Главная страница
Навигация по странице:

  • ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ АНГЛИЙСКАЯ

  • ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ

  • ШКОЛА ЖЕНЕВСКАЯ

  • ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ

  • ШКОЛА НАУЧНАЯ

  • ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ

  • ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ

  • Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник


    Скачать 5.35 Mb.
    НазваниеС. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
    Дата23.09.2022
    Размер5.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГоловин СЮ Словарь практического психолога.pdf
    ТипСправочник
    #692297
    страница125 из 129
    1   ...   121   122   123   124   125   126   127   128   129
    ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ (школа Грацкая) – группа исследователей – X. Эренфельс,
    С. Витасек, В. Бенусси и прочие – работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг.
    XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке проблемы целостности сознания школа исходила из концепции Ф. Брентано.
    Было введено понятие гештальт-качества как обозначение целостности психического образа и сознания в целом, его несводимости к сумме составляющих его ощущений.
    Гештальт-качество считалось высшим представлением, возникающим на основе низших представлений – ощущений и прочего – в результате особого продуктивного духовного акта.
    Защищая тезис о необходимости активности субъекта для появления целостного психического образа, представители школы пытались доказать его справедливость экспериментально. Школа австрийская подготовила переход от элементаристской стратегии
    к целостной, позже предложенной гештальт-психологией и школой Лейпцигской. Она поставила проблему выделения иных, чем в психологии ассоцианистской, единиц сознания, проблему целостно-образующих, системно-образующих факторов его, проблему активности субъекта в построении целостного образа (что неправомерно игнорировалось гештальт-психологией). Школа внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и прочих, а также ряда философских, гносеологических и этических вопросов.
    ШКОЛА
    АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ
    АНГЛИЙСКАЯ
    (английская антропологическая школа) – научное направление в этнографии и антропологии культурной, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). Была проведена параллель развития так называемых примитивных народов – на основе анализа их обычаев, верований, искусства, нравственности и прочего – с развитием процессов психических у современного человека. В силу этого сопоставления анимистические представления первобытного общества объяснялись неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и пр.), в условиях недостаточного опыта.
    ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ – группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции
    (-> интроспекция экспериментальная). Школа Вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании Проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и их последователями.
    Данные, полученные школой Вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.
    ШКОЛА ЖЕНЕВСКАЯ – направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. Работы школы Женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма

    (центрации) через децентрацию к объективной позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. Внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. Обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. Законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. Это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.
    ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯпсихологическое направление, существовавшее в
    Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители – Ф. Крюгер
    (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется
    «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), – к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) – диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического.
    В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов
    – в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе – психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы Лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр.
    Для сторонников школы
    Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. Для характеристики этого мира было введено понятие структуры – длительно существующего
    «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. Трансфеноменальные
    структуры делятся школой Лейпцигской:
    1) на «душевные»: а) индивидуальные, среди коих центральной является структура ценностных ориентации; b) надиндивидуальные – «душа» семьи, народа, расы и пр.;
    2) «субъективно-духовные» – сюда относились некие идеальные образования: мораль, право, искусство, а также язык. Душевная структура тем «совершеннее», чем более выражаются в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами. Говоря проще, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию или способность к созданию новых произведений искусства. В дальнейшем представления исследователей школы Лейпцигской нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А. Веллек), а также в психологии гуманистической (Г.
    Олпорт). Школа Лейпцигская сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты школы Лейпцигской высоко оценивал Л. С. Выготский, считавший их одним из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи школы оказали влияние на представителей психологии гуманистической.
    ШКОЛА НАУЧНАЯ – в психологии – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под школой научной понимаются:
    1) школа научно-образовательная, формирующая будущих исследователей;
    2) исследовательский коллектив, группа ученых, совместно разрабатывающих под руководством лидера – главы шкалы – созданную им исследовательскую программу;
    3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов. Школа научная играет важную роль в развитии психологии с времен античности до наших дней. Развитие психологии в XX в. связано с формированием школ – направлений, определивших макроструктуру современной психологии, таких, как структурализм (-> психология структурная), функционализм
    (-> психология функциональная), бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтизм (-> гештальт-психология), фрейдизм, неофрейдизм. В отечественной психологии важная роль принадлежала школам Басова, Выготского,
    Рубинштейна, Леонтьева, Лурии, Ананьева, Теплова, Узнадзе и др.
    ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ (французская социологическая школа) – социологическая направление, характерное общественно-историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М.
    Гальбвакс, Ш. Блондель. По мнению Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и явленных общими, религиозными, моральными и социальными идеями, правилами и нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л. Леви-Брюлъ разработал учение о двух типах человеческого мышления – логическом и пралогическом, сосуществующих на всех ступенях развития общества, хотя в первобытном обществе преобладает мышление пралогическое. Современный французский антрополог К.
    Леви-Стросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех стадиях развития общества можно выделить константные структуры – в частности, парные структуры, представленные, например, полярными качествами черного-белого, доброго-злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием общественного сознания иллюстрировался на различном материале: М. Гальбвакс исследовал процессы памяти, Ш. Блондель – аффекты. Это направление оказало влияние на Ж. Пиаже.
    ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ (харьковская психологическая школа) – неформальная организация психологов, работавших в 30-е гг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л. С. Выготского и формулированием на их базе основ подхода деятельностного. К этой школе принадлежали: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко,
    А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

    _
    Э_
    ЭВОЛЮЦИЯ – во взглядах на ее механизм неодарвинисты не всегда едины. По мнению одних, она – результат ряда последовательных мелких сдвигов от случайных мутаций согласно сиюминутным потребностям. Другие считают, что эволюция имеет определенную внутреннюю тенденцию, коей следует развитие видов, подчиняющееся неким ориентирам, уже заложенным в генах. По мнению третьих, эволюция совершается скачками, начинаясь с крупных переделок, возникающих в каких-то избранных, узловых точках эволюционного пути, где происходит дифференциация видов.
    ЭВРИСТИКА – 1. В широком смысле – наука о творчестве. 2. В узком, более современном – теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных задач интеллектуальных. Эвристические компьютерные программы отличаются от программ систематического поиска, поскольку содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей – эвристики – и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики человека не сводятся к формальным правилам и содержат мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска. Пока еще не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных программах.
    ЭГО -> я.
    ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) – одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда – его дочери А.
    Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал
    Фрейд. Главные представители эго-психологии – А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я – рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное – за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность – это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития – от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом.
    Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая).
    При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не
    учитываются.
    ЭГОИЗМ – ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению
    – переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива – противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).
    1   ...   121   122   123   124   125   126   127   128   129


    написать администратору сайта