Главная страница

file_1411466173_6546 репортаж. Репортаж искусство повествования


Скачать 355.3 Kb.
НазваниеРепортаж искусство повествования
Дата11.05.2022
Размер355.3 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаfile_1411466173_6546 репортаж.pdf
ТипДокументы
#521913
страница3 из 4
1   2   3   4
Примеры:
Для статьи о «креативной Германии автору нужно было придумать сразу три вступления для трех частей материала о Гамбурге, Лейпциге и о Берлине. После недели, наполненной встречами с дизайнерами, художниками и музыкантами, необходимо было, с одной стороны, выделить главных героев и, с другой, найти ключевые сцены, с которых бы начиналась каждая из частей. Я задала себе вопрос, что самое необычное было в каждой из поездок, какая картинка впечатлила меня больше всего, и ответ был очень быстрым в Гамбурге я неожиданно для себя оказалась на террасе старого бункера, который сегодня оккупировали фотографы и музыканты в Лейпциге меня поразила история со старой гэдээровской рекламой в Берлине все герои постоянно повторяли, что это город бедный, но привлекательный. В результате получились следующие вступления в каждую из тем Гамбург Джессика стоит на террасе бункера, который бетонной горой возвышается над районом Сан-Паули, в самом центре Гамбурга.
Структура репортажа
С
труктура репортажа
Когда-то бункер хотели взорвать, но вовремя одумались — от взрыва скорее пострадали бы окрестные кирпичные дома, чем этот исполин со стенами толщиной три с половиной метра. И тогда его заняли представители творческих профессий — фотографы, музыканты, художники. Дизайнер Джессика Брошайт — одна из них.
Лейпциг: Уголок «Файнкост» (Деликатесы) хорошо известен всем жителям Лейпцига. Здесь, на торце одного из домов, сохранилась гэдэ- эровская реклама счастливое социалистическое семейство вокруг стола ест коричневую похлебку. И надпись Деликатесы, консервы, концентрированные супы. Эту рекламу уже давно порываются перенести в музей, но пока она все еще здесь, — улыбается Мила Кононова.
Берлин: Если Гамбург богата Лейпциг по немецким меркам беден, то Берлин для столицы Германии беден отчаянно. Его даже называют городом-банкротом. Но мегаполис на Шпрее с успехом компенсирует недостаток финансов своей творческой энергией. Мы бедные, но привлекательные, — любят повторять берлинцы крылатую фразу своего мэра-гея Клауса Воверайта. Столица с низкими ценами на недвижимость стала магнитом для мировой богемы. Продавать искусство лучше в Лондоне, но делать его лучше в Берлине, — говорит на ломаном немецком летняя итальянка Елена Беллантони. — Здесь царит такая атмосфера — сложно описать, — Елена подбирает слова Как в е годы».
(Литвиненко А. Богемная Германия //
ГЕО Тревеллер. № 1. 2011)
Середина
Для середины повествования важно найти хотя бы одну сильную сцену (это может быть высказывание героя, действие, развитие событий) и подумать о том, что будет поворотным пунктом в вашем повествовании.
