Субрамуниясвами_Слияние с Шивой. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой Посвящение (самарпанам)
Скачать 9.93 Mb.
|
Йо-йо - игрушка, состоящая из нити, намотанной на предмет круглой формы, который, если его бросить, возвращается назад. Кавернозное сплетение - место вхождения ствола спинного мозга в область черепа, связанное с шишковидной железой и аджня-чакрой. Караиккаламаияр - 23-я из 63-х канонизированых святых тамильского шиваизма. Великая йогини, мистик и поэтесса, сотавившая важные гимны, которые являются частью "Тирумураи". Карма-марга - "путь действий и ответный реакций"; слово, описывающее мирское состояние, в котором находятся души, полностью запутавшиеся в действиях и ответных реакциях на содеянное; они создают новые кармы настолько легко, что практически не ощущают своей истинной индивидуальности. См.: анава-марга, пада. Кауаи - самый северный из Гавайских островов площадью 553 квадратные мили и населением 50000 человек. Кауаи-адхинам - монастырско-храмовый комплекс, основанный Шиваей Субрамуниясвами в 1970 году; межданурадная штаб-квартира церкви Шайва-сиддханта. Католицизм - вера, доктрина, система и практика католической церкви; главная христианская деноминация. Каэф (шум) - состояние, в котором осознавание осознаёт само себя. См.: шум. Кевала-авастха - "ступень обособленности". В шайва-сиддханте - первая из трех ступеней развития души. Начинается с эманации Господа Шивы, которая существует в эфирной форме; здесь еще нет самоосознания, так как божественная искра окружена облаком мрака (анавы). На этой ступени душа подобна семени в земле, котрому еще предстоит прорости и раскрыть весь заложенный в нем потенциал. См.: анава, авастха, развитие души, шуддха-авастха. Континиум - непрерывное целое, то, что нельзя разделить на части. Космическая Душа - Пуруша, Парамешвара, Изначальная Душа, Вселенская Сущность, Личный Бог. См.: Парамешвара, Изначальная Душа, Пуруша, Шива. Крийя-марга - См.: крийя-пада. Кукарма - "дурные действия" или их результат. См.: карма. Кулачара - "божественный путь жизни"; в шактизме - состояние дживанмукти - "освобождение при жизни". Достигается посредством садханы и милости. Кундалини-шакти - чистая (ни мужская, ни женская) энергия, которая проходит через сушумну-нади. См.: кундалини, сушумна-нади. Курал - См. Тирукурал Лимфа - светлая, желтоватого цвета жидкость тела, содержащая белые кровяные тельца и циркулирующая в лимфатической системе. Одной из ее функций является удаление бактерий и некоторых протеинов из тканей, а также транспортировка жира из малого кишечника. Согласно аюрведе лимфа является частью расы - первой из семи телесных дхату (тканей), каждая из которых преобразуется в последующую: 1) раса (включает плазму, лимфу, сыворотку, цитоплазму и хилус); 2) ракта (красные кровяные тельца, ткань крови - переносит кислород); 3) мамса (ткани мышц); 4) меда (жировая ткань, подкожный жир и пот); 5) астхи (костная ткань); 6) маджджа (нервная такнь и костный мозг); 7) шукра (репродуктивные клетки, семя). См.: аюрведа, оджас, теджас, трансмутация. Лотос - водное растение (nelumbo nucifera), растущее в южной Азии и Австралии, с большими листьями, выраженным ароматом, розоватыми цветками и мясистым корневищем. Луноподобный внутренний свет - мягкое сияние, которое можно увидеть внутри головы или в теле, если вритти, изменения мысли, успокоены в достаточной степени. Способность увидеть этот свет и окунуться него является краеугольным камнем здания духовного роста. См.: вритти. Майя марга - "мирской путь"; подчинение инстинктивным и интеллектуальным импульсам души, погруженной в неведение мира. См.: пада. Макрокосм - "великий мир", Вселенная. См.: микрокосм-макрокосм, три мира. Малапарипака - "созревание уз", состояние, которое достигается после того, как на ступени арул (второй ступени сакала-авастхи) обретен контроль над тремя малами - карма, анава и майя. В это время скрывающая милость Господа (тиродхана-шакти), которая уже выполнила свою работу, уступает место ануграхе, Его открывающей милости, которая ведет к обретению сходящей милости - шактинипата. См.: анава, ануграха, карма, мала, марул, майя, сакала-авастха, шактинипата, тиродхана-шакти. Мана - полинезийское слово для прана-шакти. Сверхъестественная, божественная, волшебная энергия, которая, как верят, присутствует в человеке или какой-либо вещи. Манана - "мышление; глубокое раздумье". Манас-чакра - раскрытая сахасрара-чакра, расположенная у макушки головы. Она достигает такого уровня после многочисленного переживания Самореализации, когда энергия кундалини сворачивается у темени. Тогда она играет роль муладхара-чакры золотого тела души. См.: чакры, сварнашарира, вишваграса, анадамайя-коша. Маниккавасагар - "Златоуст", тамильский святой, который внес большой вклад в средневековое возрождение шиваизма (850 г.