file_1411466173_6546 репортаж. Репортаж искусство повествования
Скачать 355.3 Kb.
|
Высшая школа журналистики им асс о вы х коммуникаций С ан к т - Петербургский государственный университет В практическом пособии раскрываются особенности жанра репортажа, подробно анализируется процесс подготовки и создания текста в данном жанре, с приведением примеров из журналистской практики. Описаны российский и западный подходы к жанру репортажа. Практическое пособие адресовано студентам факультетов журналистики, слушателям курсов Стилистика журналистского текста, Основы творческой деятельности журналиста, Репортажи в глобальной журналистике, а также всем, кто заинтересован в познании основ журналистского мастерства. РЕПОРТАЖ РЕПОРТАЖА. А . Литвине н ко А . А . Литвине н кои с кус ст во повествования искусство повествования iП рак т и чес кое пособие 1 Репортаж: искусство повествования 2 Высшая школа журналистики им асс о Вы х коммуникаций сан к т- Петербургский гос удар ст Вен н ы й у ни В ер сите т сан к т- Петербург А. А. Литвиненко РЕПОРТАЖ искусство повествования Практическое пособие 4 ББК Л64 Р е цензе н ты канд. полит. наук КР. Нигматулина (С.-Петерб. гос. ун-т), канд. полит. наук С. Н. Никонов (С.-Петерб. гос. ун-т), канд. филол. наук Л. Г. Фещенко (С.-Петерб. гос. ун-т) Печатается по решению Учебно-методической комиссии Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Литвиненко, А. А. Репортаж искусство повествования : практич. пособ. — СПб.: С.-Петерб. гос. унт, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. — 48 с. В практическом пособии раскрываются особенности жанра репортажа, подробно анализируется процесс подготовки и создания текста в данном жанре, с приведением примеров из журналистской практики. Описаны российский и западный подходы к жанру репортажа. Практическое пособие адресовано студентам факультетов журналистики, слушателям курсов Стилистика журналистского текста, Основы творческой деятельности журналиста, Репортажи в глобальной журналистике, а также всем, кто заинтересован в познании основ журналистского мастерства. © С.-Петерб. гос. унт, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013 © А. А. Литвиненко, Л Введение ...................................................................................................... Что такое репортаж ...................................................................................... Тема и идея репортажа ............................................................................... Герои репортажа ........................................................................................ Место действия .......................................................................................... Действие ..................................................................................................... Интервью с героями ................................................................................... Структура репортажа ................................................................................. Начало .................................................................................................... Середина ................................................................................................. Концовка ................................................................................................ Типичные ошибки ..................................................................................... Я или не Я ........................................................................................... Язык репортажа ......................................................................................... Мультимедийные репортажи Заключение ................................................................................................ Примерные темы курсовых работ (направления исследования) ............. Использованная литературы ..................................................................... Рекомендуемая литература ....................................................................... содержание 6 В Ведение В ХХI веке некоторые эксперты заговорили оконце эры журналистики, ссылаясь на то, что в эпоху Интернета распространение информации перестало быть прерогативой журналистов. За что именно общество должно сегодня платить журналистам Профессиональному сообществу приходится заново находить себя, доказывать, что отбор и подача новостей — это важные компетенции, которые нужно специально приобретать в процессе профессионального обучения. Журналисты отличаются от непрофессионалов тем, что они обязаны проверять информацию, давать сбалансированные оценки. И еще они должны уметь интересно и доступно подавать материал. Именно сегодня как никогда актуальным для журналиста становится умение рассказывать истории. Истории и характеры имеют сильную власть над человеческим умом. Мы переводим мир в нарративную форму, — говорит Ник Леман из Колумбийской школы журналистики. Журналистика успешна, когда она непросто перечисляет факты, а когда она рассказывает. Читателям нужны материалы, которые показывают связи между событиями, бэкграунд ив тоже время являются историями, которые с удовольствием читаешь от начала