Главная страница

file_1411466173_6546 репортаж. Репортаж искусство повествования


Скачать 355.3 Kb.
НазваниеРепортаж искусство повествования
Дата11.05.2022
Размер355.3 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаfile_1411466173_6546 репортаж.pdf
ТипДокументы
#521913
страница2 из 4
1   2   3   4
Каковы должны быть яркие детали, чтобы метко обрисовать образ?
Используйте для этого все органы чувств фиксируйте цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения. Описывая место действия, избегайте общих фраз типа восхитительный запах, великолепный вид. Какой именно запах Что интересного в этом виде Нарисуйте перед читателем картину, и пусть он сам решает, восхитителен ли этот запахи великолепен ли вид. Как ив случае с героями, попытайтесь описать характерные черты каждого места, где происходит действие, пусть это даже будет на первый взгляд непримечательный кабинет, где выберете интервью у чиновника. Присмотритесь внимательнее. Заметьте детали, которые характеризуют обстановку и вашего героя. Что лежит у него на столе Какая картина висит на стене Именно подобные описания и создают особую ткань репортажа, позволяют читателю проникнуться атмосферой описываемых событий.
Примеры:
Московский Черкизовский рынок. Бесконечные стада автобусов, каждый день привозящих сюда десятки тысяч челноков. Многокиломе-
Место действия
М
есто действия тровый лабиринт рядов, этажами уходящих куда-то вверх, сплошь завешенных черной одеждой миллионы пар штанов и кожанок — и тысячи смуглых лиц, которые, как призраки, шепчут из своих пещер Джинсы, дубленка. Улицы вьются под уклон, кажется, что спускаешься в какое- то подземное царство. Это целый город, десятки, если не сотни тысяч людей (Буртин Ш, Хасанов Ш, Буртина Е. и др.
Хижина дяди Мирзы // Русский репортер. 2009. № В цеху пахнет мокрой овечьей шерстью. Лица рабочих едва различимы за паром, поднимающимся от прессовочных машин. Некоторые пытаются заглушить грохот механизмов наушниками с музыкой. На полу лужи. Одни рабочие обуты в резиновые шлепанцы, другие — в валенки с резиновой подошвой. Под горячими плитами неработающего пресса стоят пластиковые контейнеры седой. Принесенный из дома обед ставят разогреваться в девять утра, к полудню он становится теплым. Больше еду на фабрике погреть негде. Станки покрыты волосками налипшей шерсти.
(Соболева Е. Войлочное ноу-хау Калязина // ГЕО. 2010. № По крутым ступенькам мы спускаемся в гулкий подвал. Одиннадцать, девятнадцать, двадцать три — я считаю ступени, а они все не кончаются. Как Барни в одиночку с помощью бульдозера удалось вырыть такой глубины ход — остается загадкой. Наконец, насчет тридцать лестница заканчивается и вспыхивает свет — хозяин повернул выключатель. Взору открывается комната размером с автомобильный гараж. Из бетонных стен бункера торчат провода, на полузабыта электродрель. Только что закончил монтировать вентиляцию говорит Барни. — Теперь буду ставить систему измерения радиации».
(Соболева Е. В ожидании конца света // ГЕО)
З ада ни е 3 . Опишите аудиторию, в которой вы сейчас находитесь. Не забудьте использовать все органы чувств зрение, слух, обоняние, осязание.

Д
ействие
18
Постарайтесь использовать оригинальные метафоры для описания места действия. Что напоминает вам город, улица, дом, о котором вы рассказываете
Пример:
Город Северобайкальск, расположенный, как нетрудно догадаться, на северном берегу Байкала, строили питерские комсомольцы, но похож он больше на южный курортный город — общей расслабленностью, обилием людей в шортах, часто встречающейся рекламой гостиниц. Собственно, только в неторопливом и начисто лишенном всякой промышленности тысячном Северобайкальске и можно понять, что имели ввиду авторы английского путеводителя, называя динамичным городом Усть-Кут.
Для упрочения крымско-сочинских ощущений можно за 200 рублей сфотографироваться с чучелом медведя. А в местной картинной галерее и вовсе гостит целый зоопарк, обещающий встречу с очаровательной обезьяной Люсей из Махачкалы. Рядом к услугам туристов непременный объект любого бамовского города — музей истории строительства магистрали. Особенно понравились кости динозавров и дипломы строителей, — делятся посетители впечатлениями в книге отзывов.
(Рудницкая А. Жизнь после БАМа // Русский репортер. 2009. № Задание. Напишите зарисовку огороде, сравнив его с каким-то объектом. Например, Прага словно музыкальная шкатулка, «Санкт-Петербург — словно книга и т. п. Постарайтесь сохранить цельность образа на протяжении всего текста. д
ейстВие
Каким образом вы расскажете свою историю Что будет ее началом, кульминацией, концом Определите, в каком ракурсе история будет интереснее.

