Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Ход урока. Элементы сюжета. Завязка романа.

  • Анализ эпизода. (ВСЕХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ЗАПИСАТЬ В СТОЛБИК) 1)Анна Павловна Шерер.

  • 2)Василий Курагин .

  • 3) Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).

  • 4)Лиза. - Описание Лизы.5)Пьер. - Описание Пьера.

  • 6)Элен. - Описание Элен. 7)Андрей Болконский. - Описание князя Андрея.

  • 8)Анна Михайловна Друбецкая.

  • 3. Значение французской речи в романе.

  • 4.Авторское отношение к нормам жизни светского общества

  • Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества: Приём сопоставления. Прием противопоставления.

  • 2. «Срывание всех и всяческих масок». Домашнее задание к следующему уроку 3.02 Прочитать 7-17 главы.

  • лохи. Салон Шерер. Салон Анны Павловны Шерер. Анализ эпизода


    Скачать 20.74 Kb.
    НазваниеСалон Анны Павловны Шерер. Анализ эпизода
    Дата15.02.2022
    Размер20.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСалон Шерер.docx
    ТипУрок
    #362712

    Тема урока: «Салон Анны Павловны Шерер. Анализ эпизода»

    Том 1 часть 1 глава 1


    Вечер Анны Павловны был пущен.
    Веретена с разных сторон равномерно и не
    умолкая шумели.

    Л. Толстой

    Приличьем стянутые маски…

    М. Лермонтов

    Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

    Задачи: 

    1. Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.

    2. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.

    3. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.

    4. Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор                           характеризует своего героя.

    5. Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».

    6. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой  выражает свое отрицательное отношение к героям.

    Ход урока.

    1. Элементы сюжета. Завязка романа.

    - Здравствуйте, ребята.

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, - салоне Анны Павловны Шерер.

    Наша ЦЕЛЬ: определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

    Задачи:

    1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;

    2. Определить значение французской и русской речи в романе;

    3. Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Л.Н.Толстой применяет в своем романе-эпопее;

    4. Выясним, с помощью каких художественных приемов Л.Н.Толстой выражает свое отношение к героям.

    - Но сначала давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. Какие жанры эпоса вы знаете? Чем они отличаются?

    - Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении?

    - С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).

    - К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

    - Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)

    - Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?

    Запись в тетради:

    На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

    - Что представляет собой салон?

    - Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?

    (Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).

    - Кто такая фрейлина?

    - Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

    - Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.  

    Итак, салон уж начался!

    1. Анализ эпизода. (ВСЕХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ЗАПИСАТЬ В СТОЛБИК)

    1)Анна Павловна Шерер.

    - Напомните мне, кто является хозяйкой салона?

    - Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?

    - В чем заключается смысл её жизни? Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.

    2)Василий Курагин.

    -  Кто был первым гостем?

    - Кто же такой В.Курагин, какой пост он занимает? ()

    - Как он одет?

    - Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?

    - Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?

    - Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?

    - Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?

    - Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?

    - Как она относится  к императору?

    - Чего больше всего боятся великосветские вельможи? (революции)

    - Кто такой Новосильцев? Какова его заслуга?

    - Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)

    - Когда Василий заговорил об истинных намерениях? (После того, как А.П. закончила свою пламенную речь об императоре и начала рассказывать о приглашенных на вечер.)

    - О чем это говорит? (О том, что князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, т.к. от этого зависит и его материальное положение).

    - Как отзывается отец о своих детях?

    - На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?

    - Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?

    - Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце? (Поговорить об этом с Лизой Болконской)

    - Василий Курагин и Анна Павловна за спиной решают судьбы людей, забывая о чести и достоинстве.

    Василий Курагин в погоне за выгодой готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

    3) Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).

    Какой обряд должны были совершать все гости салона? (приветствования тетушки). Зачем? Так было принято: жить не своим умом, а на старших глядя.

    4)Лиза.

    - Описание Лизы.

    5)Пьер.

    -  Описание Пьера.

    - Как приняла его Анна Павловна?

    - Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?

    - Как Пьер ведет себя в салоне?

    - Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

    - Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?

    6)Элен.

    - Описание Элен.

    7)Андрей Болконский.

    - Описание князя Андрея.

    - Почему ему было скучно в этом обществе?

    - Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Но они для него чужие.)

    Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

    - Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?

    - У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер? (Чтобы умирающий отец Пьера граф Кирилл Владимирович Безухов оставил Курагину часть наследства в честь заботы о внебрачном сыне).

    8)Анна Михайловна Друбецкая.

    - Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.

    - Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?

    - Как она себя ведет? (Сидит рядом с никому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)

    - Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?

    - С кем он спорит?

    - Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)

    - Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?

    - Как уходит Пьер?

    3. Значение французской речи в романе.

    – С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

    Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

    Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)

    4.Авторское отношение к нормам жизни светского общества

    Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

    1. Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:

    1. Приём сопоставления.

    2. Прием противопоставления.

    2. «Срывание всех и всяческих масок».
    Домашнее задание к следующему уроку 3.02

    1. Прочитать 7-17 главы.

    2. Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».


    написать администратору сайта