философия. Тема 1.Роль философии в жизни человека и общества.Основные идеи. Самостоятельная работа по теме 1 Цель занятия закрепление знаний об основных категориях и понятиях философии, роли философии в жизни человека и общества, формирование умений применять их
Скачать 35.42 Kb.
|
Тема 1.1.Основные категории и понятия философии.Роль философии в жизни человека и общества Самостоятельная работа по теме 1.1 Цель занятия: закрепление знаний об основных категориях и понятиях философии, роли философии в жизни человека и общества, формирование умений применять их. Самостоятельная работа по теме 1.1 Задание 1.Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы Задание 2.Раскройте смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность», используйте философские словари из сети Интернет. Задание 3.Проанализируйте высказывания. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ: а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости"; б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»; в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости"; г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости». Тема 1.2.Философия античного мира и средних веков Самостоятельная работа по теме 1.2 Цель занятия: закрепление знаний о философии античного мира и средних веков, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы: Задание 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле Подберите две цитаты Платона об идее. Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине. Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях. Задание 2. Заполните данную таблицу и проведите сравнительный анализ содержания онтологических и гносеологических проблем двух эпох — средних и Возрождения:
Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 3.1 Аристотель полагал, что греческая философия начинается с Фалеса (625—547 гг. до н. э.). Цицерон утверждал то же самое: «Философия началась с Фалеса, он был первым». Как Вы думаете, на чем основываются эти утверждения? Почему Фалеса относили к «семи мудрецам» Эллады? За какие знания и изобретения? Проанализируйте его ответы на «хитрые» вопросы: Что прекраснее всего? — Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что самое общее для всех? — Надежда: ее имеет и тот, у кого нет ничего другого. Что трудно? — Познать самого себя. Когда мы будем жить лучше и справедливее всего? — Если сами не будем делать того, что другим запрещаем. Что вреднее всего? — Порок, он вредит всему. 3.2 Какие философские проблемы разрабатывались представителями Элейской школы? Что такое апории Зенона Элейского? Назовите известные Вам. В чем их непреходящее значение (научное, гносеологическое)? Согласны ли Вы со следующим высказыванием и почему: «Заслуга Зенона в том, что он видел загадочность в для всех очевидном и, пытаясь понять и показать эту загадочность другим, вывел человеческий род на общее представление о том, что жить в мире и понимать его, а тем более знать или властвовать над всем — не одно и то же». 3.3 Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»? Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике». 3.4 Какое общефилософское значение имеет рассуждение Августина о времени, которое дано им в произведении «Исповедь»? Почему он говорит, что, рассуждая о том, «что такое время», человеческий ум неизбежно впадает в парадоксы? Каким видом (типом) философствования представлено данное произведение? 3.5 Как взаимосвязаны понятия «рефлексия», «душа», «субъективность», «Я» в философской системе Фомы Аквинского? Сущность человека — атрибутивная его характеристика или нет? Постигает ли человек свою сущность и каковы пути этого постижения? Аргументируйте свой ответ. 3.6 Поскольку слово в христианском учении было в основании творения и, соответственно, являлось общим для всего сотворенного, то оно определило возникновение проблемы существования этого общего. Данная проблема в истории философии получила название проблемы «универсалий». В чем философский смысл учений об «универсалиях»? Как решали эту проблему представители трех философских учений — реализма, номинализма, концептуализма? 3.7 В чем гносеологический смысл такого философского принципа: «Не следует умножать сущность без необходимости», который получил название «бритва Оккама»? 3.8 Характерными чертами духовного и культурного преобразования Западной Европы в XIV—XVI вв. являются гуманизм, интерес к античной культуре, естественно-научная направленность. Объясните, каковы причины этого и какое влияние на философское мышление оказало движение Ренессанса? Почему символом эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи? 3.9 В чем суть концепции развития Н. Кузанского? Почему мы говорим, что он создал теоретические предпосылки для построения новых, по сравнению с геоцентрической, картин мира, Вселенной? Назовите самые значительные его произведения. Объясните гносеологический смысл суждения Кузанского: «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание». 