н.э.). Он отказался от поста премьер-министра ради отрешенной жизни. Его собрание стихов "Тирувасагам" ("Святые изречения") является одним из главных священных текстов шайва-сиддханты (одной из частей восьмикнижья "Тирумураи") и жемчужиной тамильской литературы. В этом сборнике отражены его стремления, испытания, через которые он прошел, и его йогические реализации. См.: Тирумураи, Тирувасагам. Манипура-чакра - "колесо драгоценного города", центр солнечного сплетения, силы воли. Маркандусвами - ученик садгуру Йогасвами, который провел свои последние годы как саддху. Он жил как аскет и практически не разговаривал - за исключением повторения слов и высказываний своего гуру. Марул(тамил.) - "смущение". Вторая из трех ступеней сакала-авастхи. Мастурбация - манипуляция своими или чужими гениталиями для сексуального удовлетворения. См.: целибат, расточение, оджас, теджас, трансмутация. Матха - монастырь (мужской). Матхаваси - монах, житель монастыря. Мауна - практика молчания. Маха - в сложных словах "великий". Махарши Нандинитха - Первый сиддха-сатгуру главного направления Нандинатха-сампрадайи (Кайласа-парампары), который упоминается в книге грамматики Панини. Был учителем риши Патанджали, Вьягхрапады и Васиштхи. В наши дни представителем этой линии преемственности является Садгуру Шивая Субрамуниясвами. См.: Кайласа-парампара, Натха-сампрадая. Ментальное тело (оболочка) - разум высокого уровня тонкого астрального тела, в котором душа функционирует в Махарлоке Антаралоки (на тонком плане). Санскритский термин - виджнянамайя-коша ("оболочка познания"). См.: интеллектуальный разум, коша, тонкое тело. Ментальный план - название очищенной сферы тонкого мира. Здесь душа окружена ментальной оболочкой познания (виджнянамайя-кошей). См.: виджнянамайя-коша. Метаболизм - физические и химические процессы в живой клетке или организме, необходимые для поддержания жизни. Метафизика - философия, которая исследует природу реальности, особенно те ее аспекты, которые выходят за пределы физического восприятия или недоступны интллектуально-научному исследованию. Монастырь - матха, место уединения; древняя традиция, присутствующая в индуистской культуре Индии со времен Лемурии; священное место, в котором живут люди одного пола, соблюдая строгие обеты и отрабатывающие свои кармы, движущиеся к реализации Атмана. В монастырях, предназначенных для трансмутации сексуальных энергий, соблюдаются строгое правила целибата и нет сексуальных связей. Целью монастыря является создание обстановки, в которой монах может привести в равновесии свои мужские и женские энергии (пингалу и иду) и жить в духовной энергии (сушумне), которую нельзя удержать, общаясь с противоположным полом. Монах "ни мужчина, ни женщина"; он чистая сущность, душа. См.: ашрама, монах, нади. Мриданга - южноиндийский концертный барабан, имеющий форму бочонка с двумя мембранами. Мулеф (шум) - перспектива разума в его интеллектуальном, философском состоянии. См.: шум. Мыслеформа - проявления астрального вещества, одической силы, созданные в ауре человека, путешествующего в астральном пространстве (одических силовых полях) из одного места в другое. Обладают способностью создавать, сохранять, защищать и разрушать. Их, как и ауру, можно увидеть. Последовательность мыслеформ образует интеллект. См.: астральный план, аура, одическая сила, интеллект. Нагасвара - "звук змеи", двухрядный деревянный духовой музыкальный инструмент около метра в длину, похожий на гобой, но с более резким звуком. Широко распространен в Южной Индии. На нем играют во время индуистской пуджи и процессий, используя также большой барабан, тавил. Намо мьохо ренге кьйо - "Слава удивительной сутре лотоса", самая знаменитая мантра японских буддистов. Некашум (шум) - направление всех физических и астральных энергий в позвоночник. См. шум. Небо, небеса - высшие сферы, включая причинный план и высшие области тонкого плана, где души отдыхают и учатся в промежутке между рождениями, а также место, где зрелые души продолжают свое развитие после достижения мокши. Этот термин переводчики часто используют как эквивалент санскритскому слову сварга См.: лока. Нейтронная звезда - звезда, которая сжалась и имеет чрезвычайно высокую плотность. Нейтронная звезда размером с апельсин может весить больше Земли. Нери (тамил.) - "путь". Нимб - лучистый свет, окружающий человека или какую-либо вещь; аура. Ниргуна-брахман - "Бог без качеств". См.: Брахман. Нирвана - "прекращение". В буддизме считается неописуемым высшим достижением или беспристрастной мудростью и состраданием. В