Главная страница

Тема 6 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа Психология старения и старости. Хрестоматия учеб пособие составит. О. В. Краснова М. Иц Академия, 2003 416 с


Скачать 22.11 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа Психология старения и старости. Хрестоматия учеб пособие составит. О. В. Краснова М. Иц Академия, 2003 416 с
Дата26.05.2020
Размер22.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 6 Самостоятельная работа.docx
ТипСамостоятельная работа
#125744

Тема 6 Самостоятельная работа

Психология старения и старости. Хрестоматия: учеб. пособие/ составит. О.В.Краснова - М.: ИЦ «Академия», 2003 - 416 с.

Чтобы ярче представить предмет изучения, некоторые психогеронтологи обращаются к воспоминаниям своего детства, в которых большое место занимают образы старых людей. Так, К. Свенсон (С. Swenson) описывает маленький городок, по улицам которого он идет со своим прадедом. Они идут мимо скамеек, на которых сидят старики-патриархи, и каждый прохожий обращается к старым людям со словами привета. Это почтительное отношение подтверждает общественный статус стариков, их почетное место в социуме. Несколько десятилетий назад в современном обществе получил распространение иной образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. В то же время психологические исследования наших дней воссоздают, например, такие образы людей позднего периода жизни: они преуспели в жизни, накопили богатый опыт, но желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии и идут в колледж, не стесняясь своего возраста. Находясь в предпенсионном возрасте или миновав его, они тем не менее строят обширные планы на будущее и реализуют многие свои замыслы. Но психологам приходится иметь дело и с другими стариками — пассивными и подавленными людьми, переживающими выход в отставку как трагическое событие жизни, с которым они не могут совладать. Такие люди в поздние периоды жизни — не изображения разных возрастных групп. Это представители разных личностных типов, неодинаково конструирующих свою жизнь и прибегающих ко многим, подчас противоположным стратегиям преодоления жизненных трудностей.

В настоящее время большинство людей нелегко переживают приближение 60 — 65 лет. Именно этими роковыми годами по легенде, рассказанной Свенсоном, более ста лет тому назад канцлер Бисмарк определил границу работоспособности человека, и она была принята многими государствами Swenson С, 1983]. Между тем за это столетие в обществе произошли существенные изменения — улучшились сама жизнь, условия труда, большими успехами отмечено развитие медицины. Многие психологические исследования показывают, что большинство людей в постпенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. «Новые старики», как стали называть в 120

наши дни пожилых людей, отстаивавших свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Результаты исследований, проведенных L.-M.Tollier (1983), указывают на то, что приблизительно 76 % людей, находящихся на пенсии, хотят продолжать работать. Многие из них находят новые занятия, что благотворно сказывается на их здоровье и удовлетворенности жизнью. О.Сегерберг изучал жизнь 1200 человек в возрасте 100 лет. Он приводит высказывание одного из участников исследования: «Мы должны помнить, что работа является биологической необходимостью». Свенсон, опираясь на данные своих работ и исследований Сегерберга, заключает, что «полезность» (или чувство полезности) и «работа» выступают главными факторами, которые обеспечивают и предсказывают значительную продолжительность жизни.

Весьма показательны результаты лонгитюдного геронтологи-ческого исследования, проведенного в Бонне под руководством X. Томе (Н. Thomae) и У. Лер (U. Lehr). Оно было начато в 1965 г. В нем участвовали 222 человека. К 1977 г. число участников сократилось до 81 человека. Их возраст охватывал период от 72 до 87 лет. Психологов интересовало, в частности, как за прошедшие 12 лет у старых людей изменились показатели активности, приспособленности, побудительности (Anregbarkeit), какой стала способность управлять событиями своей жизни, какое настроение начало преобладать в поздний период жизни. Результаты показали, что у большинства стариков активность отнюдь не уменьшилась, сохранилась система побуждений, улучшился процесс адаптации, однако снизилась способность контролировать события своей жизни и ухудшилось настроение. В то же время у ряда других участников лонгитюда показатели формально- динамических характеристик снизились. Эти данные, как подчеркивают Лер и Томе, указывают на необходимость дифференциального подхода при разработке проблем психогеронтологии [Thomae Н, 1988].

Феофанов К.Л. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 41-57.

Монографическое исследование Кристины Виктор, директора Научного центра социальной гигиены при Институте медицины Святой Марии в Лондоне, посвящено старости как этапу жизни человека. <...> Внимание автора сосредоточено на «изучении старости в рам­ках западного общества на основе детального анализа статисти­ческого материала» [с. 1]. Цель книги заключается в том, чтобы выявить господствующие в западном обществе стереотипы в от­ношении к престарелым, оценить их обоснованность и «понять положение престарелых в обществе» [с. 1]. К.Виктор привлекает также исторические сведения, с тем чтобы проследить динамику процессов старения и формирования социальных аттитюдов; при­водятся результаты европейских и американских исследований в области социальной геронтологии. Геронтология как наука о старении имеет три основных ком­понента — биологический, психологический и социальный и, таким образом, представляет собой междисциплинарную область исследований. <...> В книге Виктор представлено третье геронто-логическое измерение — старость в социальном контексте. Это измерение, в свою очередь, включает три различных направле­ния. Первое имеет дело с индивидуальными переживаниями по­жилых людей; здесь старость рассматривается в социальных рам­ках семьи, общества и культуры в целом. Второй подход стре­мится определить место пожилых людей в обществе. Третий изу­чает проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики. Все названные направления представлены в работе Виктор.

