Основы психологии. Лекция 21.. Самосознание. Я-концепция. Структура и функции самосознания. Самосознание. "Яконцепция". Структура и функции самосознания. Понятие Яконцепции
Скачать 16.96 Kb.
|
Самосознание. "Я-концепция". Структура и функции самосознания. Понятие «Я-концепции». Развитие самосознания: Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового (Столин)Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину): - сознание отличия себя от остального мира; - сознание Я как активного начала субъекта деятельности; - сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку; - социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я. Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Определение: (единого нет) Т.Бауэр – "Я-концепция" понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело. А.М. Прихожан: «Соотношение понятий Я-концепции и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию как результат, итоговый продукт самосознания». Я-концепция– развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: - Осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и проч. свойств. - Самооценку - Субъективное восприятие влияющих на собственную личность факторов. Основные положения «Я-концепции» К. Роджерса. «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение. «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция». Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты. «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания. «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой Р.Бернс определяет следующие функции: 1. Обеспечение внутренней согласованности. Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает. 2. Я- концепция как интерпретация опыта. Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему — это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием усмотрит в них какой-либо подвох. 3. Я- концепция как источник ожиданий. Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в которых он как бы предсказывает события, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. |