индуизме является освобождением от неведения и концом привязанности. Идеальное состояние для отдыха, гармонии, равновесия или радости. Одическая-сила - духовно-магнтическая, имеющая отношение к сознанию в ашуддха-майе, сфере физического и низших астральных планов. Одическая сила в своем разреженном состоянии - это пракрити, первичная грубая энергия природы, проявляющася в трех гунах: саттава, раджас и тамас. Вся материя, земля, воздух, огонь и вода, так же, как и мысль, являются одической силой. Это сила притяжения и отталкивания между людьми, а также между людьми и вещами; она проявляется в виде мужской (агрессивной) и женской (пассивной) энергии, которая исходит из потоков пингала и ида. Эти два потока (нади) расположены в позвоночнике тонкого тела. Одическая сила является магнетической, клейкой, связывающей материей, которую люди стремятся совершенствовать, когда хотят объединится для достижения таких определенных целей, как партнерство, брак, отношения гуру-шишья, дружба. Это инертная и неподдатливая энергия. Она является результатом объединения пранамайя-коши и аннамайя-коша. См.: актинический, коша, тонкое тело, таттва. Одическая прана - физическая жизнеспособность. Во время направления разума к объекту или субъекту концентрации одическая (как и актиническая) прана проходят через тонкие нервные каналы, что укрепляет их, в результате чего концентрация достигается без труда, так как подсознание адекватно реагирует на прилагаемые усилие сознательного разума. В итоге устанавливается процесс медитации. См. актиническая сила, актиническая прана, одическая сила, сила воли. Оджас - "энергия, сила, жизненность". Согласно аюрведе является основной жизненной жидкостью, флюидом семи тканей тела (дхату), к которым относятся: плазма, кровь, мышцы, жир, костная ткань, нервная ткань, репродуктивная ткань. Оджас присутствует в каждой части тела и лежит в основе всех физических процессов. Это не физическая субстанция, а материя, существующая на тонком уровне. Оджас истощается в результате чрезмерной сексуальной активности, употребления наркотиков, лишних разговоров, прослушивания громкой музыки, эмоциональных всплесков и недостаточного отдыха. Признаком истощения оджаса является наличие страха, беспокойства, расстройства работы органов восприятия, нездоровый цвет лица, отсутствие жизнерадостности, грубость, истощение, нарушение деятельности иммунной системы и легкая заболеваемость (все сиптомы СПИДа). Сохранение жизненных сексуальных флюидов повышает содержание оджаса, укрепляет иммунную систему, улучшает здоровье и качество сознания человека. Оджас растрачивается в процессе эякуляции у мужчин и во время оргазма и менструации у женщин. После 30-ти дней полного сексуального воздержания сперма преобразуется в оджас, который поднимается в мозг и собирается в сахасрара-чакре, где проявляется как духовная и интеллектуальная энергия. Такой человек развивает в себе теджас. В том, кто достиг реализации, энергия оджаса преобразована в Абсолютное Сознание, кундалини-шакти. См.: веда, лимфа, теджас, трансмутация, йони. Оковы - то, что лишает свободы. В философии шайва-сиддханты этим словом переводится термина паша, под которым подразумеваются тройственные узы: анава, карма и майя. См.: анава, карма, майя. Освобождение - мокша, освобождение от уз паши, после которого душа становится свободной от сансары, круговорота рождений и смертей. В шайва-сиддханте в качестве паши рассматриваются тройственные узы: анава, карма и майя, которые ограничивают душу и помещают ее в тюрьму цикла реинкарнации, где она развивается. Мокша является свободой от сковывающей энергии этих уз, которые не прекращают существовать, но более не обладают властью связывать душу. См.: мала, дживанмукти, мокша, паша, реинкарнация, садгуру, Самореализация, душа. Относительная реальность - майя, то, что подвержено изменению. Термин относится к проявленному существованию и показывает, что оно не является иллюзией, но также не является и Абсолютной Реальностью, которая вечна и неподвержена измененям. См.: Абсолют, майя. Отрешенность - См.: санньяса, тьяга. Отрицательная привязанность - страх, беспокойство или сомнение, связанное с будущим, или длительное сожаление о прошлом, которое удерживает человека от того, чтобы плыть вместе с рекой жизни, полнокровно жить в вечном настоящем как независимая, духовная сущность, встречая все события светом понимания. Падмасана - "поза лотоса", самая знаменитая поза хатха-йоги, оптимальное положение для медитации: ноги скрещены, ступни обращены вверх, напоминая цветок лотоса. В этой позе интеллектуально-эмоциональные энергии находятся в состоянии равновесия и покоя. См.: поза лотоса, раджа-йога, йога. Паньчанга - "пять конечностей, частей". Название традиционного индуистского календаря, который получил его из-за своих пяти основных элементов: титхи, накшатра, карана, йога и вара (или васара). В нем содержится информация о невидимых астрологических факторах, которые оказывают влияние на тонкое окружение. Паньчангу используют для определения оптимальных сроков деятельности человека. Панини - автор "Аштадхьяйи", систематизированной грамматики санскрита, содержащей 4.000 правил. (Точная дата составления неизвестна. Примерно 4-й век до нашей эры; в соответствии с западными учеными - позже). Парам(тамил.) - "Всевышний", Бог. Паранада - "за пределами звука, тона или вибрации". В метафизическом смысле - высший мистический Вечный трансцендентный Беззвучный Звук, первая вибрации, из которой возникает творение. Из Паранады возникает Пранава, Аум и другие порождения нады См.: Аум, нада. Парапарам - "То, что; за пределами Запредельного". Парашакти - "высшая, первичная энергия". Второй совершенный аспект Господа Шивы, который является безличным, имманентным и обладает формой - всепроникающее Чистое Сознание и Первичная Субстанция всего существующего. Для описания Парашакти есть много других имен - Сат-чит-ананда ("Бытие-сознание-блаженство"), свет, молчание, божественный разум, сверхсознание и др. Парашакти может испытать медитирующий йог, усердный в своих практиках, при погружении в лежащее в основе всего единство, наполнящее собой всю форму. Этот опыт называется савикальпа-самадхи. См.: раджа-йога, Шакти, Сат-чит-ананда, таттва. Паша-джняна - "знание мира". То, к чему стремится душа на первой ступени сакала-авастхи (ирул). См.: ирул, сакала-авастха. Пашу-джняна - "знание души". То, к чему стремятся на второй ступени сакала-авастхи, которая называется марул. Пашупата-шиваизм - эта монистическая и теистическая школа шиваизма почитает Шиву, как Первичную Причину и Личного Правителя души и мира в Его форме Пашупати ("Господа душ"). В основе этой школы шиваизма лежит аскетизм, делается ударение на садхане, непривязанности к миру и поиске "внутренней милости кундалини". Лакулиша, главный гуру этого направления шиваизма, Лакулиша, как упоминается в "Каравана-махатмье", родился примерно в 200-м году нашей эры. Одним из самых важных центров пашупата-шиваизма считается храм Соманатха. Лакулиша пропагандировал шайва-монизм (хотя все говорит о том, что ранее пашупата-шиваизм был дуалистическим), рассматривая Шиву как деятельную, а не материальную, причину Вселенной. Из этого направления вышло много аскетических ответвлений, включая капаликов и каламукхов. Сегодня эта школа представлена широкой традицией саддху и многочисленными местами поклонения, разбросанными по всей Индии. См.: шиваизм. Пати-джняна - "знание Бога", к которому стремится душа на третьей ступени сакала-авастхи (арул). См.: арул, сакала-авастха, шактинипата. Первичная субстанция - основная энергия и очищеная форма, из которой появился проявленный мир и его бесконечное многообразие. См.:Парашакти. Первичный хаос - преисподняя. Темные состояния сознания, в которые может попасть человек в результате неправильного поведения; семь чакр (психических центров) или тал (сфер сознания) ниже муладхара-чакры, которая расположена у основания позвоночника. См.: чакра, нарака, лока. Первый мир - физическая Вселенная (Бхулока), состоящая из грубой материи, которую постигают с помощью пяти чувств. См.: лока. Перспективы шума - четыре вида разума: мулеф - интеллектуальное/философское; шумеф - индивидуальное осознавание; симнеф - научное/интеллектуальное; дэфи - путешествие в пространстве, дэвы и Боги, внутренняя коммуникация. См.: дэфи, мулеф, шумеф, симнеф. Плазма - светлая часть крови, лимфы или внутримышечной жидкости. Также: электрически нейтральный газ с высоким содержанием ионов, состоящий из электронов и нейтральных часитиц. Состояние вещества, которое отличается от твердого, жидкого и газообразного. Плюралистический реализм - термин для определения плюрализма, используемый различными школами, включая школу шайва-сиддханты Мейкандара, делающей ударение на том, что части существования сами по себе абсолютно реальны и не сотворены сознанием, Богом. Поклон - пранама, приветствие, в котором склоняются голова или тело. Мужчины полностью простираются, совершая аштанга-пранаму ("восьмиобразный почтительный поклон"), в котором руки, грудь, лоб, колени и стопы касаются земли. Форма поклона для женщин - паньчанга-пранама, "пятиобразный почтительный поклон", в котором земли касаются руки, голова и ноги (лодыжки скрещены - правая на левой). Более точный термин для простирания - пранипата ("простирание на земле в почтительном поклоне"). См.: бхакти, намаскара, прапатти. |