философия по теме 1. Самостоятельная работа по теме 1 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна
Скачать 37.19 Kb.
|
Национальный социально-педагогический колледж Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Основы философии Тема самостоятельной работы: Самостоятельная работа по теме 1.1 Работу выполнил студент группы: 8 ДО-09/20А-1 Короткевич Снежана Ивановна Работу проверил и принял: Хомутова Дарья Сергеевна ________________________ «_____» ______________ 2021 г. Красноярск 2020 г. Функции философии 1.11. Функции философии Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества. Сама мировоззренческая функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. Последняя, строго говоря, может быть включена в две предыдущие, но выделение ее в отдельную подфункцию целесообразно. Это связано со спецификой социальной действительности и ее познания как частного случая бытия и познания вообще; но этот частный случай имеет исключительное значение для человека. Именно эта подфункция нацеливает на осмысление проблем общественной жизни, перспектив развития общества. Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности. Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности. К методологической функции философии иногда относят как подфункцию так называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция (от греч. акеие – ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию. Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления. Философия – это симбиоз вопросов о существовании мира и роли отдельного члена общества в нем. Ее основой является мировоззрение, которое включает в себя понятия сущности и систему объективных взглядов. Известно, что мировоззрение состоит из бытовых и научных знаний, веры и принципов человеческого бытия. С его помощью индивид познает окружающую действительность и условия адаптации Функции философии Мировоззренческая – воспитательная Фундаментальная – аксиологическая Методологическая – интерграфическая Гносеологическая — критическая Логическая — ругулятивная прогностическая Мировоззренческая функция философии Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов. Фундаментальная функция философии Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. Методологическая функция философии Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире. Гносеологическая функция философии Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач. Логическая функция философии Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта. Прогностическая функция философии Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности. Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной. Задание№2.Раскройте смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» Определение понятия «логика» Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. В жизни мы часто встречаемся с такими выражениями, как «начнем с определения…», «дайте определение…», «запомните определение…», «это неверное определение…» и т. п. В обыденном смысле определение – это ответ на вопрос, что собой представляет какой-то объект, свойство, явление. Если говорить более точно и научно, то определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – явное. Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1000 градусов по Цельсию косвенно следует ответ на вопрос, что такое термометр, вытекает неявное определение этого понятия. Неявные определения называются также контекстуальными. Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.Определения также бывают реальными и номинальными. Реальноеопределение раскрывает содержание понятия, обозначающего какой-то объект, а номинальное раскрывает значение термина, в котором выражено какое-либо понятие. Говоря проще, реальные определения посвящены объектам, а номинальные – терминам . Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – реальное, а определение: Слово «термометр» обозначает физический прибор, предназначенный для измерения температуры – номинальное. Как видим, принципиальной разницы между реальными и номинальными определениями не существует Они различаются, как правило, по форме, но не по сути. Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ определения, который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: Астрономия – это наука о небесных телах построено по классическому способу. В нем определяемое понятие астрономия сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие наука , а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук. Пользуясь классическим способом, вы сможете дать точное и правильное определение любому понятию (если, конечно же, определяемый объект или термин вам хорошо знаком, и вы знаете, что он собой представляет или что соответственно означает). Например, нам требуется дать определение понятию квадрат. Следуя классическому способу, сначала подведем его под родовое понятие: квадрат – это геометрическая фигура…, а затем укажем не его видовое отличие от других геометрических фигур, которое заключается в наличии равных сторон и прямых углов. Итак, квадрат – это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы прямые. (Давая определение понятию квадрат, мы могли бы подвести его под более близкоеродовое понятие прямоугольник, и тогда определение получилось бы следующим: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны, однако и приведенное выше определение квадрата раскрывает содержание соответствующего понятия и является верным). Обратите внимание на то, что фактически все определения, встречающиеся в научной, учебной и справочной литературе (в толковых словарях, например) построены по классическому способу, который также часто называется определением через род и вид. Определение понятия «философия» Философия явилась на свет в результате осознания человеком самого себя.