Главная страница
Навигация по странице:

  • СТАРИННОЕ ЗЕРКАЛО

  • изложение. С глаголом беречь славяне считали берёзу


    Скачать 63.32 Kb.
    НазваниеС глаголом беречь славяне считали берёзу
    Дата02.10.2018
    Размер63.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизложение.docx
    ТипДокументы
    #52248
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ЧУВСТВЕ СЛОВА»

    А действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова

    человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным.

    Чувство слова – это, во-первых, знание языковых законов и системных

    связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит

    правильно. Вспоминается пушкинское: «Как уст румяных без улыбки, Без

    грамматической ошибки...» Обычно говорят: «Он Пушкин, ему можно». В Лицее

    звали его Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-

    русски, и даже первые стихи у него были на французском! Невозможность

    представить русской речи без ошибки для Пушкина объясняется не только

    влиянием форм (в данном случае русских и французских), но прежде всего тем

    же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами

    правила противоречат грамматическим моделям.

    Прислушаемся: многие говорят «звОнит» – не грамматическая, но всё же

    ошибка. Между тем влияние давнего процесса переноса ударения на основу

    очевидно: гонит, стонет, тонет, клонит. То же проявляется и на письме. Даже при

    знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства

    слова выбрать необходимую модель тяжело!

    Чувство слова... Оно формируется активной работой над книгой, над

    речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над

    текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания обычного

    школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о

    том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать поразному, что

    слово – это не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и

    сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полководца

    определяет участь сражений и народов. Слово оратора начинало и заканчивало

    столкновения между государствами.

    Слово может ранить, и не метафорически. Горький, писавший «Жизнь

    Матвея Кожемякина», так ясно увидел внутренним взором рану героя, что сам

    рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя

    тёмное пятно на рубашке. Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить

    себя, когда случалась депрессия. А Байрон за четыре ночи написал поэму

    «Абидосская невеста», чтобы отогнать душившие его слёзы. Написал – и понял,

    что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались

    бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы.

    Власть человека над языком, умение выразить тончайшие колебания души

    и самые заветные мысли – это и есть «чувство слова». Умение создавать

    каламбуры, как и умение сочинять стихи «на спор», а то и перед зрительным

    залом – безусловное проявление «чувства слова». Никита Богословский не

    только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер

    остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку.

    И становится очевидным, что чувство слова – одно из важнейших и очень

    редких качеств человека, который умеет создавать, который видит то, что

    сокрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить собеседнику

    или удивить его яркой мыслью или неповторимой строкой.

    Умение грамотно писать. Умение быть творцом. Остроумие. Возможность

    относиться к слову так, как дети: уважительно, удивлённо и восхищённо.

    449 слов По А. Мурашову*

    Творческое задание

    Напишите подробное изложение.

    Подберите и изложите аргументацию к тезису, содержащемуся в

    последнем абзаце.

    Текст 41

    РОДИНА

    Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не

    потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов

    и красивее, и древнее его, – повезло потому, что Смоленск моего детства ещё

    оставался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих

    бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту.

    Город превращают в плот история с географией. Географически Смоленск

    – в глубокой древности столица могущественного племени славянкривичей –

    расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между

    Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и

    Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что

    именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости. История раскачивала

    народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный

    Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов,

    латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок.

    И всё это разноязыкое, разнобожье и разноукладное население лепилось подле

    крепости, возведённой Федором Конем ещё при царе Борисе, и объединялось в

    единой формуле: житель города Смоленска.

    …Здесь искали убежища еретики всех религий, и сюда же стремились

    бедовые москвичи, тверяки и ярославцы, дабы избежать гнева сильных мира

    сего. И каждый тащил свои пожитки, если под пожитками понимать

    национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. И Смоленск

    был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплеменных

    земляков через собственное детство.

    …Я вижу нашу комнату в домике на Покровской горе: тогда она казалась

    мне огромной, потому что свет керосиновой лампы не в силах был растопить

    темень в её углах. Я сижу за столом, и мой подбородок упирается в книгу.

    Бабушка только что научила меня читать (подозреваю, чтобы я ей не мешал), и

    я громко читаю, а за столом чинно пьют чай старые женщины…

    А я громко читаю, ещё не ведая, что плыву на плоту и что люди делятся не

    на русских, поляков, евреев или литовцев, а на тех, на кого можно положиться и

    на кого положиться нельзя. Это проверенное деление: плот только-только

    оправился от урагана, имя которому «Гражданская война», и его пассажиры

    очень хорошо знают, что значит всегда быть настоящим мужчиной, ну а

    женщиной – тем более.

    … Запомнилось мне детство … Храмом. Двери этого Храма были

    распахнуты во все стороны, и никто не стремился узнать имя твоего бога и адрес

    твоего исповедника, а назывался он Добром. И детство, и город были насыщены

    Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра – детство или

    Смоленск.

    – Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке кошёлку до дома!