и до конца пишет руководитель австрийской Медиаакадемии Элизабет Вассербауэр [Lampert, Wespe, 2012, S. 116]. Один из ключевых жанров, который позволяет раскрыться таланту рассказчика, — репортаж, который еще называют королем жанров. Это своеобразная квинтэссенция журналистики репортаж информирует, показывает читателю те места, где он никогда Введение не был, знакомит с интересными людьми, поднимает важные вопросы, анализирует актуальные проблемы общества на наглядных примерах. Писать хорошие репортажи, которые захватывают читателя, заставляют сопереживать и размышлять, — высший пилотаж в журналистике. Владимир Гиляровский, Михаил Кольцов, Эгон Эрвин Киш, Гюнтер Вальраф, Том Вульф и многие другие журналисты остались в истории благодаря мастерским репортажам, в которых они точно и ярко передавали дух своего времени. Почему репортаж до сих пор остается ключевым жанром на страницах европейских газет На этот вопрос несколько лет назад ответили немецкие редакторы: «Репортаж отличается от других жанров. Читатель воспринимает информацию не только рационально, но и эмоционально. Персонификация информации повышает внимание воспринимающего, Бонн. Репортаж — важнейший элемент газеты как СМИ и может гораздо сильнее дать читателю проникнуться проблематикой, чем голая новость (Mitteldeutsche Zeitung, Галле). «Хороший репортер умеет связать факты, которые в новостях обычно стоят разрозненно, и сделать из этого историю. Именно в такие запутанные времена, как сейчас, потребность в аналитических репортажах, описывающих взаимосвязи явлений, очень велика (Шниббен, редактор Spiegel) [Уракчеева, б. д. 8 Что такое реПортаж ? Существует несколько определений репортажа. Объединяет их одно автор должен быть непосредственным очевидцем или участником описываемых событий. Невозможно написать репортаж, не выходя из-за письменного стола. Также очень сложно написать репортаж о давнопрошедших событиях, потому что репортаж живет за счет яркой и точной передачи оттенков эмоций, деталей, атмосферы происходящего. Основываясь на определении Л. Е. Кройчика см [Лазутина, 2000]) , мы предлагаем следующее определение жанра репортаж (от лат. reportare — передавать, сообщать) журналистский материал, дающий наглядное представление о событии, очевидцем или участником которого является автор. В репортаже тема раскрывается на примерах конкретных случаев, героев и их судеб. Репортаж очень близок жанру фиче, однако неидентичен ему. Насколько можно судить, в русском языке пока нет устоявшегося определения фиче, хотя данный термин широко используется. В словаре иностранных слов дается следующее определение «Фиче англ. feature — особенность, свойство < лат. facture — исполнение, форма — жанр средств массовой коммуникации особенно важная, оригинальная, богато документированная статья репортаж, радио- или телепрограмма, вызывающие большой интерес читателя, слушателя, зрителя гвоздь программы [Комлев, А. Колесниченко в своей книге о практической журналистике разделяет два вида Что такое реПортаж ? фиче — простую и новостную. Новостная фиче представляет собой рассказ о тенденции, которую автор увидел за событиями. Используя отдельные события как примеры, журналист показывает тренд, которого до него никто не замечали приходит к выводам, которые еще никто не делал. Для жанра фиче Ко- лесниченко дает следующее определение история, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся [Колесниченко, 2008, с. 11]. Нетрудно заметить, что английское слово «фиче» (от англ. черта, особенность) родственно русскому термину очерк. Однако в разных школах журналистики данные жанры, имеющие общие корни, развивались по-разному. Если в российской журналистике очерк стал художественно-публицистическим жанром, тов англосаксонской, со строгим разделением новостей и комментариев, фиче развивалась в русле новостных жанров, как и репортаж. С учетом значения термина в английском языке, традиций российской системы жанров, дадим следующее определение фиче — расширенная корреспонденция, иллюстрированная репортажными зарисовками очевидца. В фиче повествование обычно строится от общего к конкретному. Основной темой остается результата не сам процесс, как это обычно бывает в репортаже. Мы видим, что часто «фиче» похоже на репортажи при переводе на английский язык проблемный репортаж можно называть фиче, однако в русском языке данные понятия имеют различия. Определив границы между данными схожими жанрами, вернемся к репортажу. Этот жанр прочно вошел в европейскую журналистику впервой половине ХIХ века Петрова, Шишкин, Ба- риева, 2008]. Периоды его бурного расцвета как в России, таки в Европе — конец ХIХ века и 1920-e годы. В первое послевоенное десятилетие популярностью пользовалась журналистика новостей и фактов — журналисты стремились быть подчеркнуто беспристрастными. Ответом на засилие такой журналистики в США стал новый журнализм — смесь литературы и журналистики. Яркими представителями этого течения были писатели-репор- теры Том Вульф, Трумэн Капоте, Хантер Томпсон. В е годы репортаж пережил второй расцветив Европе здесь тоже Что такое реПортаж ? открывают новый индивидуализм, журналисты обращаются к судьбе отдельных членов общества, информация все больше