● новая сторона в характере героя (в портрете об известном музыканте герой вдруг проявляет себя как заботливый отец семейства ключевая сцена для данной темы (репортаж о подготовке к параду, ключевая сцена — парад
Структура репортажа
С
труктура репортажа новая фигура (в репортаже об архитектуре Швейцарии появление молодого архитектора с революционными идеями новое направление, новый тон повествования (сначала подробное описание книжного салона, и потом вдруг критический взгляд на происходящее, новые факты о том, что происходит за кулисами тайна героя (нелегальный иммигрант приоткрывает завесу тайны над тем, что толкнуло его уехать из своей страны)
(Lampert, Wespe, 2012. S. 94–100). Важно помнить, что поворотный пункт в повествовании должен подвести читателя ближе к той идее, которую вы сформулировали вначале работы над репортажем. Концовка Вначале работы над текстом выберите сцену, в которой наиболее полно выразится ваша основная идея, и оставьте ее про запас, чтобы потом привести в конце репортажа. Избегайте соблазна напрямую высказать свою основную мысль, предоставьте читателю самому сделать выводы, дайте ему возможность поразмышлять над вашим текстом. Примеры Этой зимой я снова говорила с Алексом, выпускником Гарварда, и обнаружила, что после перерыва в несколько месяцев он снова принимает аддерол — небольшую дозу каждый день. Он чувствует, что он привыкает использовать препарат более дисциплинированно. Сейчас, по его словам, речь идет больше не о том, чтобы работать допоздна, чтобы закончить работу, которую нужно было начать делать раньше, а о том, чтобы лучше сосредотачиваться на работе, что заставляет меня хотеть работать дольше. Какой работодатель будет возражать против этого?
(Талбот М. Приток мозгов. Подземный мир нейростимулирующих препаратов //
Нью-Йоркер. 2009. 27 апр.)
Структура репортажа
С
труктура репортажа
Он расплачивается за кофе сотней крон — синенькой бумажкой с изображением эстонской поэтессы Лидии Койдулы. Конечно, мы сохраним кроны на память, ведь сними связаны воспоминания, — говорит историки добавляет — Хотя это странно, ведь деньги — это всего лишь средство платежа.
(Литвиненко А. Эстония набирает скорость //
ГЕО. 2011. № В доказательство смены парадигм Джим демонстрирует новую татуировку на черепе — рядом со свастикой — в виде креста. И решительно передергивает затвор на карабине в подтверждение окончательного разрыва со своим полным насилия прошлым (Соболева Е. Страна смелых, дом свободных //
ГЕО. Маленькое буржуазное счастье скалит свои зубы Григорьичу даже здесь, на краю земли. Старый дом, в котором он живет, скоро снесут. Рядом уже выстроили новый, на шесть человек. Он заходит внутрь, переставляет деревяшки Это будет ваша комната Дано мне не нравится. Холодный, из бруса, а старый — из бревна Он ходит по новому дому, скрипит дверями. Ему грустно. В старом доме еще топится печка, еще весело трещат дрова, еще играет блюз. Спит кот. Ложится спать и Григорьич. Гитара стоит в углу. Гитара, на которой он все-таки играет.
(Тимофеева О. «… и о погоде // Русский репортер. 2009. № 20)
т иПиЧные ошибки
Постарайтесь избегать распространенных типичных ошибок. К ним относятся Неуклонное следование хронологии. Это скучно, стройте драматургию рассказа, исходя из логики темы. Начните репор- т
иПиЧные ошибки

30
К
онцовКа к
онцоВка таж с места событий, а нес подробного описания того, кто его организовали зачем.
● Ненужные детали, которые не работают на главную тему и идею. Это вводит читателя в заблуждение, он не понимает, к чему вы его ведете, теряется в тексте и бросает чтение. Поэтому безжалостно убирайте все лишнее, как скульптор, высекающий фигуру из камня.
● Слишком длинные предложения.
● Стертые эпитеты, которые не вызывают у читателя ничего, кроме скуки Рассказ о собственных эмоциях, вместо того чтобы показывать чувства героев я или не я Поскольку репортаж — это материал, написанный очевидцем или участником событий, у многих журналистов складывается стойкое убеждение, что он обязательно должен быть написан от первого лица. Однако это далеко не так. Местоимение я — совершенно необязательная составляющая репортажа. Задайте себе вопрос действительно ли ваше присутствие необходимо в тексте репортажа Может быть, лучше оставить героев на сцене одних, тогда читателю будет интереснее.