Желаешь познать самого себя – философствуй. Это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Философия зародилась более 2,5 тыс. лет назад в древних культурах Индии, Китая и Греции. Уж очень похожими были вопросы, задаваемые первыми мыслителями самим себе, да и ответы на них тоже были очень близкими по смыслу. Это свидетельствовало лишь о том, что «человечество» (хотя было очень и очень рано называть таким образом тех жителей нашей Планеты) созрело до осознания потребности знать ответы на эти вопросы. По преданию, первое применение термина «философия» принадлежит Пифагору. Философами в древности стали называть людей, способных мудро решать вопросы, которые встают перед человеком в процессе познания окружающего мира, углублённых в размышления, поиски истины, занятых накоплением разнообразных знаний и передающих эти знания другим. Впоследствии термин «философия» закрепился для обозначения особого типа рационального познания, в рамках которого систематически формулируются и обсуждаются кардинальные проблемы человеческого бытия. Древнегреческий философ Сокрт учил, что главной задачей философии должно быть познание человека. «Познай самого себя!» − этот призыв, увиденный в дельфийском храме Аполлона, он истолковал как важнейшее требование к философской мудрости. Дорога самопознания ведёт человека к пониманию того, как надо строить свою жизнь. Ценность философии в том и состоит, что в ней решаются волнующие людей вопросы о цели и смысле жизни, об истине, добре и справедливости, о том, как следует жить. Конечно, стремление открыть основания, причины, общие принципы объяснения наблюдаемых явлений свойственно не только философскому, но и всякому научному познанию. На первых порах различие между философией и научным познанием не проводилось, они развивались в синкретическом (нерасчленённом) единств Философия − это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Определение понятия «дискурсивность» ДИСКУРСИВНЫЙ —процесс познания, заключающийся в рассуждении, когда мышление движется от одногопонятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строитумозаключение. Дискурсивно, напр., всякое понятие, т. к. оно образуется посредством связывания различных уже известных признаков. Дискурсивная ясность означает, по существу, логическую ясность, т. е. строгую последовательность, проявляющуюся в связи понятий при построении речи, высказываний. В истории философии обычно различают познание Д. и интуитивное (непосредственное). Так, согласно Канту, человек познает двояко: интуитивно, или непосредственно, через созерцание, и опосредствованно, с помощью понятий. Если в первом случае необходима наглядность, то во втором случае необходимо только правильное применение понятий. Д. познание играет большую роль в повседневной жизни людей, но особенно велико его значение в науке. Строгая последовательность понятий, их правильное применение — важное условие успеха в любом научном исследовании. Задание 3.Проанализируйте высказывания. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ: а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости» Мой ответ: Согласна. Потому что философия соединяет факты в одну Истину, ищет один ответ на всё, а наука разъединяет Истину на отдельные разделы. По каждому факту может быть отдельная наука, а та может включать ещё науки, и так до бесконечности. Стихия философии — свобода, а не необходимость. Философия всегда стремилась быть освобождением человеческого духа от рабства у необходимости. Философия может исследовать тот логический аппарат, который есть приспособление мышления к мировой необходимости, но она сама не может стоять в рабской зависимости от этого аппарата. Познание мудрое выше познания логического. Философия есть познавательный выход из мировой данности, прозрение, преодолевающее мировую необходимость. Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется. Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости. Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление и не послушание. б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется» Мой ответ: Официальное определение философии выражается как система взглядов на окружающий мир, включающая в себя несколько направлений и подходов, среди которых есть и научный. Люди мыслят образами. Слова — это коды, вызывающие из памяти соответствующие образы. Не знакомые слова или слова на не знакомом языке, образов из памяти не вызывают, что усложняет общение. Философия, как наука, внедряет в сферу общения слова-коды, отыскивая понятные и логически обоснованные их определения, чтобы они вызывали у разных людей одинаковые образы, упрощая взаимопонимание. в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости» Мой ответ: Философ свободен размышлять о чем угодно (его ум сообразуется лишь одними законами логики), а разум ученого, занимающегося естественными или гуманитарными науками, всегда стеснен пределами избранного ими предмета, который в свою очередь обусловлен жесткими законами материального мира. г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости». Мой ответ: Философия ни когда не была приспособлением к необходимости. Заветной целью философии всегда было познание свободы, но невозможно познать свободу реальности. Это как на земле жить жизнью рая да ещё уверовать в это совершенно. Это схоже с шизофренией. Свобода-это понятие прижизненное реальное и оно есть на земле при жизни реально либо её нет нигде. а) Не согласен, я считаю, что допустима и научная философия. Философия (от древнегреч. любить размышлять) - наука о размышлениях, почему же не допустимо? Зачем запрещать философу об этом думать? б) Не согласен, ведь общие принципы философия и наука имеют, эти два столба являются основой для переосмысления человека "здесь и сейчас". в) Согласен, никто и ничто не должно подчиняться/покоряться кому-либо/чему либо, иначе зачем тогда все это? г) Не согласен, не считаю, что это объективно, философия и наука должны быть независимыми, хотя и имеющими определенные точки соприкосновения. |