3.10 Почему все произведения Н. Макиавелли (1469—1527) в 1559 г. были включены в первый «Индекс запрещенных книг»? Назовите эти произведения. В чем суть и какова философская основа его социально-политического учения? Объясните историческое значение понимания Макиавелли закономерностей общественного развития как необходимости соотношения свободной воли человека с этой необходимостью. Тема 1.3:Философия нового времени Самостоятельная работа по теме 1.3 Цель занятия: закрепление знаний о философии нового времени, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы: Задание 1.Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений». Задание 2. Аргументируйте, почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?. Ответ не должен превышать одну страницу. Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 3.1 Анализ учения Ф. Бэкона о призраках . Почему мы говорим, что творчество Ф. Бэкона (1561—1626) знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, становление новой философской проблематики? В чем гносеологическое значение сформулированных Бэконом четырех призраков (идолов — рода, пещеры, рынка, театра), осаждающих ум человека? В чем сущность разработанного им опытно-индуктивного метода исследования природы? За что им подвергается критике догматически-словесный, умозрительный уровень исследования, познания всего сущего, включая и природу? 3.2 Анализ произведения Декарта о правилах метода Объясните, почему философскую концепцию Декарта называют дуализмом. Назовите основные сочинения Р. Декарта (1596—1650), которые посвящены «математизации» (алгоритмизации) научной деятельности и в которых он формулирует принципы (требования) дедуктивного метода познания. Поясните гносеологический и методологический смысл его тезиса: «Я мыслю, следовательно, существую» (cogitoergosum). 3.3 Какие проблемы — общефилософские, государственные, социального устройства общества — рассматриваются Т. Г. Гоббсом (1588—1679) в трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»? С каких философских позиций они решаются и в чем их историческое и современное значение? 3.4 Используя сравнительный метод, прокомментируйте суждения: «Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно… Добровольные действия проистекают из воли людей, но они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое требование и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина — из другой в непрерывной цепи... то они проистекают из необходимости» (Т. Гоббс). «…Человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не сознают причин, коими они детерминируются», ибо человек «составляет часть всей природы, законом которой человеческая природа принуждена повиноваться и приспосабливаться к ней едва ли не бесчисленными способами» (Б. Спиноза). В чем сходство и различие в понимании данными мыслителями необходимости, детерминизма, свободы, свободы воли, познавательных возможностей (способностей) человека? 3.5 В чем новизна эмпиризма Дж. Локка (1632—1704)? В чем противоречивость его сенсуализма и что означает этот термин? Прокомментируйте его высказывания: «Познание никогда не будет в состоянии преодолеть все трудности и разрешить все вопросы». «Натуральная философия есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе». «Действия людей — лучшие переводчики их мыслей». «Только практика совершенствует наш ум так же, как и тело». Почему он считается одним из теоретиков педагогики? 3.6 Одна из основных проблем, которой занимался Ж. Ж. Руссо (1712—1778), была проблема неравенства людей. В чем он видел причины неравенства людей? Когда, по его мнению, оно возникает? Какие пути предлагались им для преодоления этого неравенства? Реальны ли они? Каково философско-социологическое решение данной проблемы? 3.7 Как известно, философия И. Канта (1724—1804) является завершением и одновременно критикой философских учений эпохи Просвещения. В чем он видит ограниченность рационализма и эмпиризма? Почему в его учении о познании содержится идея диалектичности, противоречивости человеческого разума? В каком смысле он говорит, что «наука должна уступить место вере»? Какой моральный смысл вкладывает он в утверждение: «Человек — цель, а не средство»? 3.8 В чем историческая заслуга Ф. Шеллинга? Поясните сущность его принципа «тождества» духа и природы. В чем он видит «идеальность» природы? Определите, как в приведенном высказывании Шеллинга решается важнейший вопрос философии: «На деле материя не что иное, как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей»? 3.9 Объясните следующие тезисы Гегеля: «Свобода существенно конкретна, вечным образом определена внутри себя и, следовательно, вместе с тем и необходима». «Государство — «предмет, в котором свобода изобретает и переживает свою объективность…». «Человеку принадлежит безграничная сила решений». «Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать все…». «…Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают…» 3.10 Назовите основные философские работы Л. Фейербаха (1804—1872). В чем видел мыслитель важнейшую задачу философии? Объясните его тезис: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат (предмет)». В чем сущность эвдемонизма Фейербаха? Почему его эвдемоническое обоснование нравственности в целом оказалось внеисторическим и ненаучным? Почему внеисторично (и ненаучно) утверждение о том, что субстанциальной основой ощущения людей являются их чувственные отношения (любовь)? Объясните, за что подвергается критике философская система Фейербаха. Почему его системой завершается перид развития классической философии? Тема 1.4:Особенности русской философии Самостоятельная работа по теме 1.4 Цель занятия: закрепление знаний об особенностях русской философии, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы: Задание 1.