Коварство местоимения я заключается в том, что журналист может поддаться соблазну самому стать героем репортажа, вместо того чтобы рассказывать о других людях. Помните, что журналистика это рассказ журналиста об обществе, а не о самом себе. Старайтесь избегать я, где это возможно. Пишите от первого лица, только если без этого действительно нельзя обойтись, когда вы участник события. Такой вариант допустим, когда нужно провести журналистский эксперимент или репортаж, где в фокусе сам процесс журналистского расследования. В большинстве случаев лучше выдвигать на первый план чувства и мысли героев репортажа, а не свои собственные. Ведь, как правило, у ваших героев гораздо больше опыта и знаний по той теме, о которой выпишете язык реПортажа
Мастера не падают с небес. И не существует прирожденных талантов. Хорошо рассказывать этому можно только научиться.
Эрнест Хемингуэй Интересный, самобытный, но при этом простой и ясный стиль изложения — единственное условие для того, чтобы читатель дочитал ваш текст до конца. Именно благодаря яркому, живому языку вы сможете затронуть его чувства и заставить задуматься над поднятой вами проблемой. Чтобы добиться этого, постарайтесь следовать следующим правилам
● Пишите простои ясно Избегайте нагромождений сложноподчиненных предложений. Посмотрите, возможно ли разделить одно предложение на несколько. Если да, лучше сделайте это.
● Используйте активный залог Настоящее время добавляет динамику повествованию Объясняйте жаргон, термины Избегайте пустых слови затертых эпитетов прекрасный, знаменитый, роскошный, ужасный, волосы черные как смоль и т.п.
● Используйте больше глаголов, меньше существительных вместо в случае принятия закона лучше написать если закон примут и т.п.
● Ищите золотые цитаты короткие, передающие эмоции героев. Избегайте длинных цитат
● Используйте оригинальные метафоры, сравнениям ультимедийные реПортажи
В эпоху конвергенции СМИ журналистские жанры претерпевают изменения. Это, конечно, касается и репортажа. Каким образом можно увлекательно рассказывать истории в мультимедийном пространстве Интернета язык реПортажа мультимедийные реПортажи

М
ультиМедийные репортажи
При работе в Интернете нужно помнить один из основных принципов конвергентной журналистики мультимедийность — не самоцель Сегодня все чаще тексты дополняются не только слайд-шоу с фотографиями, но и аудио- и видеофайлами. Выиграет ли ваша тема, если добавить к ней аудио, видео Добавит ли это новые смыслы, усилит ли впечатление, передаст ли атмосферу, подчеркнет ли то, что вы хотите сказать Соответствуют ли ваши мультимедийные файлы качественному уровню текста Если на эти вопросы получены ответы нетто в данном случае лучше отказаться от мультимедийной подачи. Если да, то смело дополняйте ваш текст мультимедийными элементами. Как правило, это небольшие видеосюжеты (около двух минут, снятые на фотоаппарат или даже на мобильный телефон, где мы можем увидеть вживую главных героев или место действия. Пусть файлы будут короткими, снятыми на фотокамеру, но они смогут добавить новые краски в атмосферу вашего текста. Журналистка Эми Гахран [Gahran, 2011] говорит о том, что мультимедийное повествование должно быть построено как конструктор «Лего»: каждый элемент автономен по содержанию, читатель сам решает, откуда начинать строить историю. При этом мультимедийные элементы должны не повторять друг друга по содержанию, а дополнять. Так, если у вас есть видео с интервью героя, то покажите, как он эмоционально рассказывает какую-то историю из своей жизни или, например, как он работает. Если он музыкант, то будет логичным выложить аудиофайл сего выступлением.
Примеры:
Молодых А. Сомали. Диагноз. URL: http://www.rusrep.ru/2009/23/
somali/
Marint R. A Seed is forever. URL: http://martinricard.com/2010/05/04/
a-seed-is-forever/.
