юбилейные даты. Календарь СКО 2023 г1. С евероказахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова
Скачать 1.02 Mb.
|
8 декабря 75 лет со дня рождения Ермека Конарбаева (1938-1984), писателя, уроженца аула Коктерек Сергеевского (ныне р-на Шал акына) СКО Конарбаев Ермек Лямалиевич родился в с.Коктерек Сергеевского района (ныне Шал акына) Северо-Казахстанской области. После окончания Ленинской средней школы в 1955 году он поступает на историко-филологический факультет Казахского Государственного педагогического института имени Абая. В 1960 году, после окончания института Ермек Конарбаев возвращается в с.Ленинно, работает секретарем комсомольской организации, преподавателем в школе. С 1970 года по 1973 годы - инструктор райкома партии, затем был направлен в совхоз им. «50 летия ВЛКСМ», секретарем парткома. С 1980 года - директор Белоглинской восьмилетней школы. С конца 60-х годов Ермек Лямалиевич Конарбаев активно занимается творческой деятельностью. Большой опыт партийной и общественной работы, незаурядный талант, глубокое знание жизни явились основой многих его художественных произведений. Впервые в республике о Конарбаеве-писателе узнали в 1969 году, когда в издательстве «Жазушы» вышла его первая книга-сборник рассказов «Тунги от» («Ночной огонь»). Литературные критики сразу обратили внимание на появление нового самобытного художника слова и по достоинству оценили его работу. Его язык, доступный и понятный в то же время с присущей только ему особенностью, точно и полно раскрывал главное идейное содержание его рассказов. Следующий сборник рассказов и повестей под названием «Жол басы» («Начало пути») вышел в свет в 1977 году, а в 1980 году вышел еще один сборник писателя – «Тиек», куда были включены его новые рассказы. Книга «Қас қағым сәт» («Есть только миг») стала последней книгой Ермека Конарбаева и вышла в свет, когда автора уже не было среди нас. Многие годы Ермек Конарбаев работал собственным корреспондентом областной газеты “Ленин туы”. Рассказывал с ее страниц о жизни тружеников. Поднимал узловые проблемы селльскохозяйственного производства. Вопросы культурного и социального характера. Проблемы нравственные,происходящие в гуще народной жизни. Отлично владея литературным русским языком, Ермек Конарбаев своими статьями очень часто радовал читателей районной газеты “Новатор”. 5 августа 1983 года Ермек Конарбаев был принят в Союз писателей СССР. Выдан членский билет №14070 за подписью Секретаря Правления Союза писателей СССР Георгия Маркова. Вот что писал в рекомендации Конарбаеву для вступления в Союз писателей наш земляк-поэт Какимбек Салыков: “Я, член Союза писателей СССР Салыков Какимбек знаком с творчеством писателя Ермека Конарбаева с ранних лет. Его первые рассказы, появившиеся в областных газетах, в журнале “Жулдыз”, в газете “Қазақ әдебиеті» уже давно привлекли внимание читателя красочностью и сочностью языка, выдержанной манерой повествования, заставляющей запоминать и задуматься. Патриотизм, любовь к родной земле, к людям, интернационализм, слава труду проходят красной нитью через содержание всех его произведений и составляют главную суть творчества. Меткие детали бытия, умный юмор, умение видеть и замечать незаметное, наполненное искренностью и страстностью отличает Ермека от других.. На мой взгляд, он имеет или , по крайней мере, вырисовывается в его рассказах и повестях только лишь ему свойственная культура повествования, основанная на знании общенародного языка…» В 46 лет он ушел из жизни после тяжелой и продолжительной болезни. В 1993 году Коктерекской школе Шал-акынского района присвоено имя писателя, также одна из улиц г.Сергеевки названа его именем. Декабрь 125 лет со дня рождения Карима Рахимовича Су- тюшева, революционера, героически погибшего в 1918 году. Одна из улиц г.