Заполните пропуски, определив представителей и содержание идей социально-философских и интеллектуальных движений в России XIX-XX вв. 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________. 2. Истоками русской философской мысли являются _________. 3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________. 4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________. 5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______. 6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________. 7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______. 8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____. 9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____. 10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________. 11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______. 12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________. 13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________. 14. Впервые его сформулировал _________. 15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть ________. 16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи. 17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории. 18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________. 19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______. 20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах. 21. Назовите его представителей. 22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____. 23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. 24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______. 25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______. Задание 2. Заполните таблицу: Основные этапы развития русской философии
Задание 3. В чем существенное отличие русской философской мысли от западноевропейского мышления? Проанализируйте следующее суждение: «Основание западноевропейской философии — ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божественен» (А. Лосев). Тема 1.5:основные философские концепции современности Самостоятельная работа по теме 1.5 Цель занятия: закрепление знаний о основных философских концепциях современности, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы: Задание 1. Заполните таблицу "Основные направления в современной философии"
Задание 2. Выберите одно произведение: Э. Фромм «Душа человека» или В.С. Соловьев «Русская идея». Проанализируйте его. Определите этическую позицию автора. Задание 3.Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 3.1 Почему философское учение А. Шопенгауэра (1788—1860) можно охарактеризовать как волюнтаризм? Что понимает мыслитель под волей и представлением и почему его «афоризмы житейской мудрости» имеют сегодня определенный успех? Прокомментируйте, изложите свою точку зрения- согласны ли Вы с автором и почему: «Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понять его лишь в меру своего собственного интеллекта». «Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и насущного мотива». «Жизнь — коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду!». «То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека». «”Почему” можно назвать матерью всех наук». 3.2 В чем, по Вашему мнению, состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше (1844—1900)? Почему он назвал свою философию антихристианской и что она есть «заступнический инстинкт жизни»? С позиции абсолютной ценности человеческой жизни (цель человека — это жизнь) объясните суждения философа: «Человек есть нечто, что должно преодолеть». «К независимости способны очень немногие — это преимущество сильных». 3.3 Как решается проблема взамосвязи существования и сущности в философском учении Ж. П. Сартра (1905—1985)? Что он понимает под свободой личности? Как и каким образом эта проблема проявилась в его отношении к политике и морали, к философии и эстетике, к поведению человека и художественной практике? Как Вы понимаете тезис Ж. П. Сартра: «Человек, приговоренный быть свободным, возлагает тяжесть всего мира на свои плечи»? 3.4 Прокомментируйте следующее высказывание : «Психоанализ хорош, если он — орудие просвещения и цивилизации, хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты, — словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяния, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму» (Томас Манн, "Волшебная гора") Определите историко-культурное значение психоаналитической философии и укажите, что в ней есть ненаучного и иллюзорного. |