з аклюЧение
Мы рассмотрели основные этапы создания журналистского произведения в жанре репортаж, при этом уделив особое внимание проблемному репортажу. Если вы собираетесь продолжить знакомство сданным жанром в рамках научного исследования, то вам могут пригодиться описания примерных тем курсовых работ, помещенные в отдельный раздел пособия. В заключение приведем чек-лист, который резюмирует основные положения пособия и поможет вам при подготовке и написании репортажа Тема Насколько актуальна тема для моего читателя Почему ему будет интересно прочитать репортаж на эту тему
● Смогу ли я найти интересных героев, которые помогут мне раскрыть тему Стать очевидцем событий, актуальных для моего репортажа Идея
● Что я хочу сказать читателю этим репортажем Что занимало меня, удивило, тронуло вовремя работы над этой темой Каким образом я могу передать эти мысли, чувства читателю Могу ли я сформулировать идею в двух-трех предложениях

34
З
аключение
Герои
● Как мой герой поможет мне раскрыть тему с новой точки зрения Какие черты героя важны для моей темы Каким образом лучше описать героев
● Не слишком ли много героев в моем репортаже Всели они подходят для темы моего репортажа Место действия Какие характеристики этого места важны для репортажа
● Есть ли у меня в тексте яркие детали, которые работают намою тему и характеризуют обстановку и героя
● Использовал ли я для описаний разные органы чувств, отметил ли цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения?
Структура
● Каким образом я расскажу свою историю Какие сцены я поставлю в начало Что будет кульминацией, концовкой
● Какие сцены излишни
● Использую ли я прием смены перспектив и ракурсов
● Получилось ли у меня соткать ковер из художественных описаний и фактов Достаточно ли привлекательно начало моего репортажа Не слишком ли затянуто вступление Начал ли я с самого интересного, загадочного, забавного, поразившего меня вовремя работы над репортажем
● Какая сцена будет поворотным пунктом в повествовании
● Есть ли у меня сцена для концовки, в которой бы наиболее полно выразилась моя основная идея Язык
● Удалось ли мне избавиться от слишком длинных предложений, затертых эпитетов, общих фраз Что на первом плане — чувства и мысли героев репортажа или собственные (исключение составляют случаи, когда вы сами — герой репортажа
Заключение Используются ли активный залоги настоящее время, чтобы придать динамику повествованию
● Чему отдано предпочтение при описании действий — глаголам или существительным
● Есть ли у меня в тексте золотые цитаты — емкие, короткие и эмоциональные высказывания героев
● Есть ли у меня в тексте оригинальные метафоры и сравнения?
З ада ни е : а) Найдите в Интернете и прочитайте следующие репортажи. Соколов-Митрич Д. Сапсаново бешенство // Русский репортер.
7 апр. 2010. № 13 (141). URL: http://www.rusrep.ru/2010/13/news_
konflict/.
2. Тимофеева О. Россия сортировочная // Русский репортер. 2009.
22 июля № 28 (107). URL: http://www.rusrep.ru/2009/28/musor/.
3. Вишневецкая Ю, Великовский Д, Соколов-Митрич Д. Где границы православия // Русский репортер. 2009. 4 февр. № 4 (83). URL: б) Выделите в них следующие элементы
● героев место действия действие (какие сцены описаны описания героев, сцен, мест факты
● анализ. в) Проследите, каким образом авторы совмещают информационную и художественную составляющую репортажа. г) Составьте план-структуру каждого репортажа. д) Выделите оригинальные эпитеты и метафоры, которые используют авторы при описании героев и места действия.