Петропавловска носит его имя Биография К.Сутюшева во многом типична для поколения, вступившего на путь революционной борьбы. Родился он в декабре 1888 года в Атбасаре в семье мелкого служащего. Оставшись трехлетним мальчиком после смерти отца, Карим воспитывался у старшего брата Мажита. В то время среди друзей брата было много проживающих в Атбасаре политических ссыльных. После окончания двухклассной школы подросток пошел работать к купцу Белову, у которого был конторщиком и его брат Хамит. Уже 16 – летним юношей Карим Сутюшев начинает принимать участие в революционной деятельности. Связанный по работе с торговыми делами , он выезжал из Атбасара в Петропавловск, Троицк, Омск, используя эти выезды для партийной работы. После установления власти Советов в Петропавловске член Совдепа Карим Сутюшев был назначен комиссаром торгово-промышленного отдела Совета и руководил дружиной красногвардейцев на кожевенном заводе. 31 мая 1918 года Петропавловск был взят чехословацкими мятежниками и белогвардейцами, которые жестоко расправлялись с коммунистами и советскими работниками. Кариму Сутюшеву удалось скрыться. Но 5 июня нашелся предатель, который выдал его, и Карим был арестован. Арест его сопровождался побоями, но он держался героически. 1 июля Сутюшев без суда и следствия был зверски замучен. Память о К.Сутюшеве живет в народе. В Петропавловске 3 ноября 1927 года улица Караванная переименована в улицу имени Карима Сутюшева , сейчас это одна из лучших центральных улиц города. Когда проходишь по улице имени Карима Сутюшева , невольно вспоминаешь волнующие строки о мужестве из книги С.Муканова «Школа жизни», а подойдя к бюсту героя , стоишь в молчании несколько минут, внимательно всматриваясь в мужественное лицо человека , которого время призвало совершить подвиг в те грозные годы. Бюст К.Сутюшеву был установлен у здания управления хлебопродуктов в 1977 году. Авторы – группа архитекторов Санкт-Петербургского художественного фонда. 205 лет со дня рождения Шоже Каржаубайулы – поэта, фольклориста и композитора (1808-1895 гг.) Исполнилось 205 лет акыну - импровизатору, непобедимому мастеру айтыса Шоже Каржаубайулы. Творчество и талант Шоже Каржаубайулы, его произведения оцениваются как одно из выдающихся достижений степного творчества казахского народа. Родился он в 1808 году в Кзылтауском районе Кокшетауской области /ныне Уалиановский район Северо-Казахстанской области/. Происходил из казахов рода атыгай. С детства играл на кобызе, домбре, увлекался поэтическим искусством. Участвуя в различных празднествах, торжествах, пирах, рано заслужил народное признание. Испытал тяжелое бремя бедности, слепоты. Поэтому свое поэтическое дарование вынужден был использовать в качестве средства к существованию. Некоторые его произведения «Диукею», «Хвала Бийтику» посвящены восхвалению отдельных известных лиц. Вместе с тем, Шоже беспощадно критиковал богатых, алчных людей, смело разоблачал произвол, несправедливость. Шоже - крупный мастер айтысов. Его слова «Хотя был слеп, но ни в чем не уступал семнадцати поэтам» свидетельсвуют о том, что он вступал в айтыс, в поэтическое состязание со многими известными поэтами своего времени. Особенно популярны были айтысы Шоже Каржаубайулы с Орынбаем, Балта, Тезеком, Серали , Шортанбаем и другими, В состязаниях с Балта и Тезеком акын обличал несправедливости, чинимые феодальной верхушкой. «Судья Желтоша, ты И взятки берешь, и взятки даешь Ты перед дверью стоишь рая и ада - Еще неизвестно, куда попадешь, Мздоимец, душа у тебя крива Как смел ты сказать мне такие слова?» Шоже сформировался под воздействием тех изменений, которые принес в казахские степи 19 век. Именно поэтому Ч.