Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
ЭФФЕКТ ПУРКИНЬЕ – смещение спектральной светочувствительности глаза при переходе от зрения дневного, для коего максимум соответствует длине волн желто-зеленых тонов (555 нм), к зрению сумеречному, для коего максимум соответствует голубовато-зеленым тонам (500 нм). Поэтому при сумеречном освещении цвета предметов холодеют: красные и желтые оттенки становятся тусклее, а голубые и зеленые – ярче. ЭФФЕКТ РАНШБУРГА – частный случай интерференции в памяти (-> гипотеза интерференции запоминания), исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характерен затруднениями запоминания, возрастающими по мере увеличения сходства заучиваемого материала с материалом, уже известным. ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ -> эффект Пигмалиона. ЭФФЕКТ СВЕРХАДДИТИВНЫЙ – результат деятельности групповой, более высокий количественно и качественно по сравнению с индивидуальной работой. Возникает в группе малой при ее приближении уровнем развития к коллективу – вследствие более четкого разделения обязанностей, координации действий и установления хороших деловых и личных взаимоотношений между сотрудниками. ЭФФЕКТ СТАЙЛСА-КРОУФОРДА – феномен различия субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по коему он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и. как менее яркий – если через его периферические отделы. ЭФФЕКТ УХА ЛЕВОГО – состоит в том, что у правшей больший объем и точность воспроизведения неречевых стимулов достигается при их предъявлении на левое ухо. ЭФФЕКТ УХА ПРАВОГО – состоит в том, что у левшей больший объем и точность воспроизведения стимулов речевых достигается при их предъявлении на правое ухо. ЭФФЕКТ ХОТОРНА – если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Вообще, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы. Частный случай эффекта Хоторна – эффект плацебо. Для устранения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. ЭФФЕКТИВНОСТЬ – способность производить определенный эффект, действенность; мера производимого эффекта. ЭФФЕКТОР – органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрогуморальных механизмов) на действие раздражителей внешних или внутренних и выступающие в роли исполнительного звена акта рефлекторного. Например, сокращаемая под действием света круговая мышца радужной оболочки глаза является эффектором рефлекса зрачкового (-> рефлекс безусловный). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (эффекторный) – характеристика центробежности процессов нервного возбуждения – их направленности по системе нервной от центра к периферии – от системы нервной центральной, в частности – мозга головного, – к периферии тела. ЭХОЛАЛИЯ – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при некоих заболеваниях психических (шизофрении, поражении долей лобных мозга головного и пр.), но иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи. ЭХОПРАКСИЯ – неконтролируемое подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей. Может проявляться в различных формах; чаще всего больной повторяет сравнительно простые движения, совершаемые перед его глазами, – например, поднятие руки, хлопанье в ладоши и пр. Наблюдается при шизофрении, поражении долей лобных мозга головного, органических заболеваниях мозга. Одна из форм эхопраксии – эхолалия. _ Ю_ ЮМОР -> чувство юмора ЮНОСТЬ – период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность – старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных. _ Я_ Я (эго) – сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я – одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте – как структура, задача коей – найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Я – это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро – всегда бессознательно. «Несчастное существо», пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов – внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я – переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические – особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я. Я-ГРАНИЦА (границы Я) – психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию воздействий, внешних относительно него. Выделяются: 1) Я-границы внутренние – разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного; при гипнозе могут разрушаться; 2) Я-границы внешние – выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информацией из внешнего мира, позволяя оценивать ее соответственно принципу реальности; при их разрушении предметы восприятия обретают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации. Я-ИДЕАЛ – согласно З. Фрейду – одно из обозначений и функция сферы личности, выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории Фрейда считает, что следует различать: 1) Сверх-Я – как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями; 2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться. Я ИДЕАЛЬНОЕ – (идеальное-Я) -> Сверх-Я; Я-идеал. Я-КОНЦЕПЦИЯ – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты: 1) когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание); 2) эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.; 3) оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция – предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят: 1) физическое Я – схема собственного тела; 2) реальное Я – представление о себе в настоящем времени; 3) динамическое Я – то, каким субъект намерен стать; 4) социальное Я – соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.; 5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти; 6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные; 7) фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция – важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, – одно из важных условий воспитания сознательного члена общества. Я-ЛИБИДО (либидо нарциссическое) – согласно З. Фрейду – либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к Я. Похоже на большой резервуар, из коего высыпаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо. ЯВЛЕНИЕ -1. Приход, появление. 2. Возникновение, начало. 3. То, в чем сказывается, обнаруживается сущность. 4. Всякое проявление чего-либо; событие, случай. ЯВЛЕНИЕ БРЕДОВОЕ ->бред. ЯВЛЕНИЕ МАССОВИДНОЕ (массовидные явления психики) – социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр. Систематическое изучение явлений массовидных началось в рамках двух независимых течений в XIX в.: в психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле, В. Парето). Ныне они исследуются в психологии групп больших, в психологии пропаганды, в психологии торговли. ЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. ЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ – их фундаментальное свойство – непосредственная представленность субъекту. Это означает, что человек не только чувствует, мыслит, вспоминает, желает, но и знает, что знает, что чувствует, мыслит и прочее; не только стремится, колеблется или принимает решения, но и знает об этих стремлениях, колебаниях и пр. Процессы психические не только происходят в человеке, но и непосредственно ему открываются. Внутренний мир – как бы большая сцена, где происходят различные события, а люди – одновременно и действующие лица, и зрители. Эта уникальная особенность явлений субъективных открываться сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью. На некоих ученых она произвела такое впечатление, что они связали с нею решение двух фундаментальных вопросов – о предмете и методе психологии. ЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОЕ (явления тревожного ряда) – понятие, введенное Ф. Б. Березиным для обозначения смены состояний эмоциональных при нарастании тревожности. При относительно небольшой степени тревожности возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого состояние повышенной чувствительности сменяется состоянием внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы становятся значимыми и окрашиваются отрицательными эмоциями. Затем развивается собственно тревога – как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии чувство неопределенной опасности связывается с конкретными предметами. При этом объекты, с коими связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия (-> паника). ЯДРО КРИСТАЛЛИЗАЦИИ ЧУВСТВ – понятие, введенное Г. Штеррингом. Означает интенциональные представления, служащие основой, на которую накладываются различные, соответственные им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений влечет за собой воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы ;– и связанные с ним установки – родителей, детей, семьи, друзей; а также абстрактные представления о чести, честности, религиозном долга; любви к ближнему и пр. По его мнению, подобные ядра кристаллизации чувств формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде после одномоментных, весьма значимых или даже экстремальных обстоятельств. Штерринг выделял: 1) гетерогенные ядра кристаллизации чувств – обусловленные воздействием среди, авторитетов, коллективных нормативных принципов; 2) автономные ядра кристаллизации – связанные с самостоятельным пересмотром этических, религиозных и эстетических оценок, принимаемых или отвергаемых личностью достаточной степени зрелости. «ЯДРО Я» – бессознательная часть Я. ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – носитель общественного сознания. С позиций материализма, исторически основой появления языка служит деятельность совместная людей. Язык существует и реализуется через речь. ЯСНОВИДЕНИЕ – получение знаний о некоих событиях без использования известных органов чувств или логических суждений. ЯТРОГЕНИЯ -> иатрогения. ЯЩИК ЧЕРНЫЙ – модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства. Проще говоря, так именуется любой объект, живой или неживой, рассматриваемый как нечто «непрозрачное»: о нем и о его внутреннем содержании можно судить, только оказывая на него некие воздействия (подавая сигналы на вход «ящика») и наблюдая его реакцию (считывая сигналы с выхода «ящика»). Понятие предложено У. Р. Эшби и относится к числу основных в кибернетике: любую биологическую систему (организм) можно представить в виде «ящика черного». Анализируя поведение такой модели и сравнивая его с поведением биологической системы, можно сделать ряд выводов о последней. Наглядный пример использования в психологии моделей типа «ящика черного» – эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме. |