Примерные темы курсоВых работ
(
наПраВления исследоВания
) Особенности стилистики репортажа на примере творчества одного из репортеров)
Студент может взять для исследования работы репортера независимо от времени и страны. Важно, чтобы студент хорошо владел языком, на котором писал репортер, поскольку в курсовой важно проанализировать авторский стиль журналиста. Вот несколько авторов, творчество которых может стать темой для курсовой Владимир Гиляровский — знаток московской жизни, автор нескольких книг репортажей, Эгон Эрвин
Киш — уроженец Праги, живший в Берлине, неистовый репортер, Гюнтер Вальраф, известный благодаря своим смелым журналистским расследованиям, Хантер Томпсон — любитель эпатажа, изобретатель гонзо-журналистики, Том Вульф, стоявший у истоков новой журналистики, и многие другие. В современной российской журналистике следует обратить внимание на авторов Русского репортера, именно на страницах этого журнала чаще всего появляются тексты, соответствующие канонам репортажа как жанра. Впервой части курсовой рекомендуется проанализировать личность автора в контексте его эпохи. Что повлияло на него В чем особенности журналистики и жанра репортажа в исследуемый период ив издании, для которого работал автор Какие
Примерные темы курсовых работ (
наПравления исследования
)
черты биографии автора повлияли на становление его карьеры и неповторимого авторского стиля Во второй части курсовой следует перейти к филологическому анализу самих текстов, для этого необходимо выработать критерии анализа они будут несколько варьироваться в зависимости от конкретного репортера и особенностей его стиля. Обязательной составляющей анализа должен стать разбор структуры текстов, художественно-выразительных средств, используемых автором. В результате нужно прийти к выводу о том, в чем именно заключается особенность стиля автора, из чего складывается данный стиль и что повлияло на его становление. Становление жанра репортажа (страна по выбору)
В данной курсовой необходимо проследить особенности развития жанра репортажа в любой стране по выбору. Важно, чтобы студент хорошо владел языком изучаемой страны, поскольку в курсовой важно проанализировать творчество ключевых фигур в репортажной журналистике страны. Необходимо отметить, что во многих странах нет четко разработанной системы жанров, поэтому будет сложно найти теоретические труды, посвященные репортажу и истории его становления. Рекомендуем пользоваться google.books, где можно найти большое количество англоязычных практических пособий по журналистике. Из русскоязычных пособий рекомендуем книгу А. Колесниченко Прикладная журналистика, которую также можно найти в Интернете. Очень подробно история становления жанра — от путевых заметок до современного репортажа изложена в книге Михаеля Халлера Репортаж (на немецком языке. Впервой главе стоит подробно раскрыть истоки жанра и особенности его развития в контексте истории выбранной страны, делая акцент именно на развитии, на причинно-следственных связях. Почему в данную эпоху был востребован именно жанр репортажа Почему в какие-то периоды истории этот жанр уходит на второй план
Примерные темы курсовых работ (
наПравления исследования
)
Во второй главе рекомендуем провести анализ творчества ключевых репортеров данной страны. В Германии это, к примеру, Геррих Гейне, Эгон Эрвин Киш, Гюнтер Вальраф, Генри Нан- нен, репортеры Spiegel. В каждой стране стоит обратить внимание на профессиональные награды в области журналистики их результаты помогут сориентироваться при поиске ведущих репортеров страны. В США это, например, Пулицеровская премия см. номинация «фиче»), в Германии — приз им. Генри Наннена. В результате работы следует сделать выводы об этапах развития жанра репортажа в выбранной стране, об особенностях его развития и причинах данных особенностей, о секрете мастерства ключевых фигур, представляющих жанр репортажа в данной стране, а также, по возможности, о перспективах дальнейшего развития жанра. Новая журналистика и ее особенности Предполагается и исследование новой журналистики как течения, ознаменовавшего в том числе возрождение жанра фиче и репортажа после Второй мировой войны. Автору курсовой работы стоит ограничить свой анализ работами одного или нескольких журналистов, относящихся к данному течению. Предметом исследования также может статьи конкретное направление в рамках течения, например гонзо-журналистика. Для студентов, хорошо ориентирующихся в новой журналистике, можно предложить тему Наследие новой журналистики в современной журналистике (страна по выбору. В русской журналистике предметом такого анализа могут стать издания Караван историй или у. Для исследования могут быть рекомендованы работы следующих авторов Тома Вульфа, Хантера Томпсона, Трумэна Капоте,
1   2   3   4


написать администратору сайта