Ч.Валиханов считал его «новейшим певцом», который вводил в эпос новую стихотворную форму олена с упорядоченной строфой и рифмой, изменял содержание исконного запаса сказаний тематикой и сюжетами захожих дастанов «Они поют теперь Сеит-Байтола-ходжи и любовь Юсупа и Зюлейки, жизнь Ибрагима и прочее»,- писал Чокан Валиханов об Орынбае, Шоже и им подобных «новейших певцах». Шоже был прекрасным исполнителем лиро-эпических поэм. Лучшие варианты народной поэмы «Козы Корпеш и Баян-Сулу» были записаны в 60-х годах 19 века из уст Шоже и один из них 5 марта 1864 года в Омске, на квартире Чокана Валиханова. Во время лечения в ауле отца Чокан встречался с лучшими певцами того времени: Шоже, Орымбаем, Тогжаном, Арыстамбаем и другими. От них он записал весьма интересные образцы казахской народной литературы. Шоже он оценил как непревзойденного знатока лучших образцов устного народного творчества и народных летописей. В письме А.Н.Бекетову Чокан писал: «Занятия мои в степи идут успешно. Я собрал очень много сказок, эпических сказаний, песен и занимаюсь теперь изучением киргизских законов...» По оценке Ч.Валиханова, Шоже был непревзойденным знатоком лучших образцов устного народного творчества и народных летописей (родословной). А.Кунанбаев, С.Торайгыров высоко ценили поэтический талант Шоже, искренне уважали его за беззаветную память, смелость Умер Шоже в 1895 году, похоронен там же, в Уалихановском районе. Библиография Большинство текстов его айтысов сохранилось, они опубликованы в сборниках: Антология казахской поэзии.-М.,1958., Песни акынов, Степные ритмы:Стихи.-Алма-Ата, 1979.О нем можно прочитать в девятитомнике «Казахи».- Т.2,В статье Тайжанова Г.Е. М.О.Ауэзов о творчестве акына Шоже//Мухтар Ауэзов и современная литератураю-Алма-Ата, 1989.-С.212-217 265 лет со дня рождения Шал акына, подлинное имя Тлеуке Кулекеулы – народного акына, современника Абылая (1748-1819 гг.) Тлеуке Кулеке-улы (Шал-акын) родился в 1748 году близ нынешней железнодорожной станции Азат на территории Кокшетауской области (ныне Северо-Казахстанской области). Происходил из семьи крупного феодала. Отец будущего поэта - Кулеке-батыр был соратником хана Абылая и одним из самых уважаемых родовых старейшин в Среднем жузе. Примерно в 1755 - 1760 - х годах аул Кулеке-батыра перекочевывает из Кокчетава на берега реки Ишим, где и обосновывается навсегда. Вся сознательная жизнь акына проходит в этих краях - на территории нынешнего района Шал акына Северо-Казахстанской области. Как поэт он прославился уже в 15 лет. В дальнейшем он целиком отдается поэзии и прозывается в народе Шал-акыном, т.е. острым, быстрым поэтом. Вторую половину своей жизни Шал провел в нужде. Умер он в 1819 году во время летних кочевок. Похоронен под сопкой Аютас близ нынешнего поселка Сергеевка Северо-Казахстанской области. Песни и жыры Шал-акына характеризуются философским осмыслением явлений жизни и психологии человека, сопоставлением справедливости и коварства, добра и зла, бедности и богатства.(«О джигите», «Если джигит всезнайством кичится», «О девушках»). В песнях Шал акына афористически изображены морально - этические отношения людей, молодость и старость («О старости». «Тоска по прошедшей молодости») Он участник айтысов, в которых проявился его импровизаторский талант. Образность и меткость выражений, богатство мыслей, художественное совершенство превращали его выступления в подлинные праздники слова («Айтыс Шал акына и джигита.», Айтыс Шал акына и байбише»...) Некоторые тенденции того громадного поворота казахской поэзии, который завершился лишь много позже - в эпоху Абая, можно найти в поэзии Шала. С 1999 года Сергеевский район Северо-Казахстанской области носит имя Шал акына.
|