    Так мог сказать – и говорил! – любой прохожий любым ребятам, игравшим

    на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть русским или эстонцем,

    поляком или татарином, цыганом или греком, а старушка – тем более: это было

    нормой. Помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова. Конечно, помощь –

    простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага…

    448 слов По Б. Васильеву*

    Творческое задание

    Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его

    лица.

    Поразмышляйте, как соотносятся понятия «интернационализм» и

    «патриотизм». Что они значат для вас?

    Текст 44

    СТАРИННОЕ ЗЕРКАЛО

    В комнате на стене висело старинное Зеркало, оставшееся Девушке в

    наследство от прапрапрабабушки.

    Девушка любила смотреться в Зеркало, прихорашиваться, кокетничать.

    Она гордилась тем, что её любили, ею восхищались, из-за неё страдали

    влюблённые молодые люди. Она тоже любила, но любила… себя. Тоже

    восхищалась, но восхищалась… собой.

    Вот и на этот раз она посмотрелась в своё старинное Зеркало, и её охватило

    сладостное чувство.

    – Боже мой, как я прекрасна! Я могу разбить сердце любого молодого

    человека! – воскликнула она с гордостью и умилением.

    И вдруг зеркало заговорило…

    – Да, ты прекрасна, давно я это замечаю, – прошептало оно.

    Девушка удивилась и, пока соображала, не ослышалась ли она, увидела,

    как в Зеркале рядом с её отражением появилось лицо бабушки: бабушка вошла в

    комнату с большим подносом в руках, а на нём лежали фрукты для Девушки.

    Девушка оторвалась от Зеркала и, с ужасом глядя на вошедшую старую

    женщину, подумала: «Неужели я тоже так постарею?! Неужели красоту мою

    затмят такие же морщины, как у бабушки?!»

    – Да, ты постареешь, как твоя бабушка, и твоё прекрасное лицо может

    измениться ещё больше… – шёпот Зеркала был спокоен, как сама вечность,

    беспристрастен, без всякой грусти или злорадства. Оно знало, о чём говорит.

    «Как же так?! Не может быть, чтобы угасла моя красота! А бабушка моя,

    может быть, вовсе никогда и не была молодой и красивой, как я!» – гневно

    думала Девушка.

    – Твоя красота уже начинает угасать, только твои глаза пока этого не

    видят, – опять шепнуло Зеркало.

    Девушка от злости готова была разбить Зеркало, которое смеет

    предсказывать ей страшное будущее.

    – Хочешь увидеть, какой была твоя бабушка в молодости?

    И лицо бабушки и весь её облик вдруг преобразились: поднос с фруктами

    несла прекрасная девушка с лучистыми глазами, восхитительной улыбкой и

    прекрасным гибким станом.

    Девушка была поражена: оказывается, её бабушка знала и молодость, и

    красоту.

    – Но куда же тогда ушла её красота?! – недоумевала она.

    – Вовнутрь, – сказало Зеркало, – бабушка твоя сохранила свою красоту

    сполна и даже преумножила её. Она теперь куда более прекрасна, чем когдалибо,

    ибо своей красотой и очарованием она украсила сердце и душу свою. Красота её

    множится и в людях, которые окружают её: искренняя любовь к ней – отражение

    её красоты.

    – Скажи мне, Зеркало, – взмолилась она, – как мне свою внешнюю

    красоту сделать внутренней?

    – Неси людям любовь свою, и тогда сияние твоего прекрасного лица

    станет сиянием внутренним, ибо облагородятся сердце твоё и душа твоя.

    – Внученька, красавица моя, для тебя я эти фрукты собрала в саду:

    ешь, пожалуйста!

    Ласка и забота, прозвучавшие в этих словах, тронули Девушку. Она

    оторвалась от Зеркала и заглянула в лицо бабушки. И только сейчас осознала,

    почему бабушка заботится о людях и молится за всех. Не глазами, а сердцем

    увидела Девушка всё великолепие внутреннего сияния старой женщины, которая

    протягивала ей поднос с фруктами. А на нём Девушка увидела не фрукты, а

    любовь, светящуюся вечной красотой.

    449 слов По Ш. Амонашвили*

    Творческое задание

    Напишите подробное изложение.

    Объясните, в чём видит известный педагог Шалва Амонашвили истинную

    красоту, включите в текст рассказ об истинно прекрасном, с вашей точки зрения,

    человеке.

    Текст 46

    У-А... У-А!

    Я проживал тогда в Швейцарии... Я был очень молод, очень самолюбив и

    очень одинок. Мне жилось тяжело и невесело. Ещё ничего не изведав, я уже

    скучал, унывал и злился. Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, и,

    как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством

    лелеял мысль... о самоубийстве. «Докажу... отомщу...» – думалось мне... Но что

    доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как

    вино в закупоренном сосуде... А мне казалось, что надо дать этому вину

    вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд... Байрон был моим

    идолом, Манфред моим героем.

    Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор,

    превыше ледников, далеко от людей, где нет даже растительной жизни, где

    громоздятся одни мёртвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже

    рёв водопадов!

    Что я намерен был там делать, я не знал... Быть может, покончить с собою?!

    Шёл я долго, сначала по дороге, потом по тропинке, всё выше поднимался,

    всё выше. Я уже давно миновал последние домики, последние деревья... Камни,

    одни камни кругом; резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый

    снег; со всех сторон чёрными клубами надвигаются ночные тени.

    Я остановился наконец.

    Какая страшная тишина!

    Это царство Смерти.

    И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и

    отчаяньем, и презреньем... Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и

    не желающий жить. Тайный ужас леденил меня – но я воображал себя великим!..

    Манфред – да и полно!

    – Один! Я один! – повторял я, – один лицом к лицу со смертью! Уж не пора

    ли? Да... пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою!

    И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною

    понятый, но живой... человеческий звук... Я вздрогнул, прислушался... звук

    повторился... Да это... это крик младенца, грудного ребёнка!.. В этой пустынной,

    дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, – крик

    младенца?!!

    Изумление моё внезапно сменилось другим чувством, чувством

    задыхающейся радости... И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на

    этот крик, на этот слабый, жалкий и спасительный крик!

    Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал ещё скорее –

    и через несколько мгновений увидел низкую хижинку.

    Я толкнул полураскрытую дверь – и так и ворвался в хижину, словно

    смерть по пятам гналась за мною...

    Прикорнув на скамейке, молодая женщина кормила грудью ребёнка, её

    муж сидел с нею рядом.

    Они оба уставились на меня, но я ничего не мог промолвить, я только

    улыбался и кивал головою...

    Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и моё величье, куда

    вы все делись?..

    Младенец продолжал кричать – и я благословлял и его, и мать его, и её

    мужа...

    О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня

    спас, ты меня вылечил!

    447 слов По И. Тургеневу*

    Творческое задание

    Напишите подробное изложение.

    Поразмышляйте, какие ценности утверждает И.С. Тургенев в своём

    стихотворении в прозе и как они соотносятся с вашей ценностной системой?

    Текст 48

    УРОДИНА

    Я живу на новостройке. Наш дом ещё не телефонизировали, поэтому возле

    него установлена будка телефона-автомата.

    Однажды моей соседке Полине Ивановне сделалось плохо с сердцем.

    Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил,

    в чём дело, и меня пропустили вне очереди. Однако оказалось, что вызвать

    неотложку не так-то просто: то абонент оказывался занят, то почему-то не

    снимали трубку.

    И вдруг дверца кабины распахнулась, и через моё плечо нажали на рычаг.

    Передо мной стояла девушка лет двадцати. Очень красивая. Той редкой,

    бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: «Слепой лишь её не

    заметит…». Подобная красота – столь же редкий дар природы для человека, как

    талант или даже гениальность. И поэтому поражает.

    – Мне надо позвонить, – сказала девушка.

    «Мне надо!» – для неё это уже значило всё.

    – Меня там ждут. Я спешу! Вы понимаете это?! – добавила она с

    раздражением в голосе: мол, мне некогда, а тут некоторые… Она

    выразительно посмотрела на меня…

    – Ну и что? – возмущённо раздалось из очереди. – Не мешайте

    гражданину.

    Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и

    покатилась по тротуару.

    Пока мне помогали её поднять, девушка впорхнула в будку и набрала

    нужный ей номер.

    – Что же вы её пропустили? – укоризненно сказал я мужчине,

    стоящему перед дверью первым.

    – Себе дороже будет! – усмехнулся он.

    Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних

    внимания, поэтому слышно было всем.

    – Серёжа! – кричала она. – Как договорились, жду на

    условленном месте.

    Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то

    замечание, девушка оглянулась на нас:

    – Да тут всякие...

    Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо

    вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не

    слышно было другим:

    – Уродина!..

    Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к

    лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

    Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

    – Сейчас приедет неотложка.

    – Спасибо.

    – Как вы себя чувствуете?

    – Лучше.

    Полина Ивановна молчала. И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

    Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у

    телефонной будки.

    – Вы здесь?! – сказала она с нескрываемым возмущением.

    – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

    – Так это вы не для себя звонили? Для других старались? –

    спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

    – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. – Один

    парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». Что у кинотеатра

    делается! Психоз какой-то! А ты побеседуй с этим джентльменом.

    Приятная компания. Ну, помчалась. Целую!

    Неотложка пришла через несколько минут. Возможно, девушка

    встретилась с врачом где-нибудь у лифта. Полину Ивановну осмотрели и

    сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. Положили на носилки,

    закрыли одеялом до подбородка и унесли.

    Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей

    парадной. Наконец она ушла. А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина

    Ивановна умерла.

    460 слов По П. Васильеву*

    Творческое задание

    Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его

    лица.

    Объясните смысл названия рассказа Павла Васильева.

    Текст 49
    1   2   3   4


    написать администратору сайта