Д
ействие
19
Выберите те сцены, которые важны для вашей темы. Какие сцены излишни Как ив случае с героями, необходимо оставить только то, что непосредственно раскрывает вашу тему. При описании действий отдавайте предпочтение глаголам, а не существительным, это создает динамику.
Примеры:
Катарина с Мартином так ничего и не продали. Усталые, они, переругиваясь, складывают свой товар в чемодан на колесиках. В конце концов Мартин, как Иисус Христос из рок-оперы, в гневе переворачивает стол. Футболки, сумки, ювелирные изделия и открытки с соседних прилавков летят на землю. Из глубины рынка доносятся гулкие звуки это какой- то умелец играет на флейте водосточных труб — дует в пластмассовую конструкцию, собранную из обломков сантехники.
(Вишневецкая Ю. Призрак коммунизма // Русский репортер. 2009. № 25)
Мауэрпарк c высоты напоминает большую картину Брейгеля: множество маленьких человечков, не обращая друг на друга внимания, занимаются разными глупостями. Пожилой польский хиппи пускает мыльные пузыри размером с трехлетнего ребенка. Негры играют в волейбол, кто-то бросает летающие тарелки, кто-то качается на качелях, кто-то дрессирует собаку, кто-то музицирует, кто-то раздает free hugs — бесплатные объятия. Человек десять яростно лупят друг друга специально принесенными из дома подушками (Вишневецкая Ю. Юность в Германии // Русский репортер. 2009. № Тридцать шагов на север — и мы в трапезной. Внутри принимают пищу несколько насельников, три немолодые трудницы и ребенок- инвалид. Увидев их, наш монах стушевался, как будто он тут совсем никто и звать его никак. Хотел даже выйти и за дверями подождать, но потом все же набрался храбрости, провел нас за стол и поспешно ретировался.
(Вишневецкая Ю, Великовский Д, Соколов-Митрич Д. Где границы православия // Русский репортер. 2009. № 4)
Интервью с
героямИ
З ада ни е 5 . Напишите зарисовку Молчаливый диалог. Опишите общение между двумя персонажами только при помощи жестов, мимики, взглядов. Покажите, насколько емко и четко вы умеете описывать различные действия. и
нтерВью с
героями
После того как вы определили тему и основные элементы репортажа, постарайтесь собрать как можно больше информации по теме. Проведите интервью с героями. Чтобы раскрыть характеры героев, погрузиться в тему, необходимо гораздо больше времени, чем на обычное информационное интервью. Часто приходится встречаться с людьми по несколько раз. Ваша главная задача — добыть информацию, разговорить человека, при этом построение драматургии, форма интервью отступают на второй план. Интервью при сборе информации. — А. Л — будь они в форме личной беседы либо по телефону — не проходят по разработанному сценарию, ивы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Интервью — всегда долгое и кропотливое занятие, при котором вы не отступаетесь от вопроса, на который хотите получить ответили от темы, которую хотите понять до конца [Рэндалл Д. Универсальный журналист. URL: В любом интервью важно найти золотую середину между тем, чтобы вести беседу к намеченной цели, и тем, чтобы чутко реагировать на сказанное собеседником и при необходимости скорректировать обсуждение. Если журналист слишком жестко начинает вести интервью, строго следуя своему плану, он рискует упустить нечто очень важное, что мог бы сказать ньюс- мейкер, если бы его не ограничивали жесткими вопросами. Если же журналист слишком поддается давлению собеседника и начинает играть по его правилам, разговаривать на темы, ин-
Интервью с
героямИ
тересные ему, то рискует потерять нить разговора и не добыть нужную информацию. Поэтому журналисту, с одной стороны, необходимо уверенно вести интервью, нос другой стороны, на какое-то время принимать на себя и роль ведомого, реагировать на сказанное, чтобы понять, о чем на самом деле хочет поговорить собеседник иногда это позволяет получить действительно ценную информацию и неожиданные повороты темы. В любом случае журналисту необходимо сохранять контроль над ситуацией и точно знать, чего он хочет достичь, задавать точные и ясно сформулированные вопросы.
