, Я дала тебе горошку, Дам и зернышков. Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти. Петух лихим матом закричал: Понесла меня лиса, понесла петуха За темные леса, за дремучие боры, По крутым бережкам, по высоким горам; Хочет лиса меня съести и косточек не оставити!” Кот в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принес: «Не говорил ли я тебе: не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не оставит. Мотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдем». Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унес. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал. Лиса говорит: «Что это, уж ныне Петя нем стал!» – «Нет, лиса, не обманешь меня, не выгляну в окошко». Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела: Кикереку-петушок, Золотой гребешок, Масляна головка! Выгляни в окошко, У меня-то хоромы большие, В каждом углу Пшенички по мерочке: Ешь – сыт, не хочу! Потом прибавила: «Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду!» – и к стене ближе притаилась. Петух на лавку скочил и смотрел издалека; хотелось ему узнать, ушла ли лиса. Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова. Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали: «Вот каково не слушаться!» 7. КОТ НА ВОЕВОДСТВЕ Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил, ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть – пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало! Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводою, а зовут меня Котофей Иванович». – «Ах, Котофей Иванович, – говорит лиса, – не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости». Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» – «Холост», – говорит кот. «И я, лисица, – девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье. На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать: «Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». – «Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена». – «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» – «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан воевода Котофей Иванович? Я теперь воеводина жена». – «Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» – «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Волк побежал за бараном. Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. «Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена». – «За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» – «А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою, зовут Котофей Иванович, – за него и вышла». – «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» – «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Медведь потащился за быком. Принес волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит – и медведь лезет с быком. «Здравствуй, брат Михайло Иваныч!» – «Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?» – «Нет, брат, давно дожидаю». – «Ступай, зови». – «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня». – «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся – бежит заяц. Медведь как крикнет на него: «Поди-ка сюда, косой черт!» Заяц испугался, прибежал. «Ну что, косой пострел, знаешь, где живет лисица?» – «Знаю, Михайло Иванович!» – «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком». Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А Медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: «Я полезу на сосну». – «А мне что же делать? Я куда денусь? – спрашивает волк. – Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьем, а сам взлез на сосну, на самую-таки макушку, и поглядывает: не идет ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе, постучался и говорит лисе: «Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном». – «Ступай, косой! Сейчас будем». Вот идет кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку: «Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится: «Мало, мало!» А медведь говорит: «Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберется!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это – мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями. Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, – думает медведь, – увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на Божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил – да бежать! А лисица вслед кричит: «Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют. 8. ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем! - Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней. Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал да и лопнул. По существу, эта сказка не является сказкой о животных в ее чистом виде. Однако, как и сказка о колобке, она относится к этому жанру. В ней нравоучение, назидание о необходимости согласовывать свои поступки и дела с близкими, иначе всех ждет беда. Сказка одноэпизодная, сюжет незамысловатый. |