Опыт старости... переживается различно в зависимости от эт­нической, половой или классовой принадлежности индивида. Нео­днозначен также образ старости, доминирующий в разные исто­рические эпохи. Старость является, таким образом, «гетероген­ным» понятием, что делает проблематичной ее строгую дефини­цию. В этой связи одна из целей книги состоит в том, чтобы «раз­делить пожилое население на составные части и описать имею­щиеся между ними различия»

Многоаспектностью старости объясняется также существую­щее многообразие подходов к ее изучению, каждый из которых акцентирует ту или иную ее сторону или их совокупность. Так, в рамках биологического подхода на первый план выдвигаются тео­рии физиологических изменений, сопровождающих процесс ста­рения на протяжении всей жизни индивида. Теоретический фун­дамент биологического подхода составляет аристотелевское по­нимание человеческого организма как машины, а также близкий к аристотелевскому постулат Гиппократа о наличии фиксирован­ной величины энергии (или «жизненности») в каждом человеке. Заметное распространение получили также теории «запрограм­мированного» старения, утверждающие, что максимальная про­должительность жизни и старение зафиксированы в генах данно­го организма. Близкие им теории делают акцент на функциях им­мунной системы, которая производит антитела для сопротивле­ния заболеваниям. Эти антитела могут стать источником болезней и старения, поскольку защитная сила иммунной системы челове­ка убывает с возрастом.

Подход с позиции теории жизненного цикла подчеркивает де­терминацию возраста социальными нормами и отношениями. Ос­новными факторами здесь выступают работа и семья. Календар­ный возраст служит только основанием для запрещения или раз­решения различных социальных ролей и поведения; выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нор­мами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным. При этом, как показывают исследования антропологов, социальный возраст не тождестве­нен для различных культур и исторических эпох. Предписывая тот или иной тип «адекватного» поведения разным возрастным ко­гортам, социальный возраст осуществляет специфическую возра­стную стратификацию общества.

Якимова Е.В. Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе // Социальная геронтология: Современные исследования. -- М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 58-68.

ретические подходы к проблемам старости и социального поло­жения престарелых и предлагает свою концепцию геронтологи-ческого знания как «динамической дисциплины в динамическом обществе». Автор определяет геронтологию как науку о процессе старения в его биологическом, психологическом и социальном аспектах. Поскольку специфика восприятия старости одновременно приписывает и пути разрешения проблем престарелых, научные дефиниции геронтологических категорий опосредованно влияют на социальные интерпретации старости, доминирующие аттитю-ды и социально-политические программы. Таким образом, «из­бранный нами способ определения геронтологической проблема­тики делает нас ответственными за создание особой геронтологи­ческой реальности» [с. 184].

Эту реальность можно рассматривать как увеличивающуюся со­вокупность потерь или «утрат» — экономических, психологичес­ких, социальных, индивидуальных, которые означают неизбеж­ную личностную зависимость в старости. Именно такой пессими­стический подход преобладал до последнего времени в работах геронтологов. Однако старость имеет и другую сторону: это своего рода кульминационный момент пожизненной аккумуляции опы­та и знаний, который может (и должен) стать толчком для высво­бождения интеллектуального и личностного потенциала пожилых. Поэтому в геронтологических исследованиях должны найти отра­жение оба аспекта старости как взаимосвязанные и уравновеши­вающие друг друга процессы

Понятие «высвобождения ресурсов», которое должно стать от­правным пунктом гуманистической геронтологии, тесно связано с популярной среди социальных исследователей теорией «каче­ства жизни». Обычно в рассуждениях о качестве жизни престаре­лых преобладают негативно-превентивные моменты; речь идет пре­имущественно о предупреждении болезней, смягчении изоляции и т. п. Понятие высвобождения ресурсов позволяет дать более оп­тимистическую программу улучшения качества жизни в старости. Активизация «связанного» личностного потенциала пожилых мо­жет протекать в нескольких направлениях. Во-первых, возможна трансформация внешних и внутренних ограничений, преобразо­вание их в актуальные личностные возможности (подобно тому как ирригационные сооружения преобразуют разрушительную или бесполезную силу реки в целенаправленную оросительную систе­му). Во-вторых, необходимо избавиться от традиционных ценност­ных запретов, связанных, например, с отношениями поколений на рынке труда. Наконец, нужно преодолеть мифы и догмы соци­ального окружения, которые вынуждают престарелых разрушать привычные социальные связи.

Развитие теоретического знания о старости и престарелых пред­полагает разработку геронтологической парадигмы. Формирова­ние такой парадигмы в геронтологии как социальной науке свя­зано с неоднозначным пониманием сущности проблем, связан­ных с процессом и результатом старения, и различными способа­ми их решения. Торнстон выделяет пять основных парадигм, в рамках которых осуществляется сегодня теоретическое осмысле­ние старости. Первая из них связана с интерпретацией социальных проблем в терминах социальной патологии. С этой точки зрения трагедия старения заключается в том, что индивид перестает от­вечать критериям «нормы» (нормальности) в физиологическом, психологическом, коммуникативном, производственном и про­чих отношениях. Независимо от того, каким образом исчисляют­ся здесь нормативные критерии (на основе статистической нор­мы, медицинских или психосоциальных стандартов либо мате­риальных предписаний), «патологическое» измерение социальных проблем престарелых ограничивает их решение уровнем отдель­ного индивида, без каких-либо рекомендаций, касающихся пе­рестройки социальных отношений и структуры. Антиподом этой парадигмы является модель, где точкой отсчета выступает уро­вень организации социального целого, степень взаимосвязи его частей. Соответственно источником социальных проблем будет здесь нарушение стройности социальной системы, ее дезоргани­зация. Применительно к положению престарелых в современном западном обществе можно говорить о разрушении вследствие ин­дустриализации и урбанизации традиционного образа жизни и порожденного им образа старости как синонима житейской и профессиональной мудрости. С этих позиций решение социальных проблем престарелых предполагает те или иные макроструктурные изменения


написать администратору сайта