«Журналистика не знает случая, когда бы так называемые мудреные или с подковыркой вопросы приносили плоды. Такие вопросы, как правило, выдают человека неопытного либо озабоченного производимым впечатлением, а не мыслью о хорошей статье. Простые вопросы суть следующие Кто Что Где Когда Как Почему Если вы получите удовлетворительные ответы на эти вопросы, ключевая информация будет практически у вас в кармане [Рэндалл Д. Универсальный журналист. URL: Правила проведения интервью для репортажа
● Тщательно подготовьтесь к интервью, узнайте всю возможную информацию о собеседнике и о теме интервью Определите для себя цель интервью и следуйте ей. Что вы хотите узнать
● Не задавайте сложные вопросы вначале. Впервые минуты встречи попытайтесь понять, какой человек перед вами он разговорчив или замкнут В зависимости от этого поменяйте тактику вопросов. Прислушайтесь к нему, проявите любопытство. Что у него на душе Возможно, у него есть какая-то увлекательная история, о которой вы пока даже не подозреваете. Дайте ему возможность рассказать ее Если собеседник разговорчив, если породу деятельности у него есть склонность к пространным речам ни о чем (так часто бывает с политиками, пресс-секретарями), то старайтесь задавать закрытые, как можно более конкретные вопросы.
Интервью с
героямИ
и нтерВью с
героями
● Если интервьюируемый замкнут, задавайте открытые вопросы (Как Почему Зачем Как это было. Иногда собеседника удается раскрепостить, если задать ему сразу несколько вопросов Где выучились Когда начали работать Сколько вам лет
● Если собеседник вдруг выдал вам какую-то очень важную информацию, ненужно сразу с ажиотажем начинать записывать ее, иначе он может сразу замкнуться. Задайте какой-ни- будь неважный для вас сейчас вопрос (А кем вы хотели стать в детстве) и вовремя ответа запишите все, что было сказано до этого.
● Не стесняйтесь уточнять, если вы что-то не поняли. Говорят, что глупый вопрос — это незаданный вопрос и что не бывает глупых вопросов — бывают глупые ответы.
● Желательно задавать неудобные вопросы в конце интервью, когда бóльшая часть информации уже получена Не пускайтесь в долгие дискуссии с собеседником. Ваша задача выяснить его мнение и записать информацию Не переставайте внимательно слушать собеседника до последней минуты встречи иногда самая важная информация может быть сказана у дверей лифта.
● Уходя, всегда оставляете за собой открытую дверь узнайте, как можно связаться с собеседником в дальнейшем, возьмите его телефонный номер и попросите разрешения позвонить, если вам понадобится дополнительная информация.
Если работа человека связана с вашей темой, попросите его показать, как он ее исполняет. Попросите присутствовать при важном для вас действии, показать вам что-то. Помните именно за счет действия репортаж становится интересным В отношениях с источниками информации нужно быть дружелюбным, но при этом всегда соблюдать дистанцию, не поддаваться соблазну подружиться с ньюсмейкерами: это неизбежно приводит к конфликту интересов. Всегда необходимо помнить о том, что задача журналиста — критически и независимо оценивать любые данные и придерживаться этой позиции в общении с источниками информации.
Задание. Группа делится на две части — журналисты и интервьюируемые. Всем раздаются карточки с указателями журналистам какую информацию им нужно добыть, интервьюируемым какую роль они должны сыграть. После короткой подготовки участники разыгрывают интервью. После каждого из них обсуждается то, что было сделано правильно и что можно было бы сделать лучше. структура реПортажа
При работе над структурой репортажа важно понимать законы построения повествования. Данные законы хорошо видны на примере художественных произведений [Lampert, Wesp, 2012]. Саму нить рассказа можно представить себе как волнистую кривую, которая начинается в высоко расположенной точке, потом плавно опускается вниз, чтобы к середине достичь кульминации и закончиться также на высокой точке. Для автора важно распределить имеющиеся сцены так, чтобы правильно выстроить динамику рассказа, отобрать сильные сцены для начала, кульминации и конца повествования. Динамика должна прослеживаться не только в общей структуре текста, но ив каждом абзаце вашего репортажа, в его языке ив логике переходов от одной сцены к другой. Чтобы написать глубокий и интересный текст, важно уметь плавно переходить от частному к общему, от конкретного к абстрактному. Логику динамичного повествования можно проиллюстрировать, исходя из концепции лестницы абстракции, о которой писал американский лингвист С. Хаякава. Рой Петер Кларк (2008) применяет эту идею, чтобы наглядно показать процесс создания рассказа. Можно представить себе лестницу, наверху которой — абстрактные понятия, а внизу — конкретные. Например, наверху будет новый закон о сельском хозяйстве, несколько ниже
— его применение в регионах, в самом низу — конкретный фермер Владимир Иванович в Подпорожском районе Ленинградской области, на работу которого повлияет этот закон. Хороший структура реПортажа