пер- сонализируется, растет спрос на нарративную журналистику, а значит, на репортажи. Выделяют три основных вида репортажа ● событийный репортаж оперативно отражает общественно значимое событие в хронологической последовательности ● познавательный репортаж имеет в своей основе тему, которую освещает репортер, например рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, репортаж о путешествии проблемный репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы, автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства там же. Конечно, репортаж может быть познавательными проблемным одновременно. Постановка проблемы добавляет тексту глубину, заставляет читателя задуматься. Проблемный репортаж требует от журналиста наибольшей подготовки и отдачи. Рассмотрим основные элементы репортажа, а также этапы его написания. тема и идея реПортажа Тема репортажа должна быть актуальна и важна для вашего читателя, как ив любом другом жанре. Однако репортаж отличается от корреспонденции или статьи тем, что для него важен интересный ракурс, неожиданный поворот темы. Сможете ли вы найти интересных героев, стать очевидцем событий, которые помогут вам раскрыть тему Необходимо научиться улавливать в потоке окружающей вас информации те новости, истории, которые могли бы заинтересовать именно вашего читателя. Нюх на новости — этот первый элемент духовной оснастки репортера может быть либо врожденным, либо основанным на глубоком понимании вопросов оценки значимости новостей. — А. Л. Но откуда бы он ни проистекал, он вам необходим по двум причинам. Первая (со знаком плюс чтобы знать, что лежит в основе хорошей статьи, и уметь найти ценную новость в куче информационного мусора. Вторая (со знаком минус чтобы не тратить время свое и газеты на разработку сюжетов, которым грош цена. Чаще спрашивайте себя Насколько хорошим может быть этот сюжет Насколько ценным будет материал, даже если я раздобуду всю нужную информацию [Рэндалл Д. Универсальный журналист. URL: www. evartist.narod.ru/text12/38.htm]. Основные источники, по которым журналист получает информацию можно условно разделить на две группы ● источники, которые не требуют больших усилий от журналиста, которые предоставляют ему информационные поводы в готовом виде источники, для поиска которых журналисту приходится приложить более-менее серьезные усилия. К первой группе относятся ● пресс-конференции; ● пресс-релизы; ● интернет-рассылки; ● другие СМИ. Ко второй причислены ● наблюдения на улице коллегии знакомые официальные доклады и отчеты отчеты организаций университеты, исследовательские институты специализированные издания частные объявления блоги и группы в социальных сетях и др. Хороший репортер обязательно будет пользоваться всеми возможными источниками информации. Держите глаза и уши открытыми, гуляя по улицам, занимаясь делами, караульте сюжет, ивам воздастся. Моя первая большая статья была о бездомных на улицах британского города, где я жил. Видишь, как поздно ночью люди жмутся у подъездов, бредут в парки начинаешь задавать им репортерские вопросы кто почему итак далее [Рэн- тема и идея реПортажа Тема и идея репорТажа далл Д. Универсальный журналист. URL: Задание. Подумайте о том, что вам бросилось в глаза вчера или сегодня и что могло бы стать темой для журналистского материала. К каким бы источникам вы обратились, чтобы собрать полную информацию поэтому поводу Прежде чем писать репортаж, необходимо определить не только его тему, но и главную идею. Зачем выпишете материал Только если у вас есть идея, вы сможете придать внутреннюю логику и глубину вашему повествованию. Ответьте для себя наследующие вопросы ● Что я хочу сказать читателю этим репортажем Что занимало меня, удивило, тронуло вовремя работы над этой темой Каким образом я могу передать эти мысли/чувства читателю Например, путем описаний героев, структуры, цитат. Сформулируйте идею для себя, однако избегайте ее прямого артикулирования в тексте, иначе вы рискуете приобрести поучительный тон, который отпугнет читателя. Нужно отметить, что в России очень сильна публицистическая традиция и журналисты часто считают чуть лине своим долгом в конце текста выразить главную идею материала, вывести мораль из написанного. Однако постарайтесь все же дать читателю самому составить свое мнение поданной теме, будьте его проводником, ноне заставляйте чувствовать себя пленником ваших идей. Конечно, изначальная идея вашего репортажа может трансформироваться стечением времени. Когда вы приступаете к работе над темой, у вас есть определенные ожидания и идеи, которые, однако, могут быть (и часто бывают) опровергнуты действительностью вовремя работы. Например, вы хотите написать репортаж о малой народности. Вы уверены, что люди до сих пор хранят свои традиции и языки хотите сделать это главной идеей вашего репортажа. Однако, приехав на место, осознаете, что национальный язык уже практически не используется, а мо- Тема и идея репорТажа лодежь ничего не знает о традициях. Следовательно, идея вашего репортажа кардинально поменяется — выбудете писать об утрате традиций. Вывод главная идея необходима, она помогает вам найти свой фокус при работе с материалом. Идея всегда должна быть логическим следствием имеющихся