Структура репортажа
С
труктура репортажа рассказчик может легко переходить по лестнице абстракции от конкретного к абстрактному. Этот риторический прием широко используют и политики в своих речах, например Барак Обама, рассуждая об экономике Мы измеряем силу нашей экономики не потому, сколько у нас миллиардеров <…> А потому, могут ли люди с хорошими идеями взять на себя риски открыть собственное дело. Или потому, может ли официантка, которая живет на чаевые, взять отгул, когда болеет ее ребенок, и не потерять при этом работу. Мы хотим экономику, при которой уважается благородство труда (цит. по Lampert, Wespe 2012. S.16). Можно также провести параллель между драматургией репортажа и динамикой кадров на телевидении или в кино крупный план должен регулярно сменяться средними общим. При этом важно строить мостики между различными планами повествования. Так, экскурсы в прошлое должны быть по возможности краткими и связанными с настоящим. Пример Солнце еще не поднялось над восточными пиками, которые окружают боливийский город Потоси, а молодые мужчины уже ютятся в продуктовой лавке, похлебывая дымящийся суп на завтрак. Вдоль основной дороги к Серро другие магазины продают динамит, сигареты и листья коки. Они обслуживают 15 000 мужчин, женщин и детей, которые работают в шахтах. Я жую его, чтобы быть в силах работать в подполье, — говорит Трифон, покупая маленькую сумочку коки. — Это дает мне силы и энергию, и это помогает мне не чувствовать себя голодным. Молодой шахтер проведет следующие 12 часов в лабиринте из сотни туннелей. Нависающая над городом гора использовалась с тех пор, как здесь впервые было обнаружено серебро в 1545 году, но после почти пяти веков эксплуатации она подает тревожные признаки истощения.
(Кабица, М. Выработанная гора Серро-Рико в Боливии может провалиться // BBC News. 2011. 2 апр.)
Структура репортажа, как и любого другого журналистского текста, должна быть простой и ясной. Как мы уже отметили, для
Структура репортажа
С
труктура репортажа того чтобы репортаж был интересен читателю, необходима динамика, для которой используются следующие средства
● смена перспектив и ракурсов смена планов крупный (фокус на героя, общий (фокус на ситуацию в целом) — тот же принцип, который действует при кино- и телемонтаже;
● смена ритма короткие и более длинные предложения и абзацы. Особенность репортажа — в том, что в нем соседствуют информация и художественное описание, при этом читатель не должен замечать переходов между ними. Образно говоря, журналист должен соткать ковер, в котором будут умело переплетены информационные и описательные элементы. Задание. Прочитайте начало репортажа Ольги Тимофеевой и о погоде. Выделите в данном отрывке фактическую информацию и художественное описание. Как автор связывает их между собой
Пример:
Майя грустит со стаканом чая в руке и смотрит в окно — черная челка на глазах, коричневые точки веснушек. Григорьич взял ружье и ушел бродить по лесу. Придет, сварит себе ужин и будет слушать
Led Zeppelin — в печке трещат дрова, у ног спит собака, кот сбежал на чердак. Таня изо всех сил ждет гостей, готовит обед, смеется каждой шутке, бегает на площадку снимать показания, передает их в центр. Коля, ее мужи начальник станции, бредет километровым маршрутом, чтобы измерить высоту воды и скорость течения двух речек — Кепи- ны и Котуги, — и мечтает об Антарктиде. Здесь, в 120 километрах от Архангельска, меняются только показания измерительных приборов. Нет ни новостей, ни политики, ни людей. Но где больше одиночества здесь у них или там у нас «Бадан-пять! Я Бадан-пять, примите данные — говорит по связи Таня, а вслед летит в Гидрометцентр со всех побережий
«Бадан-18», «Бадан-29», «Бадан-14». Труднодоступных метеостанций в России сотни, на каждой служат по три-четыре метеоролога. Они как жители скитов отдаленных монастырей, только бог здесь у каждого свой.
(Тимофеева О. «… и о погоде // Русский репортер. 2009. № 20)
Структура репортажа
С
труктура репортажа
Начало
Тщательно продумайте, как вы начнете свой репортаж. Первое предложение должно зацепить читателя. В наш век стремительного потока информации нет ничего более естественного, чем не прочитать текст до конца, не кликнуть на него на экране компьютера. Вы должны так сформулировать первое предложение, чтобы читатель действительно захотел прочитать текст. Начинайте с самого интересного, загадочного, забавного, без долгих вступлений и объяснений. Как писал Василий Песков, найти отклик в сердце читателя можно лишь притом условии, что написанное захватывает его воображение. К восприятию тех или иных проблем читателя нужно эмоционально готовить. Сначала нужно его взволновать. Для этого при помощи деталей и эпизодов создается эмоциональная характеристика ситуации (цит. по Дедов б. д. Задание. Подумайте, что вас больше всего поразило вовремя работы. О чем вы в первую очередь рассказали другу/колле- ге? Начните свой репортаж с этого
1   2   3   4


написать администратору сайта