фактов. Когда материал собран, сформулируйте основную мысль вашего репортажа в двух-трех предложениях. Это поможет вам написать лид. Примеры В России сосредоточена почти четверть мировых запасов древесины. Однако доступных для рубки лесов почти не осталось. (Литвинцев Д. Как вырастить из шишки доску // ГЕО. 2011. № 6. С. С января 2011 года Эстония первой из прибалтийских стран перейдет на евро. Тем самым она станет самым интегрированным в европейские институты государством Северной Европы. Каким образом эстонцам удалось всего залет превратить советскую республику в неотъемлемую часть Европейского союза И как сегодня живет одна из наименее населенных стран континента? (Литвиненко А. Эстония набирает скорость // ГЕО. 2011. № 1. С. Визит на фабрику валенок похож на путешествие во времени. (Соболева Е. Войлочное ноу-хау Калязина // ГЕО. 2010. № 12. С. Определите основные элементы вашего репортажа. Ими могут стать ● герои место действия действие (какие сцены вы представите читателю описания (героев, сцен, мест факты анализ (не всегда Герои репортажа Г ерои репортажа 14 г ерои реПортажа Мысленно представьте возможных героев. Кто будет вашим главным героем Кто может представить необычный взгляд на вашу тему Для кого она связана с особыми переживаниями, опытом Кто сможет лучше всех рассказать и показать то, о чем идет речь в вашем репортаже Каковы второстепенные герои Постарайтесь выбрать небольшое количество человек, иначе ивы, и читатель рискуете запутаться в толпе героев. Вспомните о том, что вы хотите сказать в репортаже, и подумайте, кто вам для этого нужен, а кто — нет. Как ив других жанрах, здесь работает правило сбалансированности источников избегайте однобокости, показывайте различные точки зрения на проблему. Пример Мне нужно было написать репортаж о традициях виноделия в Бордо. В рамках пресс-тура я посетила семь винодельных хозяйств и школу вин. В результате потенциальных героев репортажа набиралось слишком много. И хотя все они были достойны занять свое место в тексте, нужно было выбрать небольшое количество основных. Я провела «кастинг» героев на предмет их соответствиях главной идее текста, ив результате получилось четыре человека, три из них — главные герои женщина из потомственной винодельческой семьи молодой человек, который решил остаться в деревне и выучиться на винодела мужчина, который стал успешным виноделом, начав заниматься вином с нуля в солидной возрасте и, наконец, учитель школы вин, англичанин, который бросил банковское дело и переехал в Бордо, чтобы заниматься виноделием. Урок в школе вин стал красной нитью рассказа, из класса повествование постоянно переносилось на поля департамента Жиронда, где три других героя занимаются виноделием. см Литвиненко А. Потомственная винократия // ГЕО Тревеллер. 2010. Весна) Когда герои выбраны, подумайте Какие черты героя важны для моей темы Каким образом лучше описать героев Герои репортажа Г ерои репортажа 15 В хорошем репортаже автор обязательно описывает — хотя бы несколькими словами — внешность и особенности каждого персонажа. Примеры Баронасу 45 летно больше 35 ему не дашь. Выглядеть лет на десять моложе своих сверстников вообще характерно для тех, кто регулярно имеет дело с транспортным средством, приводимым в движение благодаря мускульной тяге. Даже у велосипедистов-алкоголиков, которых мне в эти дни тоже довелось повидать, лица скуластые, животы подтянутые, глаза бодрые. Но Игорь не только ездит на велосипедах, он их еще и изобретает. Желтый ангел — лишь один из десятков созданных им образцов. (Соколов-Митрич Д. Люди без педалей // Русский репортер. 2009. № В бесконечной очереди из турок, совкового вида алкоголиков, мрачных мамаш с колясками довольно много очень милых людей, по виду которых невозможно что-то сказать об их жизненном опыте Я научный работник, — говорит мне приветливая сорокалетняя фрау в детской хипповой фуфайке с разноцветными квадратами, — получила степень по математике и теперь не могу найти стипендию, соответствующую новому статусу. <…> За ученой дамой в очереди стоит симпатичное бесполое существо с дредами — то ли летний подросток, то ли очень худосочная тетенька. Существо обаятельно улыбается А я — учительница танцев. Учительницу зовут Хайке, у нее двухлетняя дочка, на фултайм-работу времени нет. (Вишневецкая Ю. Призрак коммунизма // Русский репортер. 2009. № Утром я встречаюсь со старым другом Эрнстом фон Вольфенхельмом, чтобы пошататься по местам его молодости — остаткам берлинских сквотов. Эрнст — дитя Западного Берлина, гений этого исчезнувшего города. Здоровый, как Шрэк, только в очках, с выпирающей тевтонской челюстью и седой шевелюрой. Старый анархист, пьяница, наркоман, Место действия М есто действия блюзмен, писатель и историк. Хохочет Эрнст так, что стены дрожат, глаза его блестят, как у маньяка. (Вишневецкая Ю. Юность в Германии // Русский репортер. 2007. № 12) Задание. Напишите зарисовку-описание известного человека, не упоминая его имени. Остальные учащиеся должны будут отгадать, кого вы описали. место дейстВия Как правило, проблемный репортаж не ограничивается одним местом действия. Значит, нужно ответить наследующие вопросы Какие